Проект Резолюции VII Международного конгресса рыбаков: «Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в условиях ВТО»

16 октября 2012 14:02
 

VII Международный конгресс рыбаков проводится вслед за вступлением России в ВТО и Саммитом АТЕС во Владивостоке. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.

В этих ответственных действиях Правительство России понимает, что достигнут предел возможностей ресурсного развития. Стране необходим переход на инновационно-технологическую стратегию встраивания сырьевых отраслей в мировое экономическое пространство.

Эти важные события определили тематику форума рыбаков и значимость вхождения многоукладной экономики рыбохозяйственного комплекса (РХК) России в глобальную систему внешнеэкономических отношений. Как и другие реальные секторы экономики РХК заинтересован в использовании преимуществ и льгот. Немаловажно для него и то, что через членство в ВТО не совершенное деловое законодательство может обрести масштабное поле деятельности для совершенствования хозяйственного права, входящего в область компетенции Всемирной Торговой Организации.

В силу многогранности видов деятельности РХК влияние ВТО на единение, полноту и системность правового поля обеспечит требуемое качество законодательных инициатив. Конгресс отмечает, что РХК России встраивается в ВТО при относительном благополучии его состояния, но требует достаточного внимания к либерализации внешнеэкономических торговых связей и приведения в соответствие с нормами и правилами ВТО открытых отношений двустороннего и глобального характера. Потребуется диверсификация экономики под условия открытой конкуренции, введение новых требований к методам и средствам быстрого и адекватного реагирования органов стратегического и корпоративного управления на вызовы и риски.

Текущий период развития РХК страны характеризуется ростом финансовой и инвестиционной активности. За последние 5 лет среднегодовой темп роста ВВП составил 10% в текущих ценах. В 2011 г. его уровень был на отметке 12,9%, что более чем в 3 раза превышает средний по России (4,3%). За эти же годы среднегодовой прирост вылова составил 4,8% (171 тыс. тонн). В 2011 г. общий вылов превысил 4,2 млн тонн, что составляет 105,6% к уровню 2010 г., а объем товарной пищевой продукции – 4,8 млн тонн (рост к 2010 г. – 6,8%). Уровень потребления рыбы на душу населения в 2011 г. – 22,0 кг при доле отечественной продукции в нем 78%.

Но нормы и правила ВТО для российского бизнеса – принципиально новая организационно-правовая сфера деятельности. Поэтому для сохранения стабильности и безусловного обеспечения соответствия новым нормам и правилам поведения необходимо доработать действующие стандарты в отношении к рыболовству и рыбопродукции. Чтобы не проиграть на пока еще «чужом поле» потребуется очень умелое использование новых возможностей свободного выхода на новые рынки сбыта, снижения/снятия квот на экспорт, доступа к дешевым финансовым ресурсам, товарам и комплектующему оборудованию для обновления основных фондов.

Эти возможности успешно использовал Китай после вступления в ВТО. На первом этапе вхождения РХК России в ВТО очень важно определить области прицельных научных разработок и грамотно использовать права на услуги интеллектуальной собственности. Эти торговые услуги в использовании возобновляемых биоресурсов наиболее значимы при определении лидерства в текущих переговорах стран-членов ВТО.

В повестке затянувшегося раунда переговоров Доха (начаты в столице Катара Дохе в 2001 г.) принципиальные и спорные вопросы связаны в основном с нормализацией условий сельскохозяйственной торговли, соотношением между Соглашением ВТО по торговым отношениям в области прав на интеллектуальную собственность (TRIPS) и Конвенцией по биологическому разнообразию, а также с дотациями в рыболовство, которыми многие страны объясняют угрожающее сокращение запасов. Торговля, окружающая среда, управление рыболовством и устойчивое состояние запасов вынесены на обсуждение Доха как одни из главных аргументов стабильности развития международного рынка товаров и услуг.

Россия в короткий срок должна определить свою позицию по отношению к этим ценностям и спорам, приведшим к кризису текущих переговоров ВТО. Особенно важно для нее отстаивание законных преференций по модернизации отрасли в свете сохранения устойчивости биоресурсов. Нужно понимать, что протекционистская защита ответственных решений и действий в РХК теперь относится к компетенции международного права. В ряду с общими для всех экономик требованиями либерализации РХК должен учитывать отмеченные выше приоритеты в переговорах ВТО при принятии многих ответственных решений. Им потребуются биономические обоснования, т.е. учет жизнеспособности используемых экосистем и их места в экономике и торговых отношениях. Объективной доказательной базой в подобных дискуссиях на уровне ВТО может стать только опыт экосистемного менеджмента и научная школа соответствующего профиля.

Конгресс признает, что при положительной динамике основных показателей относительного благополучия отрасли у нее остаются нерешенными проблемы, с которыми вхождение в ВТО может склонить баланс преимуществ и потерь в сторону последних. К ним конгресс относит:

- пренебрежительно не сберегающее использование ресурсной ренты и издержки от допуска к ней неэффективных пользователей;

- недостаточная конкурентная способность промыслового комплекса на рынке водных биоресурсов мирового океана;

- низкая технологичность отечественной товарной продукции по конъюнктурным показателям на внутреннем и внешнем рынках.

