Промысел минтая в США

2 марта 2011 10:01

Даже беглого взгляда на статистические данные и самого общего знакомства с промыслом минтая в США достаточно, чтобы обратиться к более глубокому изучения опыта США. Так начинает свою статью для https://www.fishnet.ru/  Борис Калмыков, главный конструктор "Русской пелагической исследовательской компании" из Владивостока.

Речь идет, прежде всего, о  трех  аспектах:

  • Логике развития, структуре и организации управления отраслью
  • Обеспечении высокого технического уровня траулеров-процессоров и их высокой экономической эффективности
  • Бережном отношении к ресурсам, исключении переловов и выбросов за борт, извлечении из каждой тонны квот максимального количества продукции.

До 1977 года, когда были введены Исключительные Экономические Зоны, минтаевого промысла как такового в США не было – до этого периода рыбной промышленностью США не было ни выловлено, ни переработано ни одного килограмма минтая. И только 1981 год следует рассматривать как год реального начала национального минтаевого промысла, когда собственным флотом были выловлены первые тонны. Тем более невероятно, что  уже к 1991 году, всего через 10 лет, весь минтай в ИЭЗ США был выловлен собственным флотом и весь переработан на собственных предприятиях!  Еще через 10 лет, в 2001 году, США вышли по вылову минтая на первое место в мире, обойдя Россию. С этого периода именно минтай стал в США первым по общему объему вылова, а стоимость продукции из него превысила общую стоимость продукции из всех других  донных, выловленных в США. В настоящее время в США это самый важный и экономически наиболее эффективный промысел донных видов.

Рис.1  Вылов минтая

Официальные статистические данные ФАО (исключая 2009-2010 – оперативные данные, 2011 - квота)

Несомненно, к тому моменту, как этот промысел получил развитие в США, сложилось много потенциально важных аспектов, которые этому развитию активно способствовали. Прежде всего это потенциально очень высокая экономическая эффективность промысла, обусловленная возможностью больших суточных объемов вылова, высокой стоимостью продукции и устойчивой ее реализацией – условия, которые обуславливали очень высокую заинтересованность бизнеса, а также:

·         Промысловые запасы минтая в ИЭЗ США были в хорошем состоянии, разведаны и освоены другими странами,  прежде всего Японией  и Россией, и надежно защищены от конкуренции со стороны других государств системой исключительных экономических зон.

·         Мировой рынок пищевой продукции из минтая, и прежде всего в Японии, был уже полностью сформирован и активно функционировал, и что крайне важно - рынок очень объемный, с высокими ценами на продукцию и устойчивым платежеспособным спросом.

·         Активно формировался рынок использования минтая в пищу не только в Японии и Корее, но в США и во многих Европейских странах, прежде всего рынок филе минтая, а так же продукции, выпускаемой из сурими относительно невысокого качества.

Так как промысел минтая в США реально стартовал только с 1981 года, именно по этой причине уже с самого старта в США был в полной мере использован весь накопленный мировой опыт, получивший дальнейшее развитые с присущей американским предпринимателям профессионализмом, тщательностью и умением оптимизировать все предпринимательские решения, направленное на извлечение максимальной прибыли.

За этот короткий, тридцатилетний, период, развитие промысла шло к четко обозначенной цели, при полном взаимопонимании и наиболее рациональном взаимодействии между бизнесом с одной стороны и Администрацией страны (Конгрессом и исполнительной властью) с другой, при постоянной корректировке решений с учетом складывающейся  фактической ситуации.

Следует выделить три этапа развития промысла минтая в США:

Первый этап (1977 – 1990

Основная задача на этом этапе была  начать отечественный промысел минтая и обеспечить весь его вылов в ИЭЗ США промысловыми судами под флагом США. Первоначально с передачей улова для обработки на иностранные плавбазы или на суда совместных предприятий, при постоянном и устойчивом наращивании доли сырья, которое как вылавливалось, так и перерабатывалось бы на судах под флагом США или на национальных предприятиях (см. рис.1).

К концу 1990 года эта глобальная цель была в полной мере достигнута – ВЕСЬ минтай в ИЭЗ США вылавливался и обрабатывался исключительно национальными судами и предприятиями.

Первый этап ▼ Второй этап

Рис 2  Вылов и переработка донных рыб

в зоне США (Берингово море и Алеутские острова)

Это был поистине золотой период или «золотое десятилетие»:

-        когда траулеры-процессоры под флагом США имели возможность вылавливать и обрабатывать минтай без ограничения, столько, сколько они только могли выловить,

-        когда в этот чрезвычайно доходный бизнес стремительно включались все новые и новые участники,

-        когда специалисты этих компаний все более и более совершенствовали как технологию промысла, так и отрабатывали оптимальные и очень эффективные технические решения,

-        когда замышлялись, проектировались и строились самые высокопроизводительные и высоко экономически эффективные траулеры-процессоры,

-        когда финансы буквально рекой текли в эту совершенно новую и очень доходную отрасль.

Судам под флагом США, так же как американским компаниям на минтаевом промысле был предоставлен карт-бланш, они могли вылавливать столько, сколько могли обработать и такой вылов обеспечивался за счет незамедлительном сокращении вылова иностранного флота или флота совместных компаний до уровня общего допустимого улова! И это продолжалось до тех пор, пока суммарный вылов и обработка минтая собственным флотом и национальными компаниями не достиг уровня ТАС (Total Allowable Catch – общий допустимый вылов), что произошло в сезон 1990 года и с этого момента начался второй этап развития промысла минтая в США (см. Рис.2).

