Российский океанический промысел: задача успеть в «последний вагон»!

3 марта 2014 11:29

Помните, как у классика – «социалистическая революция, о которой так много говорили большевики – свершилась!». Почему я выбрал именно эту фразу из богатейшего наследия В.И. Ленина. Потому, что в последние годы о необходимости развивать, или скорее возрождать российский океанический промысел, говорилось очень много и с разных трибун. И о том, что силами частных рыбодобывающих компаний, какими бы они крупными не были, без активного участия государства эту глобальную проблему не решить – тоже. Но, к сожалению, дальше обсуждения злободневности этой темы, а также что Россия рискует потерять возможность вести широкомасштабный океанический промысел, дело так и не пошло.

И вот свершилось…

Борьба ведущих рыбодобывающих государств за распределение водных биоресурсов Мирового океана, об обострении которой в последнее время так много говорилось, в т.ч. в программных документах Правительства РФ, похоже, вступает в решающую стадию. И, к сожалению, без участия России. При этом уже обозначились лидеры этой гонки – Китай и Евросоюз (впрочем, не факт, что к ним не присоединятся другие крупные игроки).

Похоже, что правительства Китая и ЕС – единственные, кто реально озабочен защитой национальных интересов в вопросах сохранения национальных морских ресурсов и, через активное развитие своих океанических рыболовных флотов, в обеспечении своих стран постоянным возобновляемым продовольственным ресурсом.

Но, обо всем по порядку.

Итак, Китай.

Страна за короткий исторический период вышла в число мировых лидеров  рыбодобывающих стран (не учитывая аквакультуру). КНР входит практически во все международные регулирующие рыболовные организации, китайский океанический флот ведёт промысел практически в каждом продуктивном районе Мирового океана.

На рис. 1 показаны основные промысловые районы китайского океанического флота. 

По данным только официальной статистики вылов китайского рыбопромыслового флота «дальних морей» (океанического) в 2011 г. составил 4,604 млн. тонн.


Регион промысла


Годовой вылов по типам промысла (1000 МТ)


Всего


Суда с прочими орудиями лова


Траулеры


Кошельковые сейнеры


Ярусоловы тунцеловные


Тунцеловные кошельковые сейнеры


Западная Африка


15,00


2 355,00


554,70


11,40


4,70


2 940,80


Восточная Африка


2,70


119,00


18,00


11,70


29,50


180,90


Азия (искл. Японию и Южную Корею)


32,50


697,00


127,00


24,10


67,50


948,10


Япония и Южная Корея


 


 


 


 


106,00


106,00


Океания


3,50


18,40


0,00


84,30


91,90


198,10


Центральная и Южная Америка


34,00


109,70


31,70


7,00


0,00


182,40


Антарктика


0,98


0,00


47,00


0,00


0,00


47,98


Всего


88,68


3 299,10


778,40


138,50


299,60


4 604,28

Табл. 1.  Примерный годовой вылов судов всех типов китайского океанического флота в ИЭЗ  морских стран и территорий (и в прилегающих территориях открытых морей) с 2000 – 2011 г.г.¹

Как можно увидеть из таблицы 1, китайский флот выловил более 4,6 млн. тонн  за год за пределами своих внутренних вод и ИЭЗ. В разрезе регионов, самый продуктивным промысловым районом является Африка, где китайские суда дальнего плавания выловили около 3,1 млн. тонн, далее следует Азия (за исключением Японии и Южной Кореи) - 948 тыс. тонн (или чуть более 1 млн. т. за год с Японией и Южной Кореей), далее - Океания (198 тыс. тонн), Центральная и Южная Америка (182 тыс.т.) и Антарктида (48 тыс. т.).

¹2013 Blackwell Publishing Ltd, China’s distant-water fisheries in the 21st century

Оценочная стоимость среднегодового совокупного улова китайского океанического флота за период 2000-2011 г.г. составляет 8,9 млрд. Евро (табл. 2).


