Добавить в избранное FishNet
Russian Fish On The Net Russian Fish On The Net
Пишите нам
Войти | Регистрация  

Новости рыбной отрасли - НОВОСТИ ОТРАСЛИ - Бесплатные - Проблема парафискальных платежей в морских портах доведена до сведения Президента

Проблема парафискальных платежей в морских портах доведена до сведения Президента / 15 января 2016 09:25

29 декабря 2015 года состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с главой Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем Катыриным. В частности, на встрече обсуждалась проблема неналоговых сборов, не регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Об этом сообщает Fishnet.ru

В качестве примера Сергей Катырин привёл портовые сборы, взимаемые с судовладельцев в морских портах Российской Федерации, представляющие собой фискальные неналоговые платежи. По своей природе портовые сборы схожи с парафискальными платежами. Как заявил глава Торгово-промышленной палаты РФ, на сегодняшний день в России насчитывается более 50 фискальных неналоговых сборов, что представляет серьёзную нагрузку на бизнес и масштаб этих некодифицированных платежей уже приближается к одному проценту ВВП.

Для решения данной проблемы Сергей Катырин предложил принять федеральный закон, который отрегулирует все вопросы, связанные с такого рода платежами, а также создать специальный реестр фискальных неналоговых сборов, чтобы бизнес оплачивал только те из них, которые будут внесены в этот реестр. Контроль за реестром мог бы быть поручен Министерству финансов Российской Федерации.

Сергей Катырин попросил Президента РФ дать поручение Минфину России совместно с Агенством стратегических инициатив подготовить соответствующую «дорожную карту» к середине лета 2016 года с тем, чтобы навести порядок в портовом хозяйстве.

Владимир Путин согласился с Сергеем Катыриным в том, что в данном случае нагрузка на бизнес увеличивается, а контроля за тем, как это происходит, фактически нет. « - Если мы говорим о том, что не будем увеличивать налоговую нагрузку, а увеличиваем фактически фискальную, но которая называется по-другому, то цель не достигается», - подчеркнул Владимир Путин.

Президент отметил, что в вопросе взимания портовых сборов необходимо навести порядок, взяв данную сферу деятельности под особый контроль со стороны государства. « - Эта деятельность должна быть прозрачной, понятной и необременительной», - резюмировал Владимир Путин.

Обсуждение проблемы парафискальных платежей в виде портовых сборов в морских портах Российской Федерации набирает обороты и в экспертном сообществе. Эксперты заявляют, что портовые поборы в морских портах России государство в настоящее время не регулирует и не контролирует.

« - Проблемой портовых сборов мы занимаемся давно, с 2001 года. По нашей инициативе создана рабочая группа при Комитете по бюджету и рынку ценных бумаг Совета Федерации. Очередное заседание Рабочей группы по внесению изменений в действующее российское законодательство в части кодифицировния парафискальных платежей, к которым, в том числе относится и часть портовых сборов, запланировано на февраль текущего года», - прокомментировал Fishnet.ru директор НП «НОЛО» Виктор Рябоконь.

Развёрнутую экспертную оценку данной проблеме дал Капитан дальнего плавания, инженер по организации перевозок и управлению на морском транспорте, юрист, почётный работник морского флота, ветеран труда Евгений Селюков.

- В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, на основании упомянутой статьи Закона о морских портах, установлен приказом Минтранса России от 31 октября 2012 года № 387. Портовые сборы, взимаемые в морских портах Российской Федерации, представляют собой публичные фискальные платежи, которые устанавливаются не договором, а нормативным актом. Исключение составляют лоцманский и причальный сборы, которые в основном имеют гражданско-правовую природу и взимаются за фактически оказанные судну услуги в морском порту.

Согласно статье 19 Закона о морских портах, портовые сборы - это плата за оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта. То есть судну в морском порту должны быть оказаны явные услуги. Однако, у чиновников Федеральной службы по тарифам Российской Федерации на этот счёт своё, особое мнение.

На основании ч.5 ст.19 Закона о морских портах и в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются соответствующим приказом ФСТ России. К примеру, приказом ФСТ России от 12 марта 2014 года №53-т/2 «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации» в морских портах с замерзающей зимой акваторией установлены зимние и летние ставки ледокольного сбора, что позволяет ФГУП «Росморпорт» взимать ледокольный сбор круглый год.

