Будущие заводы Приморья обречены на выпуск продукции второго сорта?

4 июня 2020 16:00

На прошедшей неделе активно обсуждался вопрос о необходимости изменения условий предоставления квот на инвестиционные цели для береговых заводов. Так гендиректор ООО «Русский минтай» Михаил Дегтяренко в разговоре с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко пожаловался на то, что «тем заводам, которые будут работать на промышленных квотах, в отличие от «прибрежников», будет очень сложно выполнить обязательное условие работы – ежегодно перерабатывать не менее 70% квот, предоставленных на инвестиционные цели».

Аргументация простая и понятная -, из-за удаленности промысловых районов невозможно доставить в Приморье непосредственно «уловы» - то есть живую или свежую рыбу с севера Охотоморья, где ее добывают.  Он считает, что необходимо учитывать при переработке на заводах замороженную рыбопродукцию, вырабатываемую судами в районе промысла.

Эта проблема перекликается с вопросом о разрешении для судов, работающих по прибрежным квотам, осуществлять первичную переработку на борту для сохранения уловов с последующей их поставкой на береговые предприятия.

Для тех, кто хотя бы чуть-чуть в теме, все совершенно понятно и очевидно. Прошла информация, что Минсельхоз РФ подготовил проект постановления правительства, предусматривающий, что сырьем для береговых предприятий может служить и непереработанная пищевая рыбная продукция из уловов.

Не будем придираться к странному термину «непереработанная пищевая рыбная продукция». Главное, чтобы эти изменения в правовой базе по инвестиционным квотам были приняты.

Ситуация, между тем, удивительная.  Процедура рассмотрения заявок на получение инвестиционных квот предусматривает выполнения целого ряда условий на соответствие проекта определенным критериям. Росрыболовство на своем сайте создало отдельную страницу, выпустило презентацию, подробно разъясняющую все и вся. Заявки рассматривала компетентная комиссия, решения принимались открыто и доступны для всех желающих с ними ознакомиться.

И что же в итоге? Как можно было одобрить проект завода по обработке свежего минтая в Приморье, если квоты выделяются в других районах?

Завод «Русский минтай» относится к типу объекта «М» производительностью 100 тонн филе и фарша в сутки. Это порядка 300 тонн сырца в сутки. Как сообщается в Таблице сводной информации о реализации инвестиционных проектов на сайте Росрыболовства, еще одно аналогичное предприятие строится в поселке Большой Камень также в Приморье (АО «РК «Новый мир»»), на о. Шикотан (ООО «Курильский рыбак») и два на Камчатке (ООО «Витязь-Авто» и ООО «Камчаттралфлот»).

Если для Шикотана и Камчатки проблема снабжения сырьем худо-бедно решается, то для Приморья она неразрешима в принципе. И это было очевидно с самого начала, опять же для тех, кто хоть чуть-чуть в теме. Тем не менее, заявки были одобрены и расходы понесены.

Да, для того чтобы эти заводы работали предлагаемые изменения законодательства жизненно необходимы. Но эти предприятия обречены выпускать продукцию второго сорта (двойной, а лучше сказать повторной заморозки), уступающую на мировом рынке по ценам филе FAS (Frozen at Sea), произведенному на судах в море, или на берегу из свежей рыбы.

(таблица из презентации Росрыболовства)

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
3 июня 2020 09:59
Продукция "второго сорта" тоже может быть хорошего качества. Припоминаю, кто-то из специалистов на форуме писал, что при правильной технологии, продукция двойной заморозки бывает вполне приличной.
Андрей Роман
3 июня 2020 15:51
Суть статьи в том что согласно действующего на настоящий момент порядка, на заводы построенные по инвест программе могут быть поставлены только уловы, что согласно Закона о рыболовстве - ... это рыба поднятая из воды. Понятно если бы эти заводы были бы по переработке пелагической рыбы (мойва, сельдь и т.д.), то из района промысла эта рыба могла бы быть поставлена на береговое производство судами с RSW танками. Но изначально инвест программа была рассчитана на то, чтобы рыбак поделился своими доходами на развитие судостроения. Поэтому в инвест программе участвует только рыба более менее ценная. Кроме судостроения программа рассчитана на то чтобы увеличить занятость на берегу... но никто не подумал, что все взаимоствязанно и занятость в море при этом уменьшится.Так вот если вернуться к теме статьи, эта рыба имеет ограниченный срок хранения в необработанном виде. Например треска - она должна быть обескровлена и выпотрошена ... но тогда это будет продукция, а не улов. Если даже на это закрыть глаза и возить для переработки потрошенную рыбу охлажденную, то удаленность промысла как раз и приведет к тому, что автор статьи назвал "вторым сортом". Только заморозка для последующей переработки, может гарантировать качество чуть ниже если, бы рыба была переработана непосредственно на судне в районе промысла.
Андрей
6 июня 2020 04:32
Поскольку трудно заподозрить инвесторов заводов в неумении читать и неспособности отличить минтай БГ (например) от уловов, остается предположить, что почему-то у них была уверенность в том, что нормативные акты ближе к сроку запуска предприятий  немного поправят.  Подозрения укрепляются слухами о том, что на Русском Минтае ставится оборудование, предназначенное для переработки минтая БГ, а не сырца.  

