Новости компании ДОБРОФЛОТ, ГК, ООО
ИНН: 2536243873
Статус:
ДОБРОФЛОТ, ГК, ООО
ИНН: 2536243873
Статус:
Статус:

Первая звезда «Доброфлота»

29 апреля 2019 15:48

За особые трудовые заслуги перед государством и народом звание Героя Труда Российской Федерации присвоено руководителю направления промвооружения и такелажа группы компаний «Доброфлот» Сергею Антонову. Торжественная церемония награждения прошла 29 апреля в Кремле. Высокую государственную награду Сергей Антонову вручил лично Президент России Владимир Путин.

«Таких специалистов, как Сергей Иванович сегодня в отрасли остались единицы. За последние пять лет он инициировал и организовал подготовку промысла всем известной и популярной в прошлом «сельди иваси» и добился первых значимых для рыболовства результатов. Без личного подвига Сергея Ивановича восстановить этот вид промысла было бы невозможно», - сообщил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.

Значительная биомасса сардины тихоокеанской, более известной как «сельдь иваси», вернулась к российским берегам после двадцатилетнего отсутствия, и именно благодаря Сергею Антонову у команды группы компаний «Доброфлот» получилось первыми наладить промысел этой рыбы. Именно результативный экспериментальный промысел, пример технических и промысловых решений и первые реальные выловы промышленных объёмов сардины, организованные непосредственно Сергеем Антоновым, убедили рыбаков Дальнего Востока в том, что этот промысел перспективен.

Будучи руководителем берегового подразделения и несмотря на возраст (65 лет), Сергей Иванович каждый год на три месяца уходит за тысячи миль в море с экипажами добывающих судов и обучает команды кошельковому промыслу. Последние два десятка лет рыбаки на Дальнем Востоке не используют кошельковый невод, и этот вид промысла был практически утрачен после исчезновения иваси у наших берегов.

Кошельковый невод - дорогое и сложное орудие промысла, требующее от экипажей рыбаков в море не только знаний, опыта и навыков, но главное - значительных физических и организационных усилий, слаженности работы всей палубной команды рыболовного судна.

Казалось бы, зачем такие сложности и усилия, когда можно ловить традиционным орудием лова - тралом? Все дело в высокой жирности сардины тихоокеанской, которая достигает 23 % от веса рыбы! Именно это, с одной стороны, придаёт иваси нежный вкус и является ценным качеством рыбы, привлекающим покупателей из-за высокого содержания Омега-3. Недаром рыбные консервы иваси, произведённые «Доброфлотом» в море, были признаны пищевым продуктом, обладающим лечебно-профилактическими свойствами, что подтверждено соответствующими клиническими и научными исследованиями. С другой стороны, высокая жирность иваси создаёт большие сложности для рыбаков при вылове и переработке уловов.

Рыбный жир очень быстро окисляется, что требует немедленной переработки иваси в готовую к употреблению продукцию непосредственно в месте вылова - в море.

При минимальном механическом воздействии на жирную сардину в момент изъятия из моря жир вытекает, рыба теряет потребительскую привлекательность, поэтому из-за невозможности сразу обработать уловы непосредственно в море большую часть вылова этого ценного объекта отравляют на производство рыбной муки и жира, и сардина не доходит до потребителя в натуральном виде. Промысел кошельковым неводом позволят сохранить иваси для производства пресервов хорошего качества. При таком промысле до самого изъятия из среды обитания и переработки иваси находится, как в аквариуме, и остаётся живой.

Та же рыба, которая вылавливается тралом, подвергается значительному механическому воздействию - сдавливанию в траловом мешке при выборке на борт судна, что для сохранения потребительских качеств жирной иваси неприемлемо.

В других районах промысла Тихого океана, где ловится сардина тихоокеанская, она не отличается такой жирностью, как в наших холодных морях, но даже там, на юге, траловый промысел практически не используется.

В Советском Союзе, когда сардина стала популярным деликатесом, для ее обработки использовали плавзаводы, которые обрабатывали иваси непосредственно рядом с кошельковым неводом, принимая ее на борт живой. Именно такое сочетание двух сложных технологических и производственных процессов - вылов кошельковым неводом и переработка иваси в море на плавбазе «Всеволод Сибирцев» - позволяет продукции под брендом «Доброфлот» донести до потребителя тот вкус иваси, который так ценили в прошлом. Именно этот промысел восстановил после долгих лет забвения Сергей Антонов. Он доказал, что промысел иваси возможен, и это послужило примером для других дальневосточных рыбаков.

«Трудовой подвиг Сергея Ивановича заключается в огромной личной и профессиональной ответственности, которую он взял на себя, занимаясь этим проектом, - отметил Александр Ефремов. - Кошельковый невод, который он восстановил по старым чертежам, модернизовал и организовал изготовление, только по себестоимости стоит около 40 миллионов рублей и весит около 30 тонн, а потерять его можно из-за небольшой ошибки, неорганизованности или невнимательности экипажа за пять минут. В сложных случаях кошельковый невод может запутаться вокруг судна либо намотаться на винт, что является аварийной ситуацией, из-за того, что судно обездвижено и не управляется за тысячи миль от берега. Речь идёт не только об одном человеке, а о концентрации внимания, профессионализме и слаженной работы целого экипажа добывающего судна, который делает замёт и выборку кошелька».

Чтобы представить сложность задачи по постановке (замету) и выборке кошелькового невода, необходимо знать его параметры: вес - около 30 тонн, площадь сетей составляет 22 тысячи квадратных метров, разовый вылов за один удачный замёт в 2017 году на СТР «Калиновка» под руководством Сергея Антоновна составил 282 тонны иваси!

Учитывая, что вес кошелькового невода, наполненного живой подвижной рыбой, - более 300 тонн и процесс происходит в открытом океане, за тысячи миль от берега, где в случае аварии сложно быстро получить помощь, можно представить колоссальный уровень ответственности, которую на себя взял награжденный. Кошельковый невод на судне один, больше не поместится, а ремонтировать его в море на судне невозможно. Если потерять, запутать или запутаться в этом огромном орудии лова, то помимо огромных материальных потерь для компании рейс будет сорван, а это, в свою очередь, - риски потери заработка для экипажа.

Подобные факторы неизбежно проявляются в огромном психологическом давлении со стороны членов экипажа на того, кто взял на себя такую огромную ответственность - восстанавливать забытый промысел.

«На начальном этапе организации кошелькового промысла Сергей Антонов - один из немногих специалистов на Дальнем Востоке, обладающих опытом и навыками использования кошелькового невода. Среди членов экипажа мало кто верил в успех этой инициативы, и Сергей Иванович испытывал значительное психологическое воздействие со стороны членов экипажа, которое он вынужден был преодолевать. Герой - это человек, благодаря которому Россия вернула самый перспективный для рыболовства промысловый массовый объект, но главное, Сергей Иванович вернул на стол россиян любимую рыбу - сардину тихоокеанскую (иваси)», - подчеркнул Александр Ефремов.

Напомним, иваси – доступный, недорогой продукт, и восстановление производственного потенциала, который доводит его до населения, позволит значительно снизить стоимость рыбопродукции для российского потребителя.

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ на тему: «Оценка ответной реакции организма человека на введение в рацион питания консервов из сардины тихоокеанской (иваси) как дополнительного источника омега-3 жирных кислот»