Определенным ограничением, но практически только на начальном этапе, являлось то, что в соответствии с законодательными актами, промысел в ИЭЗ США могли вести только суда, построенные на верфях США, которые тогда не имели опыта строительства современных высокопроизводительных траулеров-процессоров и стоимость строительства на которых была самой высокой в мире. Однако, в законодательстве имелась одна, как потом оказалось, очень важная лазейка – допускалось переоборудование построенных в США судов на зарубежных верфях. И этой лазейкой рыболовные компании очень эффективно воспользовались – закупались построенные в США суда, обычно из числа рыболовных или  построенных для обслуживание добычи нефти в море, и переоборудовались на ведущих европейских верфях. Именно европейские верфи  имели большой опыт проектирования и строительства высокоэффективных и высокопроизводительных траулеров-процессоров и прежде всего верфи Норвегии, где сочетание цена-качество было самым оптимальным в мировом судостроении. Но что это было за переоборудование? В большинстве случаев проектировался и строился новый современный, высокопроизводительный и мощный траулер-процессор, например длиной 80метров и оно юридически рассматривалось как  переоборудование  американского (это главное!) судна, обычно длинной ок. 32-37 м, от которого в новом судне сохранялся только небольшой кусочек киля! Таким образом в Норвегии в 1999-1990 гг. были спроектированы и построены практически все самые современные и самые мощные американские траулеры-процессоры – American Dynasty, American Triumph, Saga Sea и др. Строительная стоимость этих новых судов составляла от 39 до 43 млн. долларов США, их технологический комплекс комплектовался уже филетировочными машинами компании BAADER, что обеспечивало, наряду с производством сурими, выпуск и товарное филе минтая высокого качества. Высококачественное товарное филе невозможно было производить при использовании традиционного для выпуска сурими филетировочного оборудования японского производства, которое на первых этапах наиболее активно использовалось при оборудовании суримийных траулеров.

Производственные параметры и экономическая эффективность этих наиболее современных минтаевых траулеров-процессоров были настолько фантастически высокими, что со стороны смотрелись совершенно нереальными. Например, когда автор этих строк предложил в начале 90-х годов рассмотреть возможность заказа аналогичных по характеристикам траулеров для России, это было воспринято рыболовными компаниями как маниловщина, а ЦКБ «ВОСТОК» вообще заявило, что траулеры с такой производительностью технически вообще построить невозможно, а те параметры, которые показывают американцы – это просто обман. Ведь в то время ЦКБ «ВОСТОК» предлагало проекты гораздо больших по размерениям судов с годовым выловом почти в 4-5 раз меньшим, чем могли обеспечить новые американские траулеры. Ситуация стала очевидной с поставками в Россию в начале 90-х годов 15 единиц 105 метровых траулеров типа VIGO испанской постройки (наиболее известных как «голубые»), проект которых был разработан в Норвегии и которые были дооборудованы по инициативе и за средства американских партнеров и ими же эффективно управлялись на промысле минтая в Российской ИЭЗ. Те технические решения, которые были использованы при проектировании этих траулеров, позволили при переоборудовании практически довести их параметры до уровня лучших американских минтаевых траулеров и обеспечить их очень высокую экономическую эффективность в эксплуатации. К глубокому сожалению, даже этот опыт работы большой современной группы самых высокопроизводительных российских судов ничему так и не научил ЦКБ «ВОСТОК».

Финансово-экономические показатели работы траулеров-процессоров на промысле минтая в 1988 – 1990 гг. приведены на Рис.3. Эти данные  демонстрируют как стремительное наращивание производственных мощностей на заключительном этапе первого периода, так и необычно высокий для рыбной промышленности уровень прибыли (хотя уровень прибыли российских траулеров типа VIGO был несравненно выше ввиду существенно более низкого уровня эксплутационных расходов). О возможном годовом уровне вылова можно судить по тому факту, что за 9 месяцев (январь-сентябрь) 1991г. вылов каждого из трех траулеров компании American Seafoods Company (American Dynasty, American Empress, American Triumph) достиг в среднем  75 тыс. тонн, а впереди были еще полтора-два месяца работы.

Примечание: Следует иметь в виду чрезвычайно высокий уровень зарплаты американских рыбаков, который составляет  не менее 25% от стоимости товарной продукции, не зависимо от его обьема. В натуральном выражении этосущественно больше, чем принято у российских экипажей.

Рис.3  Показатели работы траулеров-процессроов США

в 1988 – 1990 гг.

Строительство же и переоборудование той группы судов, которая предназначалась исключительно для выпуска минтаевого филе, судов меньших по размерам, чем суримийные траулеры и меньших по мощности, обычно выполнялось на американских верфях.

Второй этап (1991 – 1998)  

Те стремительные вложения в отрасль финансовых средств и наращивание производственных мощностей как по вылову, так и по переработке минтая, которые происходили на первом этапе, но особенно значительные и значимые в 1988-1990 гг., привели к стремительному наращиванию избыточных производственных мощностей. Начиная с 1992 года ресурсов для действующего флота стало катастрофически не хватать, продолжительность нахождения судов на лову начала стремительно сокращаться (см. Рис.4).

