Краб зашевелился на верфях: Добывающие компании могут отказаться от строительства судов

27 июня 2018 11:36

Новый куратор АПК вице-премьер Алексей Гордеев в целом поддержал идею выдачи квот на добычу краба через аукционы. Если это решение будет узаконено, краболовы могут отказаться от контрактов на строительство судов на $320 млн. Участники рынка уже уведомили об этом Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Ассоциация краболовов Севера на прошлой неделе предупредила президента ОСК Алексея Рахманова о возможном отказе от строительства краболовных судов на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в ОСК). Как следует из письма (копия есть у “Ъ”), в 2017 году участники ассоциации подписали с ВСЗ контракты на строительство шести судов, в начале этого года были достигнуты соглашения еще о четырех судах. Причиной отказа может стать изменение механизма выдачи квот на вылов краба, пояснили краболовы. По их данным, 21 июня на совещании у вице-премьера Алексея Гордеева была поддержана идея распределять квоты через аукционы. Если она будет узаконена, краболовным компаниям придется одномоментно отвлекать значительные средства для участия в аукционах и от строительства судов придется отказаться, сообщили в ассоциации.

Возможный переход с исторического принципа выдачи квот на вылов краба на аукционный обсуждается с конца 2017 года. О предложении стало известно из письма, которое тогда было направлено президенту Владимиру Путину (см. на Fishnet.ru от 20 ноября 2017 года). Инициатива вызвала резкую критику участников рынка, которые опасались передела отрасли с ежегодным оборотом в 120 млрд руб. Источники “Ъ” считают, что идея письма исходила от бывшего совладельца Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Максима Воробьева. В РРПК причастность к письму опровергали.

По подсчетам исполнительного директора Ассоциации краболовов Севера Татьяны Соколовой, стоимость контрактов на строительство десяти краболовных судов — $320 млн. Заказчики уже начали перечислять первые транши, но строительство невозможно начать из-за неопределенности с правилами вылова краба, говорит она. Пострадать от изменения правил выдачи квот могут и рыбопромысловые компании. Гендиректор Архангельского тралового флота (АТФ; входит в СЗРК — Северо-западный рыбопромышленный консорциум) Алексей Заплатин на прошлой неделе также предупредил ОСК о возможном отказе от строительства четырех траулеров. Распределение квот на вылов краба через аукционы приведет к резкому снижению стоимости долей краболовных компаний СЗРК, переданных в залог по выданному на финансирование проекта кредиту, в результате заем станет необеспеченным, следует из письма (копия есть у “Ъ”). АТФ вложил в строительство четырех траулеров уже $110 млн из $280 млн, уточнил председатель совета директоров СЗРК Дмитрий Озерский.

В ОСК подтвердили получение письма от АТФ. По словам представителя корпорации, позиция уже направлена главе Росрыболовства Илье Шестакову. В письме, с которым ознакомился “Ъ”, ОСК предупреждает, что отказ от планов строительства десяти краболовных судов и заморозка проектов АТФ поставит ВСЗ в критическое положение, оставив верфь без заказов в среднесрочной перспективе и с рядом недостроенных судов. В ОСК уточнили, что строительство судов для АТФ уже начато: первое готовится к спуску в четвертом квартале 2018 года. Штрафов в адрес заказчика при отказе от контракта нет, но все выполненные работы компенсируются, добавили там.

По словам собеседников “Ъ”, на совещании у Алексея Гордеева обсуждался вариант распределения на аукционах 50% квот на вылов краба.

При этом победителей также могут обязать построить в России новые суда. Весной 2018 года Илья Шестаков говорил, что продажа половины квот на добычу краба может принести около 80 млрд руб. Изменение правил выдачи квот на добычу краба обсуждалось и на совещании у премьера Дмитрия Медведева 22 июня, знают собеседники “Ъ”. По словам одного из них, господин Медведев поддержал выделение 50% квот через аукционы, но никаких официальных решений пока нет. Представитель премьера Наталья Тимакова заявила, что как только решения будут приняты, они будут опубликованы. В аппарате Алексея Гордеева не стали отвечать на вопросы “Ъ”. В Минсельхозе заявили, что предоставили позицию в правительство, отметив, что вопрос обсуждается в закрытом режиме. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян считает, что поэтапный переход к открытым конкурентным принципам выдачи квот позитивно скажется на развитии отрасли. В Минпромторге полагают, что при распределении квот на вылов краба необходимо учитывать важность обновления рыбопромыслового флота.