Что касается "второсортности" филе двойной/второй/повторной заморозки - правильнее сказать, что это - не премиальный продукт, но вполне нормальный и популярный у покупателя в США, России, и многих других странах. Проводя аналогию, Феррари и Роллс-Ройс, несомненно, отличные машины, но популярность Камри или, тем более, Короллы - намного выше. Никто не обзывает их второсортными и не предлагает перейти на выпуск только топовых моделей, не стоит и комплексовать по поводу филе двойной заморозки. 

Можно предположить что не пострадает и экономика компании.  Чуть более низкая цена на продукцию будет компенсирована дополнительной квотой - это раз.  Ситуация, когда для не-MSC продукции нет спроса за границей, обещает только усугубиться, а до получения сертификата на новые зоны - впереди годы сложной работы. Это два
Александр Макаров
6 июня 2020 22:27
Тема MSC особенно интересна. Посмотрел сайт Аляскинского института маркетинга  рыбы и морепродуктов. Они признают MSC, но у них есть и (своя?) RFM (Responsible Fisheries Management) система ответственного управления промыслом, основанная на критериях ФАО.  Эту систему сертификации в 2016 одобрила организация GSSI, работающая в партнерстве с ФАО. У нас есть или будет что либо подобное? Почему мы столь безоглядно и безальтернативно отдались фактически англо-саксонской сертификации MSC? Там доминируют американцы - наши заклятые геополитические партнеры. Пока, на удивление, несмотря на протесты американских минтайщиков, все идет гладко и наши промыслы получают сертификацию MSC.  А что будет, если в будущем мы раскрутим экспорт продукции с добавленной стоимостью, как хочет правительство, и нас вдруг, под каким-нибудь надуманным предлогом, лишат марки MSC?

На уровне МИД РФ мы всячески добиваемся сохранения международных правил, вырабатываемых под эгидой ООН. Это делается в противовес всяким англосаксонским коалициям и организациям, которые хотят собой подменить систему ООН. На мой взгляд MSC - яркий пример такой англо-саксонской политики установления контроля, в данной случае, над рынком рыбы и морепродуктов. Если мы этой системе MSC отдаемся, то мы тоже должны сидеть в их правлении c правом вето.
Сухов Вячеслав Юрьевич
7 июня 2020 22:28
Несомненно уверенность была и у инвесторов и у тех, кто одобрял заявку. И ведь так оно и будет. Завидую их прозорливости :-)). 
Аналогии с Феррари и Камри не заметил, не тот масштаб ценовых отличий. Инвестор имеет возможность делать "премиальный" продукт FAS в море. Жалкая добавка 14,5 тыс. тонн  к квоте порядка 200 тыс. тонн - это смешно. Вопрос фундаментальный. Есть возможность производить первоклассный продукт, но мы этого делать не будем, мы "размажем" производство на более длительную и дорогую цепочку для того, чтобы.......  Для чего? Это называется экстенсификация, в отличии от интенсификации. 
Чуть более низкая цена будет компенсирована квотой только в смысле наличия этой квоты, но не экономических показателей. Рыбу на промысле надо будет разделать и заморозить (это стоит вполне конкретных денег), потом доставить, разморозить, разделать и снова заморозить. Себестоимость конечного продукта будет выше, а цена ниже.



Андрей
8 июня 2020 08:52
Я не понимаю, как инвестор ЗАВОДА может делать филе Frozen at SEA.  Расскажите, если не опечатались.  Добавка 14.5 к 200 - 7.25%, около 10М долларов выручки. Не знаю тех, для кого это - "жалкая" добавка. Ничего первоклассного в филе-первичке нет, а с точки зрения бережливого отношения к ресурсу, вторичка оставляет первичку далеко за спиной.  Экономику здесь обсуждать не буду.  Я ее считал, ваши оценки неправильны. Если не нравится сравнение Феррари-Камри, давайте возьмем Камри-Корона. Филе-вторичка хорошая еда, честное слово. Большинство потребителей не способно различить, если не класть два продукта рядом. Предмет спора, собственно, какой?
Андрей Роман
8 июня 2020 09:39
Я не понимаю, как инвестор ЗАВОДА может делать филе Frozen at SEA.  