В условиях, когда системные издержки управления из года в год остаются непоколебимыми, у РХК снижается иммунитет к его экономическому и экологическому здоровью, собственным порокам. Рыбак и бизнес склоняются к поиску ненормативных действий. В отношении к ним открытые рыночные связи более нетерпимы.

Произойдет отторжение многих участников рынка. Но, чтобы этот процесс прошел в режиме благоприятствования здоровому бизнесу, нужна более совершенная экономическая модель регулирования, включающая в том числе и рыночные рычаги ВТО.

Конгресс констатирует, что в переходный период, отведенный России для адаптации отраслей к условиям ВТО, открывает РХК возможности для приведения его хозяйства и интеллектуальной собственности, облегчающей диверсификационный процесс, в готовое состояние для принятия новых норм и правил на постоянной основе. Он способен занять достойное место в ВТО. Его принадлежность крупной мировой державе обеспечивает ряд очевидных конкурентных преимуществ. Это ее биоресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Многие нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство и будут иметь над ним приоритет. В этой связи перед субъектами рыболовства стоит дилемма, как законно и вовремя реализовать льготы и национальные преимущества, использовать государственные механизмы поддержки чувствительных к переменам специализаций РХК при исключении издержек от встречного открытия внутреннего рынка. При этом большая организованность в процессе адаптации РХК в ВТО потребуется не только от власти, но и от объединений бизнеса.

Необходимо учитывать, что в ВТО серьезные преимущества имеют страны, успешно использующие научно-технические достижения, владеющие эффективными методами и средствами регулирования и защиты собственного продовольственного рынка. Россия также обязана защитить своего производителя и отечественный рынок от новых вызовов и рисков.

Следует констатировать, что ее госструктурам в короткий срок необходимо принять кардинальные меры к повышению конкурентоспособности продукции путем модернизации РХК, совершенствовать налоговое и финансовое законодательство, отраслевое законодательство по устранению административных барьеров и созданию условий для инвестиционной привлекательности производств, осуществить рывок в развитии судостроения, аквакультуры и рыбопереработки, предусмотреть эффективные меры защиты отечественных производителей и потребительского рынка, решить вопросы тарифного регулирования при обновлении основных фондов РХК, обеспечить разработку и использование наиболее действенных экономических мер противостояния современным порокам в рыболовстве (ННН-промысла, сбросы некондиционного улова, регулирование на основе абстрактных представлений о механизмах взаимодействия системы «Промысел-Запас»).

Конгресс также констатирует и выражает озабоченность, что в условиях преодоления сложных и объективно важных проблем отрасли в нее встраиваются дополнительные административные барьеры с надуманной проблематикой. Например, чрезмерно зарегулирован ветеринарный контроль по отношению к рыбе экологически чистых морских зон. Рыбакам выписывается по экспертным оценкам свыше 55 млн ветеринарных сопроводительных документов в год. Стоимость документов, по мнению руководства Россельхознадзора, примерно 9 млрд рублей. При стоимости всего рыбного рынка в 500 млрд рублей эта сумма сопоставима с уплатой всех налоговых отчислений дальневосточного РХК в бюджет. У рыболовства и без этих искусственно выстроенных барьеров и издержек чрезмерна налоговая нагрузка и на пределе возможного его экономическое состояние.

Отсутствие резерва для обновления основных средств промысла ставит под сомнение существование всех сопутствующих рыболовству сфер деятельности. Конгресс поддерживает:

- пользователей биоресурсов, имеющих заинтересованность в приобретении высокоэффективных судов нового поколения на конкурентных условиях с зарубежными верфями по стоимости, техническим показателям, срокам поставки и условиям финансирования в замен списываемых технически и морально изношенных судов, обеспеченных квотами;

- необходимость выработки на федеральном уровне экономически выгодного механизма обновления рыбопромыслового флота, принимая во внимание правило вторичного оборота долей квот добычи и использования этих долей в качестве залога при кредитовании;

- целесообразность освобождения от уплаты импортных пошлин при ввозе в Россию рыбопромысловых судов и оборудования для РХК;

- предложение по увеличению финансирования на подготовку кадров для рыбной отрасли, рыбохозяйственных исследований и освоение малоизученных и недоиспользуемых ресурсов, на поддержание научных школ по чувствительным направлениям устойчивого (ответственного) рыболовства;

- необходимость скорейшего урегулирования вопросов, связанных с производственным использованием уловов, получаемых при выполнении научно-промысловых работ в море;

- необходимость развития научной школы рыболовства, обеспечивающей проведение проблемно-ориентированных исследований и разработок для поддержки принципов устойчивого рыболовства в условиях вызовов и рисков, в т.ч. глобального характера.