Регион промысла


Оценка выгруженного улова (млрд. Евро в год)


Всего


Суда с прочими орудиями лова


Траулеры


Кошельковые сейнера


Ярусоловы тунцеловные


Тунцеловные кошельковые сейнера


Западная Африка


0,03


4,74


0,70


0,03


0,01


5,51


Восточная Африка


0,01


0,24


0,02


0,03


0,09


0,39


Азия (искл. Японию и Южную Корею)


0,06


1,40


0,16


0,07


0,20


1,89


Япония и Южная Корея


 


 


 


 


 


0,17


Океания


0,01


0,04


0,00


0,23


0,28


0,56


Центральная и Южная Америка


0,06


0,22


0,04


0,02


0,00


0,34


Антарктика


0,002


0,00


0,06


0,000


0,000


0,062


Всего


0,17


6,64


0,98


0,38


0,58


8,92

Табл. 2.  Примерная оценка улова, выловленного в  ИЭЗ  морских стран и территорий (и прилегающих территориях открытых морей), выгруженного судами всех типов китайского океанического промыслового флота.¹

КНР намерена и далее усиливать своё присутствие в Мировом океане. В 2010 г. китайский океанический флот насчитывал 1899 судов, а к 2015 г. планирует увеличить количество флота до 2300 судов. Эти планы включены в XII пятилетний план развития народного хозяйства КНР, т.е. обеспечены реальной поддержкой государства.

Большое значение правительство КНР уделяет как строительству новых судов, так и модернизации и замене существующего флота. Так, в сентябре 2012 года на воду был спущен первый серийный крупнотоннажный тунцеловный сейнер “Jin Hui-8”, полностью построенный на китайской верфи. При этом отмечается, что существующий крупнотоннажный тунцеловный флот состоит в основном из устаревших судов иностранной постройки, которые необходимо в ближайшее время заменять современными судами.

Китайское правительство давно проводит протекционистскую политику в отношении национальных компаний, осваивающих ресурсы Мирового океана. При этом приоритет отдаётся добыче высокорентабельных видов морских ресурсов, с преимущественной переработкой на территории КНР. Особо хочется отметить комплексный подход правительства КНР к развитию национальной тунцовой индустрии на основе создания рыбопромышленных кластеров. В сентябре 2013 г. объявлено о строительстве крупнейшей в Китае промышленной зоны по переработке тунцов в г. Жунчэн (провинция Шаньдун) с годовым объёмом переработки свыше 150 тыс. тонн тунца. Объём инвестиций составит 180 млн. $USA. Более 80 млн. $USA будет инвестировано в строительство завода по глубокой переработке тунца с низкотемпературным замораживанием продукции (-60°С) производительностью 15 тыс. тонн в год. Остальные 100 млн. $USA пойдут на строительство двух холодильников для сырья на 40 тыс. тонн; завода по производству консервированного тунца и других, связанных с ними объектов общей площадью 20 тыс. м².

Ясно, что подобные планы должны быть обеспечены соответствующей ресурсной базой. Для обеспечения доступа к ресурсам тропического тунца национальным компаниям, китайское правительство безвозмездно строит в г. Лаэ (Папуа Новая Гвинея) завод по переработке замороженного тунца, а также оказывает помощь в финансировании строительства портовой инфраструктуры.    

Такая активная экспансия неизбежно ведет к увеличению промысловой мощности рыбодобывающего флота и не может не сказаться на уровне безопасности морских ресурсов стран, в ИЭЗ которых осуществляется промысел.