              Второй этап  K  Третий этап

Рис.4  Продолжительность промысла минтая

Например, в некоторые годы общая продолжительность нахождения на лову не превышала 60 суток. В условиях олимпийской системы это формировало очень суровые условия для рыболовных компаний, не все их выдерживали, начались банкротства и перераспределение флота. Следует отметить, что в определенной мере напряженность была снижена активным участием американских компаний в промысле минтая в ИЭЗ России. Например, четыре траулера-процессора, в том числе два из наиболее современных и мощных (Saga Sea и самый мощный в мире минтаевый траулер-процессор American Monarсh) были переданы в совместное предприятие и вели промысел в ИЭЗ России. И этим далеко не ограничивалось такое участие. И тем не менее, из 42 траулеров-процессоров, которые в ИЭЗ США вели промысел в 1991 году, к 1998 году действующих осталось только 29 ед. (см. Рис.5).

Рис.5  Вылов американскими траулерами-процессорами

в период 1991- 2010 гг.

В соответствии с Поправкой 18 к Закону о рыболовстве, в период 1992-1998 гг. объем разрешенного к вылову минтая (ТАС) распределялся между береговыми предприятиями и промыслом в море в соотношении 35/65%, при этом из ТАС первоначально изымалось 7,5% для программ развития аборигенов Западной Аляски. Весь вылов разделялся между икряным сезоном (с 20 января по 15 апреля) и неикряным в соотношении 45/55%. Начало промысла неикряного минтая постепенно перемещалось первоначально с середины июня в первые годы на начало августа в последующие, что было обусловлено необходимостью снижения прилова мелкой рыбы.

Но и в течении всего второго периода вылов минтая продолжал вестись по олимпийской системе, что стимулировало стремление буквально выхватить как можно больше рыбы – финансовый результат в первую очередь определял объем выпущенной продукции, рациональное же расходование сырца отходило на второй план. В этих условиях самым привлекательным был выпуск сурими, технологическое оборудование для производства которого позволяло выпускать его в больших объемах и с минимальной трудоемкостью в сравнении с выпуском товарного филе.

Такая чрезвычайно жесткая конкуренция, определила выживание наиболее умелых и прогрессивных собственников и выработку самых экономически и технически эффективных решений, что следует рассматривать как  главный итог на втором этапе развития отрасли. Однако «перекапитализация» отрасли приводила не только к банкротствам, но и к некоторой экономической неустойчивости и социальной напряженности, обусловленных снижением уровня заработков и потерей работы членами экипажей.

В 1997-1998 гг. в Конгрессе США прошли слушания по ситуации, сложившейся на минтаевом промысле и в декабре 1998 был принят новый закон о рыболовстве (The American Fisheries Act 1998  - AFA),  который начал действовать уже с 1 января 1999 года и  который определил переход отрасли к следующему этапу развития.

Третий этап (1999 по н/время) 

Третий период проходит в условиях и под знаком Нового закона о рыболовстве - The American Fisheries Act 1998 (AFA), который обеспечил стабилизацию экономической и социальной ситуации в отрасли за счет рациональной организации минтаевого промысла, четкому управлению и жесткой системы контроля.

Одной из главных целей нового закона было обеспечение наиболее полного и оптимального использования ресурсов минтая и выпуск необходимого количества товарного филе для обеспечения собственного национального потребления, чему препятствовала олимпийская система.

Как главный итог нового закона - была сформирована система, которая стимулировала производство из каждой тонны квот максимального количества продукции, в том числе и такой трудоемкой, как товарное филе, и когда все участники промысла оказываются заинтересованы в устойчивом сохранении запасов минтая на длительный период.

В этот период была существенно снижена возможность свободной конкуренции и возможность доступа к этому промыслу сторонних предпринимателей, но для сохранения необходимой конкурентной среды, хотя и ограниченной, было предусмотрено выделение самих квот непосредственно трем секторам промысла. Распределение квот между судами, которым был разрешен промысел минтая, выполнялся самими участниками этих секторов, объединенных в соответствующие кооперативы. Так же были введены меры против монополизации отрасли - ограничение 17,5% возможность вылова или обработки минтая на его специализированном промысле любыми частными лицами или компанией (юридическим лицом).

Основные положения Нового Закона о рыболовстве следующие:

  • Взамен олимпийской системы вылова квота на вылов распределяется следующим образом:

(a)  10% выделяется на развитие аборигенов Западной Аляски, после чего оставшаяся часть квоты распределяется между тремя секторами минтаевого промысла следующим образом:

(b)  50%     - береговым предприятиям, вылов для которых обеспечивается траулерами-ловцами

(c)  40%     - траулерам-процессорам (20 ед.), которым законодательно разрешен промысел минтая и семи траулерам-ловцам, которые ранее ловили и передавали свой улов траулерам-процессорам  и

(d)  10%     - плавбазам, точнее тем 19 траулерам-ловцам, которые обеспечивают вылов минтая, передаваемого на обработку на трем плавбазам

