Экс-глава Росрыболовства предложил вариант строительства судов на верфях РФ

18 апреля 2016 17:10

Экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний предлагает свой вариант решения задачи строительства рыболовных судов на российских верфях.

"Задача строительства судов на российских верфях решается одной лаконичной поправкой к закону о рыболовстве, без фундаментальной ломки всей конструкции основного документа отрасли", - заявил Крайний "Интерфаксу".

Он напомнил, что для стимулирования строительства судов на президиуме Госсовета в октябре прошлого года было принято решение о выделении инвестиционной квоты компаниям, которые построят суда на российских верфях. В настоящее время действуют квоты, распределенные на 10 лет в 2008 году. Они не предусматривают выделение инвестквоты. Новые квоты, с учетом инвестиционной, будут предоставляться с первого января 2019 года.

В ходе недавней "прямой линии" президент РФ Владимир Путин поторопил разработчиков соответствующих поправок в закон о рыболовстве, отметив, что по этому документу "идут бесконечные согласования между различными ведомствами". Он ориентировал разработчиков и Госдуму на принятие поправок уже в весеннюю сессию.

В связи с этим Крайний, "чтобы не наломать дров в горячке стремительного выполнения поручений президента", предлагает "не выворачивать наизнанку закон о рыболовстве и не мудрить". "Предлагаю в статью 16 "Виды рыболовства" добавить пункт "3.1. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность с использованием судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется рыбопромысловыми судами, построенными в Российской Федерации, а также рыбопромысловыми судами, построенными за пределами Российской Федерации, до 1 января 2019 года по заказу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи", - заявил он, добавив, что вступление части 3.1 статьи 16 в силу предполагается с 1 января 2025 года.

"Все коротко и понятно: не построишь, рыбак, в России флот до первого января 2025 года - ловить рыбу не будешь. Жестко, но справедливо", - заявил он.

"Эта совершенно решаемая задача в сроки, планируемые чиновниками, без особой нормативной эквилибристики", - сказал А.Крайний, сообщив, что сегодняшние поправки Росрыболовства в закон представляют собой 32-страничный документ при том, что сам закон умещается на 30 страницах, с пояснениями на 18 листах, плюс перечень нормативных актов, необходимых для принятия закона - на 15 листах.

Кроме того, планируется принять 31 постановление и одно распоряжение правительства РФ, шесть приказов Минсельхоза. Необходимо также изменить и признать утратившими силу 11 ведомственных актов, постановлений и распоряжений правительства РФ.

Как считает Крайний, предложенная им поправка в закон будет стимулировать приток частного капитала в создание на территории РФ современных судостроительных мощностей, привлечение новых промышленных технологий для строительства российского рыбопромыслового флота. "А это уже больше, чем рыболовное судостроение, это приток инвестиций и новых, как теперь говорят, технологических компетенций", - отметил он.

По его словам, основа гражданского судостроения есть на Дальнем Востоке, севере, западе, в центральной части страны. "Частные судостроительные заводы, не загруженные оборонным заказом, готовы уже сегодня предоставить свои площадки для производственной кооперации и инвестиций, - уверен он. - Банкам и лизинговым компаниям тоже будет понятно, что программа переоснащения основных производственных фондов в рыбной промышленности регламентирована законом о рыболовстве".

С другой стороны, отметил Крайний, такая норма дает рыбопромышленникам время, хотя и ограниченное законом, для планирования хозяйственной деятельности с учетом инвестиционных программ по заказу новых судов на российских верфях. Одновременно она исключает факторы административного, в том числе коррупционного, влияния на процесс доступа пользователей к водным биоресурсам под предлогом "как бы стимулирования" судостроения, добавил он.

"Такие условия обновления флота не требуют государственной поддержки ни в каком виде, исключают варианты составления чиновниками различных "списков предприятий", "согласований" и "комиссионных утверждений" права на квоты господдержки, исключают лоббирование кем-либо интересов близких к государственной бюрократии компаний, - считает Крайний. - Эта норма стимулирует прозрачные рыночные механизмы переоснащения отрасли и возлагает полную ответственность за постройку судов на судовладельцев".

Экс-глава Росрыболовства уверен, что большинство рыбопромышленников готово строить флот в России на таких условиях. "Так что, если не решать задачу обеспечения светлого финансового будущего узкого круга привилегированных рыбопромышленных компаний, как сегодня это происходит, не пытаться под них переписать закон о рыболовстве, то цель, поставленная президентом - построить российский рыболовный флот дома - будет достигнута", - сказал он.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в одном из ведомств экономического блока, 21 апреля в Минсельхозе должно состояться очередное заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Источник: Интерфакс
{{countTopicsText}}
Сухов Вячеслав Юрьевич
19 апреля 2016 17:02
Дельное, между прочим, предложение.  "в статью 16 "Виды рыболовства" добавить пункт "3.1. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность с использованием судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется рыбопромысловыми судами, построенными в Российской Федерации, а также рыбопромысловыми судами, построенными за пределами Российской Федерации, до 1 января 2019 года по заказу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи."

Иными словами предлагается  с января 2019 года разрешить рыболовство только судам построенным в России, а также судам иностранной постройки, построенным до этой даты. Это тот же принцип, что заложен в американский "Reflagging Act".

