Мурманский морской рыбный порт отмечает 87-й день рождения

3 июня 2021 16:04

3 июня 1934 года приказом по госрыбпромтресту «Мурманрыба» был создан Мурманский морской рыбный порт. Его появлению предшествовало создание базы тралового флота в Мурманске, строительство причалов и производственных мощностей, организационная чехарда с появлением и исчезновением различных трестов: Севгосрыбтрест, Севтралтрест, Мургосрыбтрест и Мурманрыба. Не обошлось и без арестов некоторых специалистов рыбной промышленности, намеренно проваливших, по мнению следователей ОГПУ, планы первой пятилетки. Но как бы то ни было, рыбный порт быстро превратился в одно из самых мощных и быстроразвивающихся предприятий Мурманска. Через пять лет у его причалов стояли 70 траулеров, 3 рефрижератора, десятки мелких промысловых и вспомогательных судов. На территории вовсю работал рыбокомбинат, строились посолочный, консервный и тарный заводы.

Мурманский морской рыбный порт отмечает 87-й день рождения

От войны – к расцвету. От расцвета – к падению

К 1941 году грузооборот ММРП достиг 600 тысяч тонн рыбы в год. Но тут свои коррективы внесла война. Сотни портовиков ушли на фронт, а оставшиеся продолжали разгружать не только траулеры с рыбой, но и поступающие по ленд-лизу военные грузы, бороться с пожарами, ремонтировать разрушенные немецкими авиабомбами склады, холодильники, железнодорожные пути.

В 1945-м пришла Победа, и начался период послевоенного восстановления Мурманска и всех его предприятий. А в 60-80-е годы наступил настоящий расцвет рыбного порта. Мурманские рыбаки вели промысел по всему земному шару – от Баренцева моря до Южной Америки и Антарктиды. Суда в порту стояли в 5-6 корпусов у причалов.

Вслед за подъёмом, увы, наступил спад – на рубеже XX и XXI веков порт оказался в предбанкротном состоянии. Попытки некоторых руководителей изменить ситуацию натыкались на равнодушие чиновников. Вдобавок рыбопромышленники сделали ставку на внешний рынок, развернувшись в сторону Норвегии. Мощности порта простаивали, инфраструктура ветшала. И только после приватизации ММРП, когда в 2016 году у штурвала встала новая команда, начались восстановление и модернизация предприятия. За минувшие пять лет в порт проинвестировано около 1,5 миллиарда рублей. Это в три раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции за 10 лет, пока акции порта находились во владении государства.

Свидетели былого и грядущего

В рыбном порту до сих пор работают люди, начавшие свой трудовой путь в славную эпоху расцвета. Например, сотрудница комплекса механизации Людмила Кравченко, пришедшая в ММРП ещё в 1974-м. Или слесарь холодильного комплекса Александр Лебедев, чей портовый стаж тикает с 1977-го. Или машинист холодильных установок Александр Бирюков, работающий с 1966 года - ещё до строительства Южного грузового района. Они не раз были поощрены профессиональными наградами. Но сейчас речь пойдёт о сотрудниках, чей ударный труд отмечают именно сегодня. Те, кто в год 87-летия ММРП отработал 15 лет в порту, удостоены звания «Почётный портовик», а отработавшие 20 лет – звания «Ветеран порта».

Одним из награждённых стал докер-механизатор Виктор Матвейчук.

- В рыбный порт я пришёл ещё в 1985 году, - вспоминает Виктор Александрович. – Попал в знаменитую 43-ю комсомольскую бригаду, которая под руководством Вячеслава Разгонова работала в Северном грузовом районе. Мы брались за любую работу, ведь молодые были, здоровые. Готовы были пахать три смены подряд с небольшими перерывами. Причём работа была не чета нынешней. Погрузчиков было мало, поэтому суда обрабатывались вручную. Автокары тогда задействовали только при погрузке в вагоны. Сейчас наоборот – стараемся технику использовать по максимуму, благо, парк перегрузочной техники серьёзно обновлён.

- Значит, ваш стаж всяко больше 20 лет должен быть.

- Был период, когда я увольнялся из рыбного порта, - сетует Виктор Матвейчук. - Вернулся сюда только в 2000 году, с тех пор работу не менял. Освоил все смежные специальности, кроме крановщика, на высоту почему-то не тянет. Сразу скажу, докер - профессия тяжёлая и сложная, требует внимательности и осторожности, не прощает ошибок. Я сейчас молодых докеров обучаю, обязательно обращаю их внимание на эти моменты.