  • Распределение вылова между сезоном икряного минтая и неикряного минтая было определено как 40/60%
  • В Законе определен персональный перечень тех 20 траулеров-процессоров и 26 траулеров-ловцов, которые имеют право вести промысел в открытом море с передачей улова на траулеры-процессоры (7 судов) и на плавбазы (19 судов). При этом оговорено, что на промысле одновременно не могут находиться более 15 траулеров-процессоров в икряной сезон и 14 траулеров-процессоров – в неикряной сезон. Остальные траулеры-процессоры являются резервными, которые могут выходить на промысел только в том случае, если их численность не превысит указанную.
  • Все участники промысла по секторам должны создать и вступить в кооперативы, которым и выделяются указанные выше квоты. Уже сами участники кооперативов распределяют выделенную для них квоту как персональную между судами, придерживаясь, в основном, истории предшествующего промысла, после чего участники имеют право перераспределять квоту между собой. И компании очень широко пользуются этим правом перераспределения квот (об этом можно судить по годовым отчетам, например, кооператива траулеров-ловцов, обслуживающих плавбазы – реальные выловы относительно к распределенным могут отличать в два и более раз, ведь для кооператива очень важно полностью выбрать выделенную ему квоту!). Отказ от вступления в кооператив лишал компанию права ведения промысла минтая.
  • Девять траулеров-процессоров, из тех, которые оставались на промысле в 1997-1998 гг, выводились из эксплуатации и направлялись на слом. Для компенсации потерь владельцев этих судов, в Законе предусматривалось выделение:
    • 20 млн. долларов как расходы государственного бюджета.
    • До 75 млн. долларов как финансирование, которое затем было компенсировано  поступлениями от берегового сектора (1,32 цента за каждый килограмм вылова) Береговые предприятия были выбраны в связи с тем, что именно для них Законом доля вылова была определена в максимальном размере.

Новый закон сохранил и даже усилил право участия в промысле минтая и получения финансовых поступлений от промысла преимущественно американскими гражданами и американскому Государству (прежде всего штатом Аляска, в зоне которого располагаются все промысловые запасы и зоны промысла).

Объем вылова и промысловые запасы.

Объем вылова минтая в последнем десятилетии по данным ФАО приведен на Диаграмме Рис.1, более детальная информация по вылову минтая в США приведена на Диаграммах Рис.6 и 7. С конца 90-х годов, когда вылов в России резко, на порядок, сократился ввиду катастрофического сокращения промысловых запасов, что было обусловлено колоссальным фактическим переловом (прежде всего, ввиду варварского расходования поднятого из воды минтая), прессом со стороны чрезмерного количества крупнотоннажного флота, вернувшегося в нашу экономическую зону из других районов мирового океана, где флот не мог эффективно вести промысел без прекратившихся дотаций после распада СССР, и ухудшением климатических условий, в США, в противоположность России, в этот же период  вылов стабильно удерживается на уровне более 1 млн.тонн (в период 2002 – 2006 гг. - превышал 1,5 млн.тонн), а промысловая ситуация оценивалась двумя короткими фразами:

Сегодняшнее состояние промысловых запасов в США  (как и в России) во многом рукотворное, это результат целенаправленной деятельности руководства стран.

С 2007 года в зоне США начали проявляться  климатические изменения, негативные для развития минтая, что привело в 2009-2010 гг. почти к двукратному сокращению допустимой для вылова квоты. Однако, созданная в отрасли система управления позволила США и в этих сложных условиях исключить перелов, и обоснованно надеяться на восстановление промысловых запасов, ведь для этого были действительно предприняты все меры. И действительно, промысловые запасы начали активно восстанавливаться, и уже на 2011 год квота была увеличена более чем на 50% - с 0,84 до 1,27 млн. тонн! Прогноз на 2012 год еще более благоприятный, со значительным увеличением биологически возможного увеличения вылова, хотя пока уровень ТАС предполагается не увеличивать, а сохранить его на уровне текущего, 2011 года.

В целом же, как результат изменения промысловых запасов, с начала 90-х годов, весь мировой промысел минтая практически сосредоточился только в двух странах – России и США.  Как можно видеть на Диаграмме Рис. 1, лидерство в этом промысле с начала нового тысячелетия перешло к США и устойчиво удерживалось почти 10 лет

 

Рис.6  Вылов флотом США на Аляске

  

Рис.7  Фактическая стоимость вылова на Аляске

Система управления сохранением запасов.

Для нашей рыбной промышленности прежде всего представляет интерес та часть американской  системы, которая касается судов, работающих в открытом море и прежде всего траулеров-процессоров.

В первую очередь необходимо отметить, что в США на промысле минтая довольно быстро, уже на начальном этапе активного развития промысла, отказались от системы учета вылова по выходу продукции ввиду отсутствия стимула к рациональному расходованию улова и перешли на прямой учет вылова. Вначале количество поднятой на борт рыбы измерялось в траловых кутцах, а затем разработали и установили весовые конвейеры.

Для оценки состояния промысловых запасов и определения допустимого уровня вылова (ТАС) в США  ежегодно выполняются траловые и гидроакустические съемки в необходимом объеме (в оба сезона – А и В) и доклад с результатами  этих съемок, анализом состояния промысловых запасов и рекомендации по уровню биологически допустимого и общего допустимого вылова (ТАС) размещаются в Интарнете и этот доклад становится доступными для всех заинтересованных сторон (Администрации, рыбаков, рыбообработчиков, общественных организаций) и для каждого гражданина. В Интернете со свободным доступом также размещается очень большой объем статистической информации, включая квоты на вылов, текущее состояние вылова и выпуска продукции, а так же указанная информация практически за весь период минтаевого промысла. В Интернете доступны очень детальные доклады о состоянии отрасли, подготовленные для Конгресса США перед принятием нового закона о рыболовстве, а затем доклады с анализом его реализации.

Минтаевый промысел США уже в 2005, одним из первых, был сертифицирован MSС. В настоящее время, в связи с истечением пятилетнего периода, проводится его повторная сертификация. Необходимо отметить, что американский бизнес уже в полной мере ощутил финансовые дивиденды от сертификации промысла, особенно на европейском рынке.

Система управления сохранением запасов нашла дальнейшее развитие и совершенствование с принятием Закона о рыболовстве 1998 года (The American Fisheries Act 1998 - AFA).