Первыми забили тревогу островные тихоокеанские страны-члены Наурского Соглашения (PNA), в ИЭЗ которых добывается более 65% мирового объёма тропических тунцов. Секретариат Форума Рыболовных Агентств тихоокеанских островных государств (FFA) в мае 2013 г. обратился к правительствам стран-участниц с меморандумом, в котором заявлено, что китайская экспансия, активно субсидируемая государством, угрожает жизнеспособности ресурсам тунца и других видов рыб Западного и Центрального Тихого океана, включая Австралию и Новую Зеландию. Быстрое и субсидируемое расширение промысловых мощностей океанического флота Китая, в том числе его тунцеловного флота, является основным источником угрозы для морских ресурсов и рыбной индустрии островных стран Тихого океана. В заявлении говорится:

«Без государственного вмешательства в этот вопрос и широкую и активную поддержку  правительств островных государств (Pacific Island), перспективы выживания отечественных рыболовных судов, не несущих китайский флаг в Западной и Центральной части Тихого океана, будет крайне сложно."²

Серьёзную озабоченность активизацией китайского океанического промысла высказывают международные регулирующие и другие организации, правительства стран, участвующих в промысле тунцов в Тихом и Индийском океанах (США, Индия, Шри-Ланка, Индонезия и др.).

² The Pacific Islands Forum Fisheries Agency (FFA)

Страны Евросоюза, располагающие многочисленным океаническим флотом, также  активно включаются в борьбу за распределение биоресурсов Мирового океана. Понимая, что без активной помощи государства рыбакам эту борьбу не выиграть, депутаты Европарламента 10.07.2013 г. проголосовали за выделение 6,5 млрд. Евро в период 2014-2020 г.г. на финансирование программ, направленных на поддержку рыбной промышленности стран ЕС и развитие аквакультуры.

12.07.2013 г. депутаты Европарламента одобрили поправку, позволяющую использовать в рамках  программных мероприятий из Европейского Фонда мореходства и рыболовства (EMFF) до € 1,6 млрд. на цели субсидирования строительства новых рыболовных судов.

Основная цель господдержки – увеличение промысловых мощностей рыболовных флотов стран ЕС.

«Хотя заявленной целью поддержки является повышение устойчивости рыбной промышленности, инвестиции в новые суда и оборудование обеспечат увеличение оперативной дальности и автономности плавания промысловых судов от их «домашних» портов»³ - отмечено в заявлении Европарламента.

По данным ЕС, основным получателем средств будут страны Средиземноморского региона, несмотря на то, что «88% оценочного объёма рыбных ресурсов этого морского бассейна чрезмерно эксплуатируются».

Специалисты недоумевают, зачем нужны столь масштабные инвестиции во флот, и без этого являющийся избыточным для чрезмерно эксплуатируемых морских биоресурсов от Средиземного до Северного моря.

Международную организацию сохранения океана “Oceana” особенно беспокоит негативное воздействие, которое могут оказать выделяемые субсидии на океаны, и то, что “субсидии помогут поддержке флотов сверхнормативного размера и ухудшит порочный цикл истощения рыбных запасов”4. “Oceana” недавно опубликовала результаты своего шестимесячного исследования субсидий ЕС в рыболовном секторе с 2000 года:

  • субсидии рыболовства от ЕС и его государств-членов составили € 12,9 миллиарда;
  • Государствами-членами предоставляется в виде "государственной помощи" для рыболовного сектора - € 4,9 млрд. (6,3 млрд. долл. США);
  • Только 1% выделенных средств могут быть идентифицированы как «благоприятные» для морской среды;
  • Около 65% могут быть классифицированы как "экологически вредные".
  • Ирландия, Испания, Италия и Франция получили почти 75% выделяемой государственной помощи.

Цитата из заявления Директора Управления европейской политики WWF Тони Лонга:

"…Если мы будем продолжать закачивать деньги в модернизацию национального флота, все, что мы добьёмся, это увеличение способности рыбной промышленности для уничтожения последних скоплений рыбы в угрожаемых районах."(WWF)

По всей вероятности, цели этой поправки лежат глубже – страны ЕС взяли курс на усиление своего рыбодобывающего флота, ориентированного на приоритетное использование морских биоресурсов открытого океана и ИЭЗ иностранных государств. Целевое государственное субсидирование предполагает значительное увеличение промысловых мощностей, которые должны быть обеспечены соответствующей ресурсной базой. При этом «свободных» ресурсов в ИЭЗ европейских стран практически нет. Зато такие ресурсы пока имеются в Мировом океане и в ИЭЗ третьих стран, в основном развивающихся, и за их закрепление за национальными юрисдикциями нужно бороться разными методами, в т.ч. выдавливая из рынка конкурентов и размещая в промысловых районах дополнительный флот. И по всей вероятности часть выделенных Европарламентом средств будет использована для строительства океанического флота.