Объясню для понимания. Мы более 15 лет производили филе FAS на своих судах. 
Для инвестпроектов у нас отобрали 20% квоты трески и пикши, которые в свое время были куплены на аукционе.
За постройку завода большой мощности дадут 2,91%
Полагаю и так ясно. 

Поскольку трудно заподозрить инвесторов заводов в неумении читать и неспособности отличить минтай БГ (например) от уловов

Смотрим федеральный закон:

21) уловы водных биоресурсов - водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания.
(п. 21 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)

Понятие уловы было сформулировано в 2016 году, но буквально еще два года назад проблемы не было. Пока сначала дальневосточные пограничник а за ними и остальные стали не разрешать перегрузки в местах укрытия, тыкая пальцем на этот пункт.

Законодатели сами, не толковали это понятие так глубоко.


Сухов Вячеслав Юрьевич
8 июня 2020 12:35
Филе-вторичка хорошая еда, не спорю. Я говорил о ценах  на внешнем рынке. FAS дороже, и это факт.
Инвесторы этих конкретных ЗАВОДОВ могут делать, и делают FAS. Не делайте удивленные глаза, не поверю, что вы не в курсе о ком идет речь.

Не знаю как вы считали экономику, и не буду утверждать, что вы неправы. Элементарная логика подсказывает, что при стоимости заморозки одной тонны примерно 200 долларов, морозить два раза  - это уже двойные расходы.

Я не просто так назвал это фундаментальным вопросом. Сейчас мы пытаемся повторить успех китайской обработки 30-летней давности, в то время, как у нас есть естественное конкурентное преимущество, которого у китайцев нет и не было. Мы можем перерабатывать рыбу непосредственно на промысле в течение 4-6 часов. 


Андрей
9 июня 2020 02:56
я тут что-то не понимаю в вашей логике.  Если компания делает филе в море на имеющихся судах, как это связано с производством какой бы то ни было продукции на береговом заводе из квоты, которая была выдана специально для этого завода?   

Я не знаю, откуда у вас цифра стоимости заморозки, но тогда где экономика производства мороженой мойвы, например?
Сухов Вячеслав Юрьевич
9 июня 2020 23:21
Я сам не всегда понимаю свою логику :-)). Но в данном случае попытаюсь разъяснить. Прошу прощения за многословность. Я вообще-то Чехова люблю, но таланта не хватает :-))

Компания делает филе в море и будет продолжать его делать. Она и не думала вкладываться в завод с сомнительными перспективами, но тут подвернулась возможность получить доп. квоту. Об этом вы как раз упомянули выше. Квоты в Охотском море - это не в Беринговом, которые они не выбирают, и пытаются ими приторговывать. А дальше включается логика Хаджи Насреддина, обещавшего научить осла разговаривать за 25 лет, - то ли султан умрет, то ли ишак. Проще говоря, компания предполагает, что завод - это временное неудобство, которое может быть или ишаком, или султаном, а квота останется.

Побудительные мотивы компании понятны, но в статье спрашивается, как авторитетная комиссия одобрила проект для прибрежного рыболовства Приморья, если квоты в других районах, от которых до Владивостока семь дней пути (СОМ), при этом надо доставить необработанный улов?  Они плохо в школе учились? 

Для среднего жителя европейской части Дальний Восток - это все как бы одно целое - Владивосток, Хабаровск, Петропавловск, Магадан, Анадырь - все рядом. Он и представить себе не может, что от Петропавловска до Владивостока почти как от Мурманска до Сочи. Но в комиссии, я полагаю, должны были быть люди грамотные.

Короче, мне это все кажется какой-то детской игрой. Можно условно назвать её - "Вся рыба на берег". Есть бонусы, есть штрафы, очки сгорают и т.д., как "Монополия". Однако к реальной жизни это, как все игры, отношения не имеет. Китайская переработка - это позавчерашний день. К тому же, это совсем не переработка уловов прибрежного рыболовства. Сейчас вот поляки засуетились, пытаются перетащить переработку минтая из Китая к себе. Тоже в игру включились. Их понять можно, нет у них доступа к ресурсам и нет возможности делать первоклассный продукт.