Но в летний период суда не пользуются услугами ледоколов, так как в акватории указанных портов льда нет. То есть, в летний период не оказываются услуги по ледокольной проводке, но ледокольный сбор за не оказанные услуги ФГУП «Росморпорт», на основании упомянутого приказа ФСТ России, взимает. Это прямое нарушение части 1 статьи 19 Закона о морских портах. В приказе ФСТ России №53-т/2 от 12.03.2014 ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта и правила их применения для ФГУП «Росморпорт» не установлены.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года № 373 ФСТ России была упразднена. Функции по установлению ставок портовых сборов и правил их применения возложены сейчас на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации. Приказ ФАС России об установлении ставок сбора транспортной безопасности акватории морского порта и о правилах их применения для ФГУП «Росморпорт» пока не издан.

Однако, ФГУП «Росморпорт» является коммерческой организацией, основной задачей которой является получение прибыли. А ради получения прибыли для руководителей этой коммерческой организации закон, как говориться, не писан.

Таким образом, не имея законных полномочий устанавливать в морских портах ставки портовых сборов и правила их применения, ФГУП «Росморпрт» устанавливает в некоторых морских портах ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта и правила их применения, и взимает указанный портовый сбор с судовладельцев судов в этих портах.

С 1 ноября 2015 года ФГУП «Росморпорт» взимает сбор транспортной безопасности акватории морского порта в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг и Высоцк. С 1 декабря 2015 года - в морских портах Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка, Магадан. С середины декабря 2015 года - в морских портах Сочи, Архангельск, Калининград, Петропавловск-Камчатский. С 16 января 2016 года ФГУП «Росморпорт» будет взимать сбор транспортной безопасности акватории морского порта в морских портах Мурманск, Кандалакша, Дудинка, Астрахань, Оля.

Очевидно, что действия руководителей ФГУП «Росморпорт» являются в данном случае противоправными и финансовые обременения на судовладельцев по уплате сбора транспортной безопасности акватории морского порта в указанных портах возложены незаконно.

Вот ещё один пример головотяпства. Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 ФГУП «Росморпорт» наделено полномочиями по взиманию маячного и навигационного сборов в морском порту Витино. Интересно, на каком основании?

Все средства навигационного оборудования акватории морского порта Витино находятся в собственности хозяйствующих субъектов. Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасного плавания судов в акватории морского порта Витино и на подходах к нему до апреля 2014 года осуществляло акционерное общество «Морской специализированный порт «Витино». ФГУП «Росморпорт» вообще не оказывает никаких услуг в морском порту Витино. Очевидно, что чиновники Минтранса России, готовившие указанный приказ, не знают истинного положения дел в морских портах Российской Федерации.

В силу Закона о морских портах деятельность в морских портах России регулируется государством. Мы видим, что через соответствующий федеральный орган исполнительной власти государство устанавливает ставки сборов в морских портах России и правила их применения, но не контролирует использование финансовых средств портовых сборов администрациями морских портов и ФГУП «Росморпорт». Приведу пару примеров, как используются финансовые средства корабельного сбора руководителями администраций морских портов.

В 2011 году руководитель ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» Владимир Платонов, за счёт финансовых средств корабельного сбора, приобрёл автомобиль представительского класса Audi A8L, стоимость которого более 7 млн. рублей. Затем это транспортное средство было передано в Москву, где использовалось руководителем Росморречфлота в качестве служебного автомобиля.

В марте 2015 года руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» Сергей Диденко, за счёт финансовых средств корабельного сбора, решил приобрести внедорожник Toyota Land Cruiser 200 в максимальной комплектации за 4,3 млн. рублей. Такой лот был размещён на сайте государственных закупок. Только вмешательство активистов проекта «За честные закупки» регионального отделения Общественного народного фронта вынудило г-на Диденко отказаться от закупки дорогостоящего внедорожника.

Необходимо отметить, что до административной реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 года в вопросах взимания и расходования портовых сборов был относительный порядок. В целях контроля за использованием портовых сборов распоряжением Росморфлота Минтранса России был утвержден «Порядок взимания и использования портовых сборов морскими администрациями портов» (от 17.12.1997 № МФ – 35/2321). Морские администрации портов вкладывали значительные финансовые средства в строительство, ремонт и реконструкцию портовых гидротехнических сооружений, в работы по дноуглублению акваторий морских портов. Финансировали создание пунктов и объектов ГМССБ, СУДС, АИС и дифференциальных станций глобальной навигационной системы ГЛОНАСС/НАВСТАР.


Опубликовал FISHNET.RU

Вернуться к списку новостей →Версия для печати
 
Наши издания


Что такое FishNet?
FishNet — это российский рыбный портал №1. Подробнее →


Полезные ссылки