Изменения в Законе о рыболовстве фактически означают начало передела собственности в отрасли

29 октября 2013 09:05

Второе и, видимо, последнее в уходящем году заседание возобновившего свою работу после длительного перерыва регионального рыбохозяйственного совета прошло на днях в Мурманске. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на mvestnik.ru.

Члены совета рассмотрели вопрос о ходе исполнения решений предыдущего заседания, состоявшегося в сентябре. Предваряя обсуждение, председательствовавший на собрании замгубернатора Мурманской области Павел Богушевич полушутя-полусерьезно заметил, что исполнение решений совета должно стать таким же неотвратимым явлением, как и исполнение наказаний.

Но, увы, как выразился докладчик по данному вопросу, начальник отдела комитета рыбохозяйственного комплекса Андрей Алексеев, в московских кабинетах пока, по-видимому, идет «осмысление поступивших предложений» - ответы поступили далеко не на все обращения, направленные северянами… Хотя подвижки все же есть. В частности, достигнута наконец договоренность с командованием Северного флота о заблаговременном предупреждении рыбаков о предстоящих в том или ином районе Баренцева моря учебных стрельбах, из-за чего порой совершенно неожиданно для участников промысла перекрывались значительные участки акватории.

И все же главным в повестке дня заседания значился вопрос о предполагаемых изменениях в федеральном законе о рыболовстве - в разделе, касающемся создания условий для стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота.

Речь идет о резервировании части выделяемых рыбакам квот на вылов водных биоресурсов за теми компаниями, что заявят о своем намерении строить новые свои суда исключительно на российских верфях. То есть те самые пресловутые «квоты под киль».

Идея не нова. На сей раз в роли радетеля интересов отечественных судостроителей выступило министерство промышленности и торговли РФ. Но вот только благое вроде бы намерение может обернуться новым переделом собственности в рыбной отрасли и, по сути, станет компенсацией очевидной неконкурентоспособности российских корабелов за счет промысловиков. Для последних инициатива минпромторга может обернуться настоящим «оверкилем», затоплением флота из-за урезания квот «непатриотичным» судовладельцам в угоду судостроительным корпорациям.

По мнению выступившего с докладом по данному вопросу председателя правления НО «Союз рыбопромышленников Севера» Владимира Григорьева, сегодня строительство новых судов рыбопромыслового флота на российских предприятиях обойдется значительно дороже, чем на иностранных. К тому же нынче в стране не существует проектных организаций, способных конкурировать с иностранными в плане создания современных судов. Снижение себестоимости их строительства возможно при внедрении ряда инициатив, действительно стимулирующих закладку новых судов на российских верфях, а не принуждающих к ней.

В качестве примера докладчик назвал отмену таможенных пошлин на оборудование, ввозимое для строительства в России рыбопромысловых судов, разработку и внедрение государственной программы по утилизации устаревших пароходов рыбфлота с одновременным субсидированием постройки новых на отечественных верфях. Необходимо также ограничить возраст выходящих в море кораблей до 30 лет, увеличить сроки договора о закреплении квот на вылов водных биоресурсов до 20 лет. Наконец, принять меры по борьбе с «рантье». То есть исключить закрепление квот за лицами, не имеющими в собственности ни одного рыбопромыслового судна.

- Однако вместо этого, - доказывал Владимир Григорьев, - предлагается внести изменения в российское законодательство, позволяющие судостроительным предприятиям строить суда под некие «гарантированные объемы». В результате новое судно продается вместе с квотой под киль, которую покупатель получает как бы бесплатно, хотя фактически такая «бесплатность» квоты компенсируется явно завышенной стоимостью рыболовного судна.

Руководитель ООО «Робинзон» Павел Агапов добавил, что к тому же российские судостроительные верфи сейчас забиты крупными военными заказами на 5-10 лет вперед. «Мелочь» вроде траулеров меньше ста метров длиной им просто неинтересна. В его компанию поступают предложения от многих иностранных верфей, от наших - ни одного.

Свою точку зрения высказал на заседании и генеральный директор компании «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный:

- Подобная мера никак не приведет к стабильности отрасли. Действующее сейчас распределение сырьевых ресурсов по историческому принципу (по итогам работы компании за несколько предыдущих лет. - Прим. авт.) - правильный путь. А те, кто хочет обновлять свой флот, уже и так этим занимается. Компания «Робинзон» строит новый супертраулер на одной из азиатских верфей. Для Мурманского тралфлота уже идет сборка нового 64-метрового траулера в Хорватии. Для нашей компании там же строится новое судно. При этом ни одна мурманская компания ничего не просит у государства. Мы вышли на тот уровень, когда сами договариваемся с банками о предоставлении кредитов. Нам нужна лишь стабильность в отрасли, без всякого передела системы распределения сырьевых ресурсов. Все дополнительные затраты, которые понесет рыбный бизнес от подобных новаций, отразятся на себестоимости продукции. И рыба для населения станет просто-напросто дороже.