В соответствии с этим Законом, но добровольно (вице-президент Ассоциации, выступая на слушаниях в Конгрессе, подтвердил, что все компании осознают те преимущества, которые они получают от объединения и сохранение добровольности не препятствует объединению всех компаний, занятых в морском промысле минтая), все компании, имеющие траулеры-процессоры, допущенные для промысла минтая (а их перечень был определен Конгрессом на основании результатов эффективности промысла за три года, предшествующие 1998), объединились в Ассоциацию обработчиков в море (At-sea Processors Association - APA). И это - создание кооператива и определенный законодательно персональный перечень судов, допущенных к промыслу - также являются составной частью нового закона о рыболовстве. В ассоциацию вошли семь компаний, имевших на тот период 19 траулеров-процессоров (компания, которая владела еще одним, двадцатым, допущенным к промыслу траулером-процессором, в 1999 году продала его за пределы США), плавающих под американским флагом и допущенных к промыслу. Из семи компаний, три владеют тремя и более траулерами, а три – по одному. Члены Ассоциации участвуют в двух кооперативах – Кооперативе сохранения минтая (Pollock Conservation Cooperative - PCC) и Кооперативе сохранения тихоокеанского хека (Pacific Whiting Conservation Cooperative - PWCC). Именно Ассоциация получает причитающуюся им долю общей квоты на вылов и распределяет ее между членами Ассоциации как индивидуальную. За членами Ассоциации сохраняется право перераспределять предоставленную им индивидуальную квоту, обычно на платной основе. Кроме того, Ассоциация участвует в Программах помощи аборигенам Аляски и за этот счет располагает частью их квоты. Как уже сказано выше, на промысле минтая, в соответствии с Законом, участвует от 14 (в сезон В) до 16 траулеров (в сезон А), остальные (из 19) находятся в отстое и могут использоваться как резервные. К настоящему времени сохранилось только 16 траулеров-процессоров, из имеющих разрешение на промысел минтая, и все они уже имеют возможность принимать участие в промысле.

Кроме того, по соглашению между кооперативами PCC и HSCC (кооператив, объединяющий 7 траулеров-ловцов, ранее сдававших улов на траулеры-процессоры), выделенная им квота на вылов минтая передавалась траулерам-процессорам, при этом преимущественным правом на ее приобретение обладали те четыре компании, которые имели по одному судну (см. Табл.1).

Контроль за использованием квоты очень жесткий и многоступенчатый:

  Во-первых, количество всего выловленного сырца определяется установленными электронными конвейерными весами, информация от которых по Интернет незамедлительно и автоматически передается на сайт National Marine Fisheries Service (NMFS), где она через 15-20 мин доступна всем заинтересованным сторонам.

  Во-вторых, на каждом траулере постоянно находятся два федеральных инспектора, имеющие очень высокую квалификацию, которые подтверждают величину вылова, в том числе и дополнительно за счет обмера каждого поднятого на борт кутца, и следят за соблюдением других Правил и ограничений (как мне рассказывал один из американских специалистов, который сам был контролером, подкупить такого контролера практически невозможно: это очень высоко оплачиваемая работа и она предоставляется при условии, что инспектор будет уволен "с волчьим билетом" даже при подозрении на обман).

  В-третьих, Ассоциация оплачивает услуги частной компании, которая для них и для National Marine Fisheries Service (NMFS) выполняет ежедневно анализ достоверности сведений, получаемых от траулеров-процессоров.

  В-четвертых, Ассоциация ежегодно готовит отчет по согласованной форме о деятельности и публикует его в Интернете, т.е. со свободным доступом со стороны каждого гражданина, предварительный – в декабре, окончательный – в январе года, следующего за отчетным.

Кроме того, в контрактах членов Ассоциации предусмотрены очень жесткие штрафы за перелов выделенной им индивидуальной квоты или сокрытие информации о вылове,  хотя по сообщению вице-президента Ассоциации на слушаниях в Конгрессе, пока не было ни единого случая применения этого штрафа.

Ассоциация начала действовать с января 1999 года и за прошедшие годы можно обобщить накопленный опыт (как это отметил вице-президент Ассоциации на слушаниях в Конгрессе и указано в годовом отчете Ассоциации за 2001 год):

·         Правительство и вообще чиновники освобождены от определения и распределения индивидуальных квот, т.к. это распределение выполняется самими членами Ассоциации «единодушно или почти единодушно», как выразился вице-президент Ассоциации на слушаниях в Конгрессе.

  • Члены Ассоциации получили 100% уверенность в сохранении бизнеса и кровно заинтересованы в сохранении устойчивых запасов минтая – это сохранение их будущего.

  • Снята социальная напряженность в связи со снижением угрозы банкротства при избыточной производственной мощности и потери рабочих мест для экипажей.