Когда мороженая рыба при помощи докеров покидает трюм и попадает в холодильный терминал, то качественные условия для её хранения обеспечивает и Андрей Садко, сменный механик холодильника №3, тоже получивший сегодня звание ветерана порта.

- Неужели вас - с фамилией, как у былинного купца - море не манило?

- Мой отец в море на траулерах около 30 лет отходил, а у меня на счету только один рейс, - признаётся Андрей Анатольевич. – Я окончил в Мурманске ПТУ №6 по специальности матрос-моторист, сходил в море, а потом ушёл в армию. После демобилизации поступил в Костромской технологический техникум, получил специальность «Монтаж и эксплуатация холодильных установок» и в 1994 году вернулся в Мурманск. Работал поначалу на коптильном заводе. Пять лет спустя, когда предприятие было ликвидировано, перешёл на работу в рыбный порт. География, можно сказать, не изменилась – тот же Южный грузовой район. Хотя кроме третьего холодильника я обслуживаю ещё и наш льдогенераторный цех в Северном грузовом районе. Помогаю снабжать прибрежные траулеры льдом для охлаждённой рыбы.

Работа докера во многом зависит от комплекса механизации, где электропогрузчики и автокары получают уход и ремонт. А вопросами снабжения и делопроизводства в этом подразделении занимается техник Светлана Стефанкова, ещё один новоиспечённый ветеран порта.

- Как мне работается с мужчинами комплекса механизации? – переспрашивает, улыбаясь, Светлана Геннадьевна. – Зашибись! Я же до этого работала в исключительно женском коллективе – портнихой, обшивала балетную студию в одном из домов творчества. А потом резко сменила профессию. В рыбном порту работал стивидором мой муж, а тесть трудился здесь крановщиком. В 2000 году в комплексе механизации появилась вакансия кладовщика, и муж предложил мне перейти сюда. Я последовала его совету и не жалею: хожу на работу – как в семью! Из порта никуда не уйду. У нас тут такие замечательные и заботливые мужчины, слов нет. Ну и работу свою, не буду скромничать, знаю досконально. А предыдущая профессия превратилась в хобби – я вышивкой занимаюсь. Ещё люблю путешествовать по России, мы с мужем однажды на машине из Мурманска до Тобольска доехали!

Всего почётные звания получили сегодня 24 сотрудника Мурманского морского рыбного порта.

Звания «Ветеран порта» удостоены:

  • Абдуллаев Гаджиага Гияс оглы, докер-механизатор 
  • Бондаренко Владимир Семенович, электромеханик перегрузочного комплекса
  • Захаров Валерий Александрович, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин
  • Калинин Роман Валерьевич, докер-механизатор
  • Климович Николай Григорьевич, электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования
  • Климовская Вера Геннадьевна, кассир бюро пропусков
  • Климовский Сергей Александрович, специалист службы снабжения
  • Ломака Светлана Васильевна, техник энергохозяйства
  • Матвейчук Виктор Александрович, докер-механизатор
  • Михайлов Александр Николаевич, слесарь по ремонту и обслуживания электрооборудования
  • Романов Михаил Николаевич, сменный механик холодильного терминала
  • Садко Андрей Анатольевич, сменный механик холодильного терминала
  • Светличная Оксана Александровна, водораздатчик энергохозяйства
  • Стефанкова Светлана Геннадьевна, техник комплекса механизации
  • Серышев Сергей Николаевич, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования энергохозяйства
  • Титов Сергей Владимирович, сменный механик холодильного терминала
  • Фомина Наталья Михайловна, подсобный рабочий энергохозяйства
  • Юрченко Дмитрий Сергеевич, докер-механизатор

Звания «Почётный портовик» удостоены:

  • Горностаев Артем Григорьевич, докер-механизатор
  • Салманов Тофик Ибад оглы, машинист автокрана
  • Сиворакша Григорий Иванович, слесарь по ремонту оборудования котельных энергохозяйства
  • Сусименко Екатерина Юрьевна, уборщик производственных и служебных помещений энергохозяйства
  • Чечило Алексей Валентинович, слесарь по ремонту оборудования котельных энергохозяйства
  • Цвикевич Валерий Алексеевич, мастер производственного обучения учебного центра «Курс-Норд»
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
Экор
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>