Я все хожу вокруг, да около, но наверное надо прямо спросить, зачем эти предприятия? Есть сомнения, что такие объемы филе необходимы для нашего внутреннего рынка. Значит это экспорт, а там филе FAS имеет более высокую цену. 

Так уж сложилось, что я многие годы связан с рыболовством в Мавритании. Лозунг "Вся рыба на берег" у них в ходу с моего первого захода в порт Нуадибу в 1973 году. За это время было построено огромное количество береговых заводов; построено и заброшено, опять построено и опять заброшено, и опять строят. Там под строительство береговых заводов выделяют квоты и всякие преференции (это называется инвестиционный проект - интересная аналогия). Строительство заводов компаниями рассматривается как неприятное обременение для получения квоты. Мавритания по классификации ООН входит в список беднейших стран мира!!!!! Мы тоже туда, в этот список хотим?


Сухов Вячеслав Юрьевич
9 июня 2020 23:29
Забыл про стоимость заморозки.

Поспрашивайте у реальных производителей. Думаю, они подтвердят примерную стоимость. Конечно, это будет не 200, а может быть 180, или даже 160. Я давно к этим оценкам отношения не имею, но в середине-конце 90-х годов у норвежцев было 150-200 долларов, когда я занимался закупками. 

Вот ссылка на документ ФАО 30-летней давности, по которому можно составить представление о стоимости заморозки. Не думаю, что сейчас это стало дешевле для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Войтюк Александр Валерьевич
10 июня 2020 11:17
Теперь многое становится понятным, почему такое отношение у РРПК к своим строящимся заводам... Вячеслав Юрьевич, благодарю за комментарии 
Александр Макаров
12 июня 2020 22:51
Для удобства чтения пронумерую: 1) Как я понимаю, на сегодня планы нашего регулятора ограничиваются стимулированием производства филе, сурими и рыбмуки, рыбжира (безотходность). 

2) Речь не идет о  производстве продукции с добавленной стоимостью, которая у компании Марел описывается, как формованная, маринованная, панированная, жареная и вареная.

Целевую продукцию по пункту 1 можно сделать в море, не прибегая к разморозке и повторному замораживанию ( дополнительные затраты, потеря влаги, добавление воды? фосфатов?). Такое производство в море стимулируется при инвестквотах в обмен на строительство флота на наших верфях. Тем более, что мы производим гораздо меньше филе и сурими из минтая, чем американцы.

Соглашусь, что идея стимулировать переработку замороженного минтая БГ на берегу выглядит в наших условиях странно. 
Было бы логично, там где недоступно свежее сырье, на берегу дополнительно перерабатывать блочное филе  и сурими морской заморозки в продукцию с добавленной стоимостью в соответствии с реальным рынком сбыта. 

Про выгоды переработки охлажденного сырья на берегу, все уже сказано выше.

Александр Макаров
12 июня 2020 23:01
P.S. Как ранее сообщила компания РРПК в пресс-релизе, основной продукцией первой очереди завода станет филе и фарш минтая. После ввода в эксплуатацию второй очереди планируется освоить выпуск высококачественных доступных продуктов глубокой переработки, в том числе – в категории «готово к употреблению», для российского рынка, а также экспорта в Китай и на рынки Азии.

Инвестиции 1,5 млрд руб и объем производства 25 тысяч тонн в год по готовой продукции - это больше, чем получаемая квота минтая и сельди 14,5 тысяч тонн. Такой проект не может быть запущен без глубокого экономического анализа, и если он не выгоден компании. Производство на берегу видимо дешевле, чем в море, даже несмотря на дополнительные затраты, связанные с повторной заморозкой. Осталось обеспечить заявленное качество и завоевать доверие потребителя, разрушенное китайским красивым водяным продуктом.

А замороженного минтая БГ и даже НР мы так много отправляем на экспорт, что отправить малую часть этого объема на "Русский минтай" благое дело и верная синица в рукаве :))

Борис
13 июля 2020 15:59
Вот уже началась пусконаладка оборудования, 1 сентября введут в эксплуатацию https://www.fishnet.ru/news/company/93227.html 
Александр Макаров
14 июля 2020 15:36
"Вот уже началась пусконаладка оборудования, 1 сентября введут в эксплуатацию https://www.fishnet.ru/news/company/93227.html "

Посмотрел видео на ссылке. Обратил внимание, что Савчук в нем сказал, что фосфатов не будет.
Александр
14 июля 2020 09:20
Я понимаю,чио это мало кого волнует и фискалы пока не сворачивают за это кровь,но дабл-фрост в детское питание запрещён.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>