  • Уже за первые годы действия нового закона  существенно, на 56% (с 19,5% до 30,6%), повысился выход продукции из того же количества сырья, или как говорят американцы на 56% повысился выход продукции с каждого фунта сырья, что обусловлено финансовой заинтересованностью компаний и обеспечивается тем, что:

    • Компании очень интенсивно проводят модернизацию технологического оборудования - в частности устанавливают дополнительные декантеры, сепараторы и специальные устройства на головоотсекающие секции машин BAADER. За счет этого увеличивается выход съедобной части и снижается та часть сырца, которая направляется на выпуск рыбной муки. Устанавливается также дополнительное оборудование (устройство для автоматического разворота филе перед контролем, машина для автоматической рассортировки ястыков икры по размерам), что позволяет снизить затраты труда. Компании не имеют права повышать номинальную производительность комплекса, допускаются только те мероприятия, которые позволяют улучшить использование поднятого на борт сырца.
    • Компании проводят работы по выбору более оптимальных вариантов тралового оборудования, заменяя промысловые лебедки с гидроприводом на лебедки с электроприводом на переменном токе с частотным регулированием либо с электроприводом на постоянном токе.

o    Компании снизили среднесуточный объем обрабатываемого сырца с 400-490 тонн примерно до 250-350 тонн (у них ведь теперь индивидуальная квота и они распределяют вылов на весь сезон по своему усмотрению) и уже за этот счет сумели более бережно использовать сырец. Время работы в море увеличилось более чем до 200 суток в году по сравнению примерно с 56-90 сутками в середине 90-х годов. Так же снижено количество сырца, единовременно поднимаемого на борт до 40-50 тонн, что позволило понизить его повреждения и улучшить качество.

Увеличился выпуск товарного филе прежде всего за счет перераспределения направляемого на его выпуск вылова при снижении доли сырца, направляемой на выпуск сурими (более обстоятельную информацию – см. далее Рис.13).

  • В среднем до 0,5% (пяти десятых процента)  снижен выброс за борт прилова т.к. компании теперь имеют возможность (у них появился и стимул, и техническая возможность) перерабатывать весь случайный прилов. К тому же, все суда оснащены рыбопоисковыми приборами, которые позволяют определить размерный ряд сырца и исключить неэффективно используемый прилов, в первую очередь мелкий минтай.

·         Реализуются согласованные программы по снижению прилова не специфицируемого сырца - т.е. минтая. Практически сведен к нулю прилов краба и палтуса за счет 100% исключения использования донных тралов, снижен прилов лососевых за счет добровольного исключения промысла в тех районах и в те периоды, когда идет прилов этих видов.

Годовой вылов, стоимость и ассортимент выпуска продукции.

Как было сказано выше, с 1999 для вылова траулерами-процессорами выделяется 40% от общей промышленной квоты на вылов минтая. Максимальный объем вылова был в 2005 году - 522,3 тыс.тонн, и его распределение между отдельными траулерами и компаниями приведено в Табл.1. Годовой вылов на судно (только той квоты, которая выделялась непосредственно на этот сектор) составил до 29 тыс.тонн на чисто филейных (4 судна существенно меньших размерений и значительно меньшей производительностью из 19) и до 45 тыс.тонн на судах, выпускающих одновременно сурими и филе. Если же оценивать потенциальные возможности последней группы траулеров, то их вылов в 1991 году (на границе первого и второго периода)  превышал 75 тыс. тонн на судно см. раздел «Первый этап»). Начиная с 2007 года, общие объемы вылова ежегодно сокращаются ввиду и пропорционально снижению уровня квот, однако компании стремятся таким образом сформировать график работы каждого траулера, чтобы миниминизировать эксплутационные расходы за счет оптимального уровня суточного вылова. При этом, например в 2009 году, при существенном сокращении квоты на вылов, компания American Seafoods направила на промысел только часть траулеров, промысел минтая которым был разрешен.

Уровень еженедельного вылова и реальные сроки промысла минтая траулерами-процессорами в том же 2005 году (данные о котором приведены в Табл.1) приведен на Рис.8

Как было отмечено ранее, в данном анализе приводится вылов только той квоты (40%), которая выделяется Ассоциации траулеров-процессоров. Дополнительно (и это не показывается в ежегодном отчете Ассоциации) траулеры-процессоры вылавливают часть той квоты, которая выделяется на развитие аборигенов Аляски, а также ведут промысел хека в ИЭЗ США. Из общей квоты хека за сектором траулеров-процессоров, аналогично как и на промысле минтая, законодательно закреплена доля, и их вылов составляет от 38 до 75 тыс. тонн ежегодно. За счет этих дополнительных выловов годовой вылов наиболее успешно работающих траулеров-процессоров увеличивается как минимум до 55 тыс.тонн/год, однако по этому дополнительному вылову достоверная информация отсутствует, в связи с чем во всех материалах этого анализа используется только информация, приводимая в официальных годовых отчетах Ассоциации, если об этом не указано особо.

Таблица 1

Вылов минтая траулерами-процессорами, уровень индивидуальных и покупных (перераспределяемых) квот

 Вылов (mt)Индивидуальная квота Покупная квота
VesselCompany
Alaska Ocean Seafood 39,25239,279-61
 Alaska Ocean39,252   
American Seafoods Company 228,816216,69112,125
 American Dynasty15,083   
 American Triumph45,206   
 Northern Eagle44,762   
 Northern Hawk43,524   
 Northern Jaeger42,490   
 Ocean Rover37,751   
Arctic Fjord Ltd. 32,12823,4328,717
 Arctic Fjord32,128   
Arctic Storm Ltd.  34,84224,07210,770
  Arctic Storm34,842   
Glacier Fish Company 43,21439,3072,945
 Northern Glacier16,347   
 Pacific Glacier26,867   
Starbound Ltd. 26,37120,7255,655
 Starbound26,371   
Highland Light Ltd. 29,13323,0666,070
 Highland Light29,133   
Trident Seafoods Corporation 89,24089,22911
 Island Enterprise31,117   
 Kodiak Enterprise31,058   
 Seattle Enterprise27,065   
 TOTAL:522,995 

Примечание в Тадл.1:

Низкий уровень вылова траулера American Dуnasty обусловлен не его низкими техническими возможностями, а необходимостью законодательного ограничения возможности работы траулеров компании American Seafoods, имеющей самый большой по численности флот. Компания вынуждена была использовать American Dуnasty только на промысле икряного минтая, а затем направить его на промысел хека, на промысле которого комплектация и параметры технологического комплекса судна оказались наиболее оптимальными.