Источник: Коммерсант
{{countTopicsText}}
Сухов Вячеслав Юрьевич
27 июня 2018 15:37

Вспомнилась сказка о рыбаке и рыбке. Старуха начала с избы, потом столбовая дворянка, потом царица,
а в конце -  глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.



Так и у нас – инвест.квоты, строительство судов, строительство береговых предприятий, повышение ставок за
пользование ВБР, крабовые аукционы, а в конце - ……..

Александр Макаров
28 июня 2018 09:07

Странно, что АТФ брала кредит на строительство 4 траулеров под залог долей краболовных компаний консорциума СЗРК. (как я понял из статьи). Какая выгода у краболовов в такой сделке? Что думал банк, беря доли в залог накануне конца срока выделения? У АТФ квот краба, насколько известно нет, а теперь он радеет за крабовиков.

"Страшное"  обременение рыболовецких компаний строительством судов в обмен на квоты на 15 лет не такой уж кошмар. Построят для себя, повысят эффективность и стоимость бизнеса. Сумма только объявленных контрактов в этой статье по СЗРК 600 млн долл. 

За 50% крабовых квот, согласно статье, государство могло бы получить на аукционе 80 миллиардов руб (прим 1,3 млрд долл). В 2018 году промквот камчатского и стригуна на Северном бассейне примерно 19 тыс тонн ( + сколько то прибрежных). Сколько это будет за тонну за один год из пятнадцати? Реалистична ли цена для возможного аукциона?  К частичной продаже крабовых квот на аукционе добавлять обязательство строить краболовы на росс верфях или наоборот - это похоже на перебор.

Пользователи квот камчатского краба и краба стригуна-опилио для осуществления промышленного рыболовства (кроме прибрежного рыболовства) в российской ИЭЗ (ИЭЗ России (Баренцево море)) в 2018 году


Пользователи


Регион


ИНН


Вид


ВСЕГО, тонн


ОАО "Североморский альянс"


Мурманск


5110310861


Краб камчатский


1239,4


ООО "СЗКК"


Мурманск


5190119530


Краб камчатский


2062,8


ООО "СЗРК-Мурманск"


Мурманск


5190411189


Краб камчатский


2062,8


ЗАО "Арктиксервис"


Мурманск


5191204516


Краб камчатский


3822,6


ЗАО "Арктиксервис"


Мурманск


5191204516


Краб стригун опилио


4875,0


ООО "Зигранд"


Москва


7714566549


Краб стригун опилио


4875,0

 

Квоты компании ОАО Архангельский траловый флот для осуществления промышленного рыболовства (кроме прибрежного рыболовства) в 2018 году


Вид


Зона промысла


ВСЕГО, тонн


Треска


районы международных соглашений


23678,7


Мойва


районы международных соглашений


8196,8


Пикша


районы международных соглашений


6080,7


Скумбрия


Фарерская РЗ


2856,6


Путассу


Фарерская РЗ


16940,3


Палтус


НАФО


72,5


Путассу


ИЭЗ Норвегии


1433,0


Окунь моря Ирмингера


НЕАФК


122,4


Путассу


НЕАФК


10196,7

 

 


Сергей Самойлов
28 июня 2018 11:44
Думаю не лишним напомнить то, что доли крабовых квот приобреталсь на аукционах и цена на эти доли формировалась иходя из тех объемов ОДУ, потом ОДУ резко возросло и предприятия стали на их купленные доли получать гораздо больше краба в физическом измерении. Так что сейчас продажа краба на аукционе -это, своего рода, оплата выданного , авансом, краба.
Сухов Вячеслав Юрьевич
28 июня 2018 13:09
А вот на этот случай (рост ОДУ) существует налог на пользование ВБР. Если государство считает, что этот налог слишком мал, то оно имеет все права и возможности увеличить его до оптимального или максимального размера без ежегодного изменения правил игры. Кстати,  государство именно так и считает. Проект новых ставок в процессе согласования. Там на некоторые объекты ставки будут увеличены в разы. При этом, весьма странно, что до настоящего времени не отменили льготы по уплате этого налога. Сейчас все платят только 15% от низких, подлежащих увеличению ставок. Что мешало отменить льготу раньше, если всем очевидна такая несправедливая диспропорция?