Конгресс подтверждает готовность участников:

- признать вступление России в ВТО перспективным для развития интеграционных процессов в рыбохозяйственном секторе экономики страны, использования равных и благоприятных условий для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции;

- признать стимулирующее значение открытого рынка для повышения интереса к соперничеству за право использования высоких технологий и интелектуальной собственности;

- обеспечить развитие научных школ в направлении создания технологических платформ для обеспечения устойчивости тех видов деятельности РХК, которые наиболее чувствительны к вызовам и рискам открытой экономики;

- повысить активность общественных организаций бизнеса по разбюрокрачиванию внешнеэкономической деятельности, уменьшению административных барьеров и упразднению избыточных функций контролирующих ведомств при соблюдении их разумного баланса.

В соответствии с этим конгресс рекомендует органам государственной власти:

- приступить к безотлагательной разработке и утверждению реальных программ инвестиций в развитие конкурентных средств промысла, производств высокой степени переработки, технологий выращивания взамен политики прямых запретов, в т.ч. таможенные пошлины, квотирование, компенсационные налоги и т.д., для инновационного развития экономики РХК;

- определить приоритетность мер для избирательной протекционистской защиты чувствительных сфер деятельности в РХК и поощрения наиболее значимых проектов адаптации к условиям ВТО, предусмотреть адекватное бюджетное финансирование;

- направить диверсификационные процессы развития рыбохозяйственной экономики на обеспечение доступа на экологически чувствительные рынки ЕС и АТЕС с учетом их технических стандартов и стандарта MSC;

- в части совершенствования законодательства решить вопросы тарифного регулирования (освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин на оборудование, применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость, освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе судов построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом, при заходе в российские порты для сдачи рыбопродукции и получения снабжения), налогового и финансового законодательства (разработать законопроект о распространении на рыбохозяйственные организации специального налогового режима – единого сельскохозяйственного налога, решить вопрос о субсидировании процентных ставок по долгосрочным кредитам), законодательного ограничения по срокам инвестиционных кредитов и совершенствованию механизма привлечения заемных средств, в т.ч. использованию в качестве предмета залога закрепление долей квот на добычу и механизма вторичного оборота долей квот;

- ускорить принятие закона «Об аквакультуре» и признать ее видом сельскохозяйственной деятельности с распространением на нее программы господдержки производителя продукции, в т.ч. с использованием приемов косвенной господдержки (льготы по оплате за электроэнергию, по закупке посадочного материала, бесплатному водопользованию и т.д.);

- обратить особое внимание при доработке законопроекта по аквакультуре на создание надежного правового поля для пастбищного лососеводства с защитой прав производителя на использование его продукции;

- решить вопросы отмены ветеринарного сертификата для случаев перевозки российской рыбопродукции внутри страны или Таможенного союза;

- организовать конкурсное выполнение отраслевой НИОКР по созданию биономической модели контроля и регулирования тралового лова минтая и модернизации на ее основе спутниковой системы мониторинга рыболовства с целевой направленностью на ликвидацию ННН-промысла минтая;

- предусмотреть увеличение финансирования и повысить эффективность государственных расходов на подготовку кадров рыбной отрасли для условий открытой экономики.

Рыбохозяйственным научным институтам и университетам, общественным объединениям бизнеса:

- создать учебно-научно-производственные кластеры (УНПК) с участием отечественного и зарубежного капитала и функциями:

- а) подготовки положений для переговорных процессов в ВТО по сложным и критическим вопросам достижения консенсуса в области развития РХК;

- б) предварительной проработки, обсуждения, правовой и технической доработки законопроектов, так называемого «нулевого чтения»;

- в) поиска оперативных и адекватных решений стратегической и корпоративной значимости в ответ на вызовы и риски;

- г) развития научных школ и подготовки кадров высшего звена по чувствительным направлениям к меняющимся нормам и правилам ВТО;

- д) анализ и систематизация высших достижений в технологиях производства и управления, отстаивание прав на интеллектуальную собственность в особо значимых для ВТО отношениях в торговле, поддержании биоразнообразия и здоровья в окружающей среде.

Конгресс призывает субъектов рыболовства:

- активно включиться в процесс адаптации всех видов деятельности РХК к условиям ВТО, выносить на публичное обсуждение принципиальные вопросы либерализации внешнеэкономических отношений в рыболовстве;

- консолидировать усилия на новой платформе члена ВТО, максимально использовать предоставленные преимущества при минимальных издержках.

Участники конгресса считают целесообразным:

- информировать ФАО ООН, Всемирный банк, ВТО, Международный союз рыбаков, Совет Федерации, Думу России и органы управления рыболовством стран-участниц VII Международного конгресса рыбаков о принятых решениях;

- провести очередной VIII Международный конгресс рыбаков в сентябре 2013 года во Владивостоке;

- сохранить на период между конгрессами постоянно действующий организационный комитет деловых программ форума, как коммуникативную площадку для обмена мнениями о ходе реализации и формировании тематики очередного конгресса.

Международный конгресс рыбаков не собирается подменять собой либо влиять на действующие полномочия органы той или иной страны, работает как негосударственное образование без регуляторных полномочий. Наработанные решения и рекомендации конгресса служат шагом вперед на пути к взаимопониманию и развитию международного сотрудничества в области рыболовства.

Принято 03 октября 2012 года г.Владивосток

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>