Ярким примером использования морских биоресурсов третьих стран в интересах развития национальных рыбопромышленных секторов может служить Группа “CLUSTER” (Испания).

“Cluster”(www.clusterdepesca.com) - испанская кластерная группа, объединяющая ассоциации испанских рыбодобывающих (AGAC, ACEMIX, ASEMP), судостроительных (PYMAR), перерабатывающих компаний, судовладельцев (ANASCO), главной целью которой является развитие испанского рыбопромышленного сектора за счёт продвижения испанских судов,  технологий, специалистов в третьи страны и использования их национальных морских биоресурсов в интересах испанских компаний. Группа пользуется широкой поддержкой испанского правительства, комиссий Евросоюза и Европарламента.

Защита интересов национальных рыбопромышленных групп твёрдо и планомерно осуществляется правительствами стран ЕС и Европарламентом. Примером может служить процесс принятия резолюции по запрету грузовых операций в Атлантическом океане для тунцеловных кошельковых сейнеров Международной комиссией по сохранению атлантических тунцов (ICCAT).

Впервые с такой  инициативой выступили США на ежегодной сессии ICCAT в 2003 г., однако это предложение было забаллотировано делегацией ЕС. Причина – неготовность флотов стран ЕС, состоявших в основном из сейнеров с недостаточным объёмом морозильных трюмов. Второй раз эта резолюция была вынесена на утверждение сессии ICCAT только в 2006 г. по инициативе самого Евросоюза, когда в состав сейнерных флотов стран ЕС были введены крупнотоннажные суда и потери промыслового времени в результате запрета выгрузок в море для судовладельцев стали не столь ощутимы. И эта резолюция была принята, но принята с одной беспрецедентной поправкой.

Принятие резолюции существенно осложняло промысловую деятельность для российских сейнеров, имеющих небольшие морозильные трюмы. Благодаря усилиям и твёрдой позиции членов официальной российской делегации в составе Кухоренко К.Г., Леонтьева С. Ю., Еремеева В.В., российские тунцеловные сейнера были поставлены в льготное положение по сравнению со всеми остальными сейнерами, работающими в Атлантическом океане – им единственным было разрешено совершать грузовые операции в открытом море.

Широкая поддержка Евросоюзом национальных интересов ярко проявляется в вопросе закрепления ресурсов тропических тунцов в зонах тихоокеанских островных стран-участниц Наурского соглашения (PNA) .

³Atuna.com. European Union, July 15, 13. MEPs Sink Billions Into Fisheries Fleet Subsidies

4. Marine Science Today/, July 16, 13. What’s The Deal With EU Fisheries Subsidies

В борьбе за доступ к ресурсам этого богатейшего промыслового района сходятся интересы многих ведущих рыбодобывающих стран – США, Китай, Япония, ЕС, Южная Корея и др.  В последние дни июля был проведен первый этап переговоров между правительством Островов Кука и Комиссией ЕС по заключению Соглашения о партнерстве.

Соглашение позволит флотам ЕС расширить зоны промысла тунца в Западной и Центральной частях Тихого океана и вывести на промысел дополнительно 4 тунцеловных сейнера. Взамен о. Кука получат от ЕС, кроме платы за доступ к ресурсу, финансовую поддержку для развития рыбацкого сектора. Примечательно, что данное соглашение позволит сейнерам ЕС получить доступ к ИЭЗ сразу 8 стран-членов PNA, что вызвало резкую критику правительств этих стран.  В марте 2013 г. островное государство Палау отказалось от «подарка» тайваньской компании Fong Haur Fishery Co., Ltd. в виде нового построенного крупнотоннажного тунцеловного сейнера в обмен на доступ к ресурсам ИЭЗ страны.