Жаль, что никто не обратит на это внимание. Будут продолжать протаскивать квоты под киль и изобретать различные экзотические варианты применения нововведений.
Александр Макаров
21 апреля 2016 14:39
Не выступая ни за ни против, задам вопрос. А не выйдет так, что строить долго не будет нужно - хватит заграничной модернизации флота построенного до 2019 года и отечественное судостроение надолго останется на бумаге. Вообще строить надо с каким-то смыслом, чтобы выйти на новый уровень эффективности флота, а не просто загрузить верфи с целью получения квот.
Как при такой формулировке будет стимулироваться развитие глубокой переработки? Ведь идея инвестиционных квот состоит в том, чтобы стимулировать и судостроение и переработку.
Сухов Вячеслав Юрьевич
21 апреля 2016 17:28
Идея инвестиционных квот изначально касалась только судостроения. Эту тему мусолили начиная, кажется, с 2012 года. Переработку пристегнули только после госсовета прошлой осенью. Если будут обсуждать дальше, то могут и еще чего-нибудь присовокупить. Лодку можно грузить пока она не утонет.

Согласен, что строить флот надо со смыслом, но пока все складывается так, что для рыбаков это только получение доп.квот, поскольку особой нужды во флоте нет. Для судостроителей, возможно это какое-то подспорье, но не более того. Хотя конечно, судостроитель судостроителю рознь. Для мелких верфей это может быть существенной поддержкой на несколько лет.

Переработка это отдельная тема. Проще всего было бы просто наделить береговые предприятия квотами, которые облавливались бы рыбаками по контрактам. Таких примеров масса. В Марокко, например, так.  Но, как мы все знаем, у нас в приоритете принцип тотальной централизации, не предполагающей никакой самостоятельности для регионов даже в прибрежке. Даже сама идея "единого промыслового пространства" -  отражение этих приоритетов, чтобы раз и навсегда утвердить полную и безоговорочную централизацию. Поэтому такой вариант рассматриваться вряд ли будет.

Да и вообще, сомневаюсь что будет рассматриваться что-то новое. Сейчас все внимание к проекту Минсельхоза. Сроки поджимают. Наломают дров, а потом несколько лет будут выруливать.


21 апреля 2016 22:38
Нужно одназоно делать,как было ранее,при Союзе..Покупает колхоз или рыбозавод судно и не важно какое...МРС,СТР или БАТМ, главное что с наших верефей,а к нему уже квоты прикреплены на разные виды...Очень хорошая стимуляция на сегодняшний день,для нас добытчиков....и мы не будем покупать б.у. у японцев или корейцев или заказывать что то у китайцев.Я скажу что наш МРС-150,даже на сегодняшний день,не смотря на то,что проект уже старый...является отличным судном для прибрежного рыболовства,я бы сказал,что одним из лучших в своём классе,несмотря на всего его недостатки.Он универсален,прост в обслуживании и ремонте,подходит не только для добычи донки,но и самый лучший в лососевой Путине,с работой на ставных неводах!Но только вот его нынешняя цена,на новый,очень кусается!Я за эту цену в Китае построю два типовых.А если государство прикрепит к нему лимитов на прибрежку на лет 10,как это было при союзе,да ещё и с льготным кредитование, то поверьте,очень многие начнут их брать!!!И на самом деле-это не так всё и сложно!!!А видимо кому то просто это не интересно,лучше торговать квотами?!Вы только посмотрите,кто рыбачить в наших водах....кто угодно,а наши,российские рыбаки вынуждены проставить без квот,в это время...Это нормально?!По моему нет!!!Мы с Вами все грамотные люди и прекрасно понимаем,кто и для чего это делает всё?!Куда уходит большая часть рыбы,которая добывается в наших водах,кто и как получает квоты и т.д. и т.п.И я думаю,пока на эту  ситуацию не обратит внимание наш призедент,"не стукнет кулаком по столу" , с вытекающими отсюда последствиями для некоторых,то ситуация не изменится.Так что хочется пожелать нашему профильному министру удачи и мудрости!Тем более,что придумывать то особо ничего не нужно,лучше вообще лишний раз,ничего не придумывать,а то потом опять,нам их идеи испытывать на себе...А что касаемо переработки,то скажу так...за всё время хотя-бы одну мудрую идею,которую долго, мы рыбаки,пытались воплотить в жизнь....довели до логического завершения...сейчас не очень просто получить рыбный участок, с квотами на вылов лососевых,если у тебя нет своего флота и переработки!Тем самым убрав с этого бизнеса однодневок,которые приходили на один сезон и ничего их не интересовало,кроме ежечасной выгоды...а в итоге подорвали таким отношением к ресурсам,запасы...Вы никогда не задумывались,сколько нужно уничтожить рыбы-сырца,чтобы сделать бочку икры(50 кг.)?!-полторы тонны рыбы морской или 1100 речной.А вся эта рыба,в своём большинстве,куда девалась-тупо выбрасывалась,закапывалась и т.п...И не трудно посчитать какой объем рыбы уничтожался просто....а рыборазводов никто и не делал...Сейчас ситуация конечно изменилась,но не намного,к сожалению.А что творится в океане и сейчас,так вообще об этом говорить не хочется...и если,в ближайшее время ситуацию не изменить коордианально,то лет через 10 мы будем покупать рыбу,так как своей просто не останется...И я думаю,что эти проблемы известны там,но видимо кому то,их невыгодно решать...
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>