  

Рис. 8  Уровень еженедельного вылова минтая траулерами-процессорами

и сроки ведения промысла

(на диаграмме сроки приведены в номерах недель)

Средняя годовая стоимость продукции, выпущенная минтаевыми траулерами-процессорами в период с 2001 по 2007 год приведена в Табл.2 и она постоянно увеличилась для и снизившись до 36,5 млн.$ в 2009, когда квота на вылов было уменьшена почти в два раза, и с 19,5 до 28,8 млн.$ - для филетировочных траулеров, которые исторически в США значительно меньше по мощности. Средняя стоимость продукции, выпускаемой на минтаевых траулерах-процессорах из ОДНОЙ тонны выловленного минтая в 2004-2009 гг., приведена в Табл.3. Ее величина самая высокая в сравнении с остальными двумя секторами (береговые предприятия и плавбазы) как ввиду большей доли выпуска наиболее дорогостоящей продукции, так и ввиду ее более высокого качества, что в свою очередь обеспечивается более высоким качеством сырца.

Таблица 2

Годовая средняя стоимость продукции (FOB борт судна),

выпускаемая каждым минтаевым траулером-прoцессором,

 (источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2009, NOAA, Dec.2010)

миллион

 .

20022003200420052006200720082009
Траулер-процессор для производства сурими и филе29,830,834,838,839,739,743.736.5
Филетировочный траулер-процессор19,520,724,426,628,8н/дн/д20.7

Примечание:

·         В последние два года на всех филетировочных траулерах было также  установлено оборудование для выпуска сурими, хотя и небольшой производительности.

·         На всех суримийных траулерах обеспечивается выпуск товарного филе, при этом распределение сырца, направляемого на выпуском сурими или филе, определяется складывающимися на рынке ценами на эту продукцию и спросом.

·         Цены на продукцию, выпускаемую траулерами-процессорами наиболее высокие, выше цен на аналогичную продукцию, выпускаемую плавбазами и береговыми предприятиями США.

·         Показанная в указанном источнике стоимость продукции за 2008 год обусловлена резким скачком в этот период цен на сурими, импортированного Японией при сохранении высокого уровня цен на филе как на внутреннем рынке, так и на рынке Европы.

Таблица 2

Средняя стоимость продукции (FOB Аляска), выпускаемой из одной тонны выловленного минтая

(источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2009, NOAA, Dec.2010)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Минтаевый Траулер-процессор

697$

730$

816$

913$

920$

1 011$

1 533$

1 329$

По всей вероятности, учитывая чрезвычайно высокую экономическую эффективность промысла и возможность компаний самостоятельно финансировать в дальнейшем обновление флота траулеров-процессоров, в новом законе о рыболовстве имеется статья, запрещающая Правительству США обеспечивать или гарантировать ссуды на строительство таких судов:

"Никакие ссуды не могут быть обеспечены или гарантированы Федеральным правительством для постройки или переоборудования судна, предназначенного для использования как рыбацкое судно, если регистрационная длина такого судна будет больше, чем 165 футов (эквивалентно 50,3 м), гросс-регистровый тоннаж больше чем 750 GRT, или иметь двигатель или двигатели, общей мощностью большей чем 3000 лс на валу, после того, как такое строительство или такое переодорудование будут закончены. Это запрещение не должно относиться к судам, которые будут использоваться на промысле menhaden или на кошельковом промысле тунца вне исключительной экономической зоны Соединенных Штатов или Регионального Соглашения о Рыболовстве в Южной части Тихого океана."

Траулеры выпускают продукцию исключительно глубокой переработки, не допуская использования сырца на выпуск тушки или неразделанной рыбы, доля которых в сумме не превышает 4 - 6% от веса продукции (или 1,2 – 2,0% от вылова). Выход продукции от сырца в 2006 году в среднем составил 30,9% в сравнении с 19,5% в 1998 году (перед вводом индивидуальных квот), т.е. увеличился почти в 1,6 раза. В 2002 году он немного понижался, но с 2003 году вновь повысился, и стабильно удерживается на уровне 30% (см. Рис.9). Таким образом американцы смогли увеличить выпуск продукции в 1,6 раза из того же самого ОДУ.

Рис. 9  Выход продукции из выловленного сырца

Примечание:

Начиная с 2007 года в статистике выпуска продукции из минтая, доступной в Интернете, ассортимент выпуска, ранее приводимый по трем секторам  (береговым предприятиям, траулерам-процессорам и плавбазам) начал приводиться обобщенным, по всему промыслу минтая.

Ассортимент выпускаемой продукции (по весу) в среднем по Ассоциации приведен на Рис.10, а объем выпуска продукции из 100 тонн выловленного минтая – на Рис.12. На Рис.11 приведены усредненные данные по ассортименту выпускаемой продукции в среднем по отрасли (для трех секторов – береговым предприятиям, траулерам-процессорам и плавбазам) за два периода – (а) период ведения промысла по олимпийской системе (до 1998 включительно) и (в) с 1999 года, после введения системы индивидуальных квот. Доля выпуска сурими устойчиво и постоянно снижалась, а доля филе постоянно росла и на траулерах процессорах впервые в истории американского промысла превысила долю выпуска сурими уже в 2002 году, а в целом на минтаевом промысле – в 2007.