В марте 2013 г. закончились многомесячные переговоры между правительствами стран PNA и США по выработке новых правил ведения промысла, причём страны PNA вынудили США принять многие из выдвигаемых требований.  До сих пор безрезультатно проводятся переговоры между правительствами стран PNA и ЕС по вопросам доступа к ресурсам в обмен на торговые преференции.

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что борьба за биоресурсы Мирового океана вступает в решающую фазу, которая отмечена активизацией развивающихся страны, принимающих национальные программы по развитию наиболее рентабельных видов океанического промысла. Наиболее значимые примеры за 2013 год:

  • Правительство Республики Гондурас объявило о разработке национальной программы развития тунцовой индустрии; 
  • Инвестиционная Компания "Ireland Blyth Limited" (Маврикий) заключила соглашение о государственно-частном партнёрстве с правительством Республики Габон в области развития рыболовства. Сумма инвестиций составит 100 млн. Евро, которые будут направлены на создание собственного тунцеловного флота и береговой инфраструктуры;
  • Государственное агентство Республики Мозамбик выпустило облигационный заём на сумму 850 млн. $USA для финансирования национальной программы развития тунцовой индустрии, в т.ч. для строительства 24 тунцеловных судов, 6 патрульных катеров и объектов береговой инфраструктуры. Финансирующими сторонами выступили "Credit Suisse Group" и "VTB Capital plc". Для реализации программы создана компания Empresa Mocambicana de Atum SA (EMATUM) со 100% государственным участием. Первоначальный объём выпуска облигаций составлял 500 млн. $USA, но в процессе размещения спрос существенно превысил предложение и окончательный объём выпуска облигаций был увеличен до 850 млн. $USA.

Активизируется строительство высокотехнологичного тунцеловного сейнерного флота.

По состоянию на декабрь 2013 г. испанскими судостроительными компаниями осуществляется строительство 12 крупнотоннажных сейнеров, в т.ч.:

  • По заказам испанских тунцеловных компаний - 5 сейнеров;
  • По заказам мексиканских компаний - 7 сейнеров.
  • Размещён заказ на строительство 24 тунцеловных судов (по госпрограмме развития тунцовой индустрии Республики Мозамбик) на французских верфях;
  • Судостроительными компаниями Вьетнама, Тайваня, Кореи, КНР ведётся строительство 45 тунцеловных кошельковых сейнеров.

К сожалению «голос» России в этих процессах пока не звучит. Несмотря на широкое обсуждение вопроса о необходимости развития океанического флота, современных промысловых судов больше не становится, а без их наличия говорить о расширении ресурсной базы государства в Мировом океане не приходится.

В последнее время благодаря активной позиции Росрыболовства заключаются межправительственные соглашения со странами, пока ещё располагающими «свободными» морскими биоресурсами, отстояли российскую квоту на добычу рыбы в Южной части Тихого океана. А вот чем будут освоены эти квоты – пока не понятно. К сожалению, в основном, они не подкреплены присутствием российских судов на промысле в этих районах. А, как известно, «свято место пусто не бывает» и выделенные России по этим соглашениям ресурсы завтра будут осваивать суда под другими флагами. 

В госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса» обозначена проблема замены физически и морально устаревших судов и строительства новых – «проблема резкого повышения производственно-экономического потенциала промыслового флота (как материально-технической базы эффективности использования сырьевых ресурсов) находится в области ускорения замены физически и морально изношенных судов современными судами нового поколения».

Однако, указанные в Программе и в Плане реализации Программы на период до 2015 г. меры господдержки для начала процесса замены флота явно не достаточны. Вся господдержка ограничивается мерами компенсационного характера по субсидированию расходов на уплату части процентов по привлеченным кредитам. В сложившихся же  условиях российские рыбодобывающие компании не в состоянии входить в капиталоёмкие программы строительства нового флота, что сводит данные меры господдержки практически к “0”.