А теперь еще в дополнение к увеличению ставок налога на ВБР и принудительному судостроению  хотят вновь продавать доли на аукционах. 

Существует такое понятие как набеговая экономика (набеговое хозяйство). В качестве примера приводят обычно экономику Крымского ханства или набеговое хозяйство тайповой Чечни. Благополучие таких государств и объединений обеспечивалось набегами на соседей, захватом скота, имущества, ценностей и рабов. Как выживали соседи, подвергавшиеся набегам, для агрессора было не важно. Набеги повторялись с определенной периодичностью, позволявшей пострадавшим оправиться.

Политика нашего государства в отношении рыболовства  напоминает такое набеговое хозяйство. С определенной периодичностью оно совершает набеги, и изымает "излишки", вместо того, чтобы создать прозрачную справедливую систему.



Александр Макаров
28 июня 2018 14:41
Хотелось бы посмотреть конкретный вариант прозрачной справедливой системы )) В принципе, новая система ( кроме крабовых долей) получилась весьма выгодной для рыбопромышленников путем эволюции старой (добавили инвестиционные квоты, что, в принципе, взаимовыгодно, и продлили срок наделения до 15 лет - гигантский бонус хозяевам компаний)). Пересмотр платы за ресурсы тоже часть старой системы. Это мелочь по сравнению с выгодами продления до 15 лет. Компании должны быть социально ответственными и не грести только под себя, или они уже достигли такого благородного состояния))?

Что касается крабовых долей, это особый случай. Увеличивая срок наделения, надо хорошенько взвесить, как обеспечить не только частные, но и государственные интересы. 
Сухов Вячеслав Юрьевич
28 июня 2018 15:13
Государственные интересы в том, чтобы получать стабильный оптимальный доход, ну или как в набеговой экономике - изъять "излишки" и потом ждать пока залижут раны и наростят жирок, чтобы повторить набег. Тут я согласен, надо хорошенько взвесить.

Относительно выгоды новой системы для рыбопромышленников можно поспорить. Пересмотр платы за ресурсы это часть действующей, а не старой системы, и это совсем не мелочь, а увеличение себестоимости, причем существенное. Ну а про социальную ответственность я бы и вовсе упоминать не стал. Вы бы еще про цены на бензин, ЖКХ тарифы, пенсии и прочее вспомнили. Там такая феноменальная социальная ответственность, аж дух захватывает.

Для того, чтобы создать прозрачную и справедливую систему нужны специалисты, а не эффективные менеджеры, представляющие определенные интересы определенных групп.

Александр Макаров
28 июня 2018 21:52
Метафора с набегами яркая, но стоит дрогнуть и полностью согласиться, и конец познавательной беседе, тем более, что до идеальной системы еще не добрались))
Не совсем понятно, какие группы выгадывают от решений ФАР и в чем их выгода. Бюджет получает плату за ресурсы, экономика страны - рабочие места, добавленную стоимость в переработке и возрождение судостроительных компетенций для рыбного промысла. (Если вывести за скобки крабовую подотрасль, в остальном, похоже, все приняли новые правила игры.)
А какие привилегии получит та же РРПК, на которую намекают некоторые СМИ: возможность заплатить миллиарды рублей за крабовые квоты, серьезно потратиться на траулеры и строительство заводов в обмен на инвестквоты, возможность платить повышенную плату за ресурсы. Никакого подобия залоговых аукционов, с которыми сравнил ситуацию экономист Кричевский, всё на равных и затратных основаниях, как для всех. 
Скорее понятны мотивы ФАР: выдавая доли на 15 лет, регулятор разрывается между задачей обеспечения устойчивого энергичного роста рыбной отрасли и фискальной задачей скорейшего увеличения бюджета страны. В части крабов, видимо ФАРу кажется, что крабовый сектор недостаточно делится природной рентой и, при малых возможностях добавления стоимости в РФ, он должен вносить мультипликативный вклад хотя бы в смежную отрасль судостроения. 
Какие будут мнения, возражения и предложения?))


Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>