Завершил дискуссию Павел Богушевич, заявивший, что в ближайшее время должна быть выработана единая политика правительства Мурманской области, регионального парламента, рыбацкого сообщества Северного бассейна по вопросу так называемых квот под киль.

- Политика минсельхоза в этой части выражена устами руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, напомнившего, что есть решение третьего Всероссийского съезда рыбаков - существующая система распределения квот должна остаться и в будущем, - подытожил заместитель губернатора.

...Как оказалось, обсуждение болезненной темы на Рыбхозсовете было лишь верхушкой айсберга. Более основательный разговор представители рыбацкого сообщества Северного бассейна надеялись продолжить во время намечавшейся на эту неделю рабочей поездки в Мурманск министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова. Визит, как стало известно, к сожалению, отложен на более поздний срок. Но вопросы у рыбопромышленников к главе минсельхоза, в состав которого теперь входит Росрыболовство, остались.

Вячеслав ЗИЛАНОВ, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России:

- Проблема квот под киль поднималась еще в 2010 году на совещании в Мурманске под председательством тогда еще премьер-министра страны Владимира Путина. Выступая на той встрече, я говорил, что предлагаемая система надуманная, она приведет к самым негативным последствиям для отрасли. Во-первых, к переделу не только сложившегося порядка распределения ресурсов, но и собственности основных фондов флота. Во-вторых, к новым коррупционным схемам. Совершенно очевидно, что при этом наверняка будет завышаться стоимость строительства и пойдут так называемые откаты.

Какой я вижу выход из создавшегося положения? Он, на мой взгляд, прост. Стройте суда современные, хорошего качества, в установившиеся во всем мире сроки и цены. Тогда рыбаки сами, без какого-либо принуждения, будут заказывать суда на российских верфях. Иностранные-то корабелы не просят с наших судовладельцев никаких квот! Как и положено в рыночных условиях, идет обычный расчет в деньгах. Правительство РФ должно быть заинтересовано в выработке экономического механизма привлечения интереса к постройке судов на отечественных предприятиях. Без всякого «ненавязчивого сервиса».

Павел АГАПОВ, директор ООО «Робинзон»:

- Рыбаки не согласны с самой постановкой вопроса. Почему бы не сделать не «квоты под киль», а наоборот - «киль под квоты»? Многие ведь, в том числе и наша компания, пытались строить суда на российских верфях. Но ни одна из них не взяла на себя ответственность за постройку хотя бы первого отечественного рыболовного траулера.

Кроме того, на сегодня в России не существует даже правил регистра для строительства рыболовных судов. Хотя таковые есть во всем мире. Строить же по правилам для транспортных судов - стоимость судна существенно увеличится по сравнению со строительством за границей. Да и отвечающее современным требованиям судовое оборудование у нас в стране не производится. А оно составляет практически половину стоимости судна.

Кроме того, не совсем понятны и правила игры, предлагаемые Объединенной судостроительной корпорацией. Так, она заключила контракт на строительство аж 10 судов с компанией «Русское море». Два года прошло, ни одного судна так и не начали строить! Тем не менее появилось предложение от минпромторга: квоты выделять не только под построенные суда, но и лишь заключенные с корпорацией контракты. А их она далеко не с каждой компанией еще и подпишет...

Юрий ЗАДВОРНЫЙ, генеральный директор компании «Мурмансельдь-2»:

- Почему весь мир распределяет квоты по историческому принципу? Это наиболее объективный способ дележа водных биоресурсов. При минимальном вмешательстве чиновников либо каких-то вообще посторонних людей. Наше общество и так устало от всяческих коррупционных схем. Мы пытались понять и противоположную точку зрения. У нас богатый опыт общения и с самими российскими верфями. Они, увы, технически не готовы, а некоторые и просто не хотят заниматься рыболовецким флотом. К тому же в России никогда его практически и не строили. Да, все когда-то бывает в первый раз. Но корабелы не в состоянии пока обеспечить нам ни приемлемые качество, ни стоимость. И никакой «добровольно-принудительный» порядок тут не поможет.

Владимир ГРИГОРЬЕВ, председатель правления НО «Союз рыбопромышленников Севера»:

- Мы часто связываемся с коллегами из других приморских регионов страны. Все встревожены новациями минпромторга. И все категорически против нарушения принципа исторического наделения квотами. Пока до революционных действий ситуацию никто доводить не собирается. Попробуем идти цивилизованным путем и прежде всего намерены обратиться непосредственно к президенту РФ. 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>