Для начала активной замены и строительства нового флота рыбодобывающим компаниям нужна прямая поддержка государства в виде госгарантий, прямого бюджетного финансирования, льготного инвестиционного кредитования по аналогии с кредитами сельхозпроизводителям, программа финансового лизинга и т.п.

Необходимо рассматривать проблему океанического рыболовства, как проблему государственного масштаба, а проекты по развитию океанического рыболовства как инфраструктурные проекты, реализация которых должна основываться на принципах государственно-частного партнерства.

Такие проекты нельзя рассматривать как чисто коммерческие проекты по развитию бизнеса, поскольку в результате их реализации:

  • расширяется ресурсная база не отдельно взятой рыбодобывающей компании, а непосредственно государства за счёт закрепления на международном уровне квот на добычу морских биоресурсов;
  • укрепляется продовольственная безопасность страны, сохраняются национальные морские биоресурсы;
  • решаются вопросы социально-экономического характера внутри государства.

Именно поэтому необходимо задействовать все возможности государства, включая Фонд Национального Благосостояния, государственные институты развития (ВЭБ, Российская Венчурная Компания, Российский Фонд прямых инвестиций и др.). Ведь планируются к финансированию из этих источников инфраструктурные проекты РЖД и других госкомпаний, причём с непонятными перспективами возврата средств и эффективности их использования. Проекты же по развитию океанического рыболовства, решая проблемы государственного уровня, имеют чёткие экономические параметры и сроки возврата инвестированных средств, способны создать «точки роста» для развития производств на берегу.

В сложившихся непростых и для рыбаков и для государства условиях необходимо, чтобы государство максимально использовало все средства и способы государственной поддержки для возрождения океанического рыболовства, и в первую очередь наиболее рентабельных его видов. И такая возможность у государства пока сохраняется, но, к сожалению, этот период не будет долгим. 

Владимир Еремеев 

Управляющий Фондом восстановления и развития Тунцового промысла «Марлин»

 

Краткая информация о руководстве

Фонда восстановления и развития тунцового промысла «Марлин».

Управляющий Фондом – Еремеев Владимир Валентинович.

Образование: Имеет 2 высших финансовых образования:

  • Ярославское высшее военное финансовое училище;
  • Государственная Финансовая Академия при Правительстве РФ.

В тунцовом бизнесе с 2003 г. по настоящее время.

Достижения за указанный период:

  • проект по организации промысла тропических тунцов в районе ответственности ICCAT (Атлантический океан) отрядом средних сейнеров тунцеловных (ССТ типа «Тибия») – полная разработка проекта, непосредственное участие в реализации и руководстве промысловой деятельностью;
  • разработка законопроекта по внесению дополнений в «Закон о рыболовстве» - понятия «промысловое усилие» и «промысловая мощность». Законопроект получил предварительное одобрение на заседании межведомственной комиссии Росрыболовства;
  • разработка комплексной программы возрождения и развития российского тунцового промысла в Мировом океане;
  • разработка комплексной модели финансово-производственного планирования, прогнозирования и контроля операционной и промысловой деятельности тунцеловной компании;
  • неоднократно принимал участие, в составе официальных делегаций РФ, в работе ежегодных сессий Международной Комиссии по сохранению атлантических тунцов (2004 – 2010 г.г.);
  • принимал участие в работе Комиссии по рыболовству в Западной и  Центральной части Тихого океана в качестве наблюдателя;
  • сформирована обширная база данных российского и международного законодательства о рыболовстве, нормативных и регулирующих документов международных тунцеловных регулирующих организаций, состоянии рынка и тенденциях его развития, основных промысловых районах и промысловой обстановки, компаний тунцовой индустрии и инфраструктуры, проектов сейнеров и судостроительных компаний;
  • имеет публикации статей по проблемам и тенденциям развития мирового тунцового промысла и рыболовства в специализированных изданиях «Рыбацкая газета», FISHNEWS.    

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>