В кризис население вынуждено экономить даже на продуктах питания

22 марта 2016 12:11

Уже 13 месяцев подряд в России продолжает сокращаться оборот розничной торговли. С января 2015 года продажи продовольственных товаров уменьшились на 6,3%, непродовольственных – на 8,2%. Об этом сообщает newizv.ru.

Такие данные содержатся в очередном выпуске «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения», подготовленного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Исследователи отмечают, что причина спада – в снижении доходов населения, которое вынуждено приобретать более дешевые продукты и экономить на покупке лекарств.

Авторы мониторинга проследили динамику изменения цен на товары в среднегодовом выражении. Получилось, что с января 2015 года цены на продукты питания увеличились на 9,2%, одежда подорожала на 11,4%, обувь – на 13,9%, а табачные изделия – на 26,6%. Жилищно-коммунальные услуги стали дороже на 9,8%, медицинские услуги – на 10,5%, медикаменты – на 12,8%. В целом товарная группа предметов домашнего обихода, бытовой техники и товаров повседневного ухода за домом выросла в цене на 11%.

Самый значительный рост цен произошел на моющие и чистящие средства (19,5%) и ткани (16,8%). Среди продуктов наибольший прирост цен продемонстрировали подсолнечное масло (+28,1%), макаронные изделия (+13,7%), а также рыба и морепродукты (+14,6%). Впрочем, некоторые товары по сравнению с прошлым годовым периодом упали в цене или выросли незначительно. Например, стоимость сахара-песка снизилась на 2,9%, а мясо и птица подорожали всего на 0,9%.

В результате роста цен способность населения приобретать основные продукты питания снизилась, отмечается в исследовании. Режим экономии повлек за собой изменение в структуре оборота розничной торговли. Если в 2014 году продукты питания и табачные изделия обеспечивали 47,0% удельного веса розничных продаж, то сейчас этот показатель подрос до 48,6 %. А удельный вес непродовольственных товаров в объеме розничной торговли снизился с 53 до 51,4%. В частности, значительно упали объемы продаж легковых автомобилей, верхней одежды и обуви.

На благосостояние населения и покупательную способность влияет величина прожиточного минимума. Напомним, постановлением правительства РФ от 10 марта 2016 года его размер снижен – с 9673 руб. до 9452 руб. По принятой в России методике, исчисление этой величины производится на основании потребительской корзины и цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за квартал. По сравнению с предыдущим кварталом цены на некоторые продукты, входящие в потребительскую корзину – капусту, картофель, морковь, лук, свеклу, яблоки, – действительно снизились. Однако, как считают эксперты, при подсчете не учитывались в полном объеме остальные факторы: разнонаправленная динамика цен на различные группы товаров, изменение структуры потребления населения, импортозамещение по отдельным видам товаров.

Величина прожиточного минимума обосновывает минимальный размер оплаты труда, стипендий, пенсий и других пособий, определяет уровень бедности, а также является одним из факторов для формирования федерального бюджета.

Как считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин, уменьшение прожиточного минимума – необходимая мера для поддержания дефицитного бюджета. «В будущем инфляция должна снизиться, а платежеспособность населения – восстановиться. Не исключено, что покажет положительные результаты программа по импортозамещению, которая призвана развивать внутреннюю конкуренцию между отечественными производителями, что поспособствует выходу из кризиса», – спрогнозировал эксперт.

Источник: Новые Известия
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>