Рис.10   Ассортимент выпускаемой продукции на траулерах-процессорах

(средний по Ассоциации)

(а)(b)
До 1998 г вкл. С 1999 г по н/в

                                 

Рис.11  Ассортимент выпуска продукции из минтая в США

(а)  -  период ведения промысла по олимпийской системе (до 1998 включительно)

(b)  -  с 1999 года, после введения системы индивидуальных квот.

  Рис. 12   Выпуск продукции траулерами-процессорами из 100 тонн выловленного минтая

Выпуск, импорт и потребление в США филе минтая приведены на Рис.13. Собственное производство для внутреннего рынка, в основном, сосредоточено на выпуске филе глубокого обесшкуривания (филе DS), на Европейский рынок, в основном, поставляется обесшкуренное и бескостное стандартное филе. Импортированное филе из Китая – на 100% произведено из H&G российского производства.

         Вылов по олимпийской системе   ▲   Вылов по индивидуальным квотам

Рис.13a   Американский импорт филе минтая

         Вылов по олимпийской системе   ▲   Вылов по индивидуальным квотам

Рис. 13b   Поступление филе минтая

(собственное производство + импорт)

                           Вылов по олимпийской системе   ▲   Вылов по индивидуальным квотам

Рис.13c  Экспорт филе минтая

                          Вылов по олимпийской системе   ▲   Вылов по индивидуальным квотам

Рис. 12d  ПОТРЕБЛЕНИЕ филе минтая в США

Подводя итог, хочется особо обратить внимание на следующие обстоятельства:

·         Детально отработанная программа, ясная и последовательная позиция и активные действия Руководства США и бизнеса позволили создать в кратчайшие сроки совершенно новую для США и чрезвычайно высокорентабельную отрасль. Это пример решения в интересах как государства, так и бизнеса.

·         Опыт добычи минтая в США доказал высочайшую экономическую эффективность этого вида промысла, обусловленную возможностью больших суточных объемов вылова, высокой стоимостью продукции и устойчивой ее реализацией.

·         Американские минтаевые траулеры-процессоры были первой в мировой практике рыболовства группой судов, которые благодаря техническому совершенству, рациональному выбору всех элементов и полной реализации промысловых возможностей обеспечили вылов и глубокую обработку в среднем до 490 тонн рыбы в сутки на судно, более 75 тыс.тонн в год на судно и выпуск продукции, стоимость которой превышает 40 млн.$ на судно в год.  Именно эти траулеры первыми сломали сложившиеся в мировом рыболовстве стереотипы и показали, насколько высокой рентабельности возможно достигнуть.

·         Опыт США показал, что промысловые запасы минтая возможно не только сохранить, но и увеличить даже несмотря на то, что изменения климатических условий неблагоприятны. И возможно создать условия заинтересованности рыбаков в устойчивом сохранении промысловых запасов и исключить браконьерство. Этот опыт также показал, что возможно на том же самом ОДУ увеличить выпуск продукции более чем в 1,5 раза.

Промысел не велся
Вылов отсутствует
От 0 до 1/3  от максимального вылова на усилие
От 1/3 до 2/3 от максимального вылова на усилие
От 2/3 до 3/3 от максимального вылова на усилие

Рис.14.  КАРТА – Зона промысла минтая в США
(на основании обобщения многолетних данных)

На карте достаточно ясно видно, чем руководствовался Конгресс США, разделяя квоту на вылов в соотношении 50/50 между береговыми предприятиями и сектром добычи минтая в открытом море.

Наша справка

Борис Алексеевич Калмыков в 1957 г. закончил Дальневосточный Политехнический институт, Кораблестроительный факультет (инженер-механик), три года плавал на судах Востокрыбхолодфлота, затем был там же руководителем конструкторского бюро (в тот период, когда ВОСТОКРЫБХОЛОДФЛОТ был крупнейшим в стране рыбным предприятием по переработке (морозильщики, плавбазы) и транспортировке рыбной продукции).

С 1972 по 1992 гг. являлся главным конструктором ЦКБ ДАЛЬРЫБЫ, занимался как переоборудованием производственного флота, так и был одновременно консультантом ДАЛЬРЫБЫ по новому судостроению (даже был награжден орденом "Знак Почета" за  успехи в переоборудовании флота).

С 1992 по 1995 был аналитиком в совместном российско-японском предприятии, которое планировало заниматься  переоборудованием и обновлением рыбного флота, а затем в  течении 10 лет (до 2005 года) работал в Представительстве фирмы BAADER на Дальнем  Востоке (из них пять лет - Руководителем Представительства).

С 2005 года по н/в Б.А. Калмыков работает Главным конструктором и возглавляет аналитическое подразделение компании "РЫБСУДПРОМ", а с января 2011 года весь коллектив был переведен в новую компанию - Российская пелагическая исследовательская компания с теми же задачами по строительству флота для рыбной промышленности. В течении последних сорока лет Б.А. Калмыков был тесно связан с анализом прежде всего минтаевого промысла и поисками  оптимальных решений для отрасли, в основном, с выбором оптимального  флота, а последние семь лет он тесно сотрудничал с ведущими проектантами промыслового флота и поставщиками основного комплектующего оборудования для промыслового флота в Норвегии, Дании, Финляндии в качестве представителя Заказчика.

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
2 марта 2011 12:30
Американский опыт особенно интересен для российских минтайщиков как пример разумного управления и резкого роста эффективности.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>