Кому нужны такие квоты?
17 ноября в Хорватии мурманские рыбодобытчики торжественно заложили новый траулер. Работать судно будет на Северном бассейне, но совсем скоро может оказаться невостребованным, поскольку квоты на добычу рыбы с 2018 года предполагается отдать тем, кто готов сотрудничать с российскими судостроителями. Тема "Квоты под киль", притом - российский, вновь взбудоражила рыбацкую общественность страны. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ГТРК «Мурманск».
Исполнительный директор ЗАО "Мурманский траловый флот - 1, 2, 3, 4" Юрий Паршев говорит: "Вот, пожалуйста, новый корабль. В середине следующего года выйдет на промысел. Производительность - 100 тонн в сутки. Современный, эффективный корабль. Рыбаки строят флот. Помогать нам в этом не надо".
Биоресурсы тем, кто будет покупать суда отечественного производства, чтоб развивать верфи России. Это задача государственных масштабов, но рыбаки в предложенной концепции усматривают ущемление своих интересов.
По мнению Юрия Паршева: "Если хотят строить, нужно строить, то - пожалуйста, но это задача судостроителей. Если умеете - стройте. Мы купим корабли в России. Почему - нет. Мы готовы к этому".
На слуху тема уже 8 лет, всплывает регулярно и всякий раз рыбаки - против выделения "Квот под киль", подчеркивая, что в модернизацию судов вложили миллионы долларов, свои задачи выполняют и мощностей для промысла в избытке.
Председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский считает: "И, конечно же, отнимать у одних и распределять другим за счет идеи "Квоты под киль", нужно очень, мягко говоря, осторожно. А, вообще нужно сохранить тот позитив, который у нас сегодня в рыбопромышленном комплексе есть".
Никто не против обновления флота и развития отечественного судостроения, но пока все пилотные проекты еще 2003 года сегодня провалились. 2 судна, сделанные в Астрахани, - "Звезда рыбака" и "Звезда удачи"- разобраны и выставлены на торги. На промысле они себя не оправдали.
Судостроительных компаний в государстве много, но с рыбаками они, практически, не сотрудничают. Так исторически сложилось со времен Советского Союза, когда траулеры строились в Германии, Польше, Украине. Российские верфи, конечно, могут перестроиться, начать работать в интересах рыбопромышленного комплекса. Вопрос в том, насколько быстро это произойдет. В той же Турции научились сдавать суда под ключ, но процесс этот занял долгие 15 лет.
Норвежцы в Турции сегодня строят 5 судов. 26 миллионов евро каждое. Траулеры по 70 метров. Срок исполнения заказа меньше года. Таких условий кораблестроители России предложить не могут. Но, не отказываются заключать контракты на строительство. Кто их оформит в 2018 году, получит квоту. В этом смысл нового подхода при распределении объемов вылова. Качество, стоимость, и в принципе, наличие, построенных судов отходят на второй план.
По мнению председателя Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Северного бассейна Вячеслава Зиланова: "Этот инструмент пагубный. Не подходит для рыбаков. И, он ведет к одному - к переделу собственности в рыбной промышленности".
Генеральный директор НО "Союз рыбопромышленников Севера" Василий Никитин подчеркнул: "10 лет будет эксплуатироваться эта квота. Она будет продаваться и естественно, у того, кто хочет строить корабль, у него её не будет. Он будет предлагать ее нам - рыбакам. Значит, я буду ему платить определенную сумму. А, затем ловить рыбу, как и ловил раньше. Только мои возможности, моя прибыль будет в несколько раз меньше".
В очередной раз дан сигнал - правила могут измениться. И документы уже подготовлены. Вопрос - удастся ли сохранить то хорошее, что позволяет ситуацию в рыбной промышленности называть стабильной.