{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

О работе магаданской рыбодобывающей компании ЗАО "Тралком"

20 февраля 2014 14:14

О работе магаданской рыбодобывающей компании в современных условиях, порядке распределения квот на добычу морских биоресурсов, об ассоциации рыбопромышленников и современном капитализме корреспонденту рассказал генеральный директор ЗАО "Тралком" Станислав Карачун. Об этом сообщает МагаданМедиа.

– Какую долю занимает ваша компания в рыбной отрасли региона? И много ли в рыбной промышленности области на сегодняшний день именно магаданских игроков?

– В силу разных причин в Магаданской области осталось около десятка серьезных рыбодобывающих компаний и Тралком входит в тройку лидеров.  По вылову минтая наша компания однозначно занимает первое место. Мы специализируемся на минтае, треске, сельди, камбале, лососе – и выпускаем мороженую рыбопродукцию разных видов. Ну, а если вдруг поймали какую-либо другую рыбу, то, по правилам рыболовства, допустимы в прилове любые биоресурсы, не поименованные в разрешении, в пределах 2% по весу.

– Как сейчас происходит распределение квот? Это связано с береговой переработкой или распределение проходит в формате аукционов?

– Распределением квот занимается Росрыболовство. Представители науки определяют общий допустимый улов, который можно добыть, а затем этот объем делится между теми предприятиями, которые допущены к промыслу. А допуском к промыслу является договор закрепления долей, в котором определен процент возможного вылова на предприятие по видам водных биологических ресурсов. Договора закрепления долей были подписаны на 10 лет и в 2018 году подлежат пересмотру, вокруг чего уже сейчас начались серьезные споры между желающими все пересмотреть и сторонниками исторического принципа, которыми, как вы понимаете, являются все действующие на рынке компании.

– Как вы можете охарактеризовать 2013 год? Он был удачным для вас в плане развития рыбного предпринимательства?

– Каждый год мы испытываем немалые трудности. Если промысел хороший, то возникают какие-то административные проблемы. Рыбалка любит тишину, но нам покой только снится. Что-то было выполнено, что-то – нет, все, что не удалось воплотить в жизнь будем реализовывать в 2014 году. Как пример могу сказать, что в 2013 году мы провели большую модернизацию своего судна "Залив Забияка" и установили на нем новейшее рыбоперерабатывающее оборудование фирмы Баадер. С другой стороны, в 2013 году начало усиливаться давление на рыбопромысловые компании в части увеличения количества взимаемых платежей и налогов.

– Ассоциация рыбопромышленников обратилась в Правительство России с инициативой запретить вывоз сырой, мороженой рыбы. Ваше мнение по этому поводу, и для чего это было сделано?

– Я думаю, что рыбопромышленники не могли обращаться в Правительство с такой инициативой. Вообще удивительна инициатива что-либо запретить. Ведь каков сейчас у нас общественно-политический строй? Ответ не будет однозначным. Если социалистическое плановое хозяйство, то должны быть планы по добыче и переработке рыбы, задачи по поставкам сырца, а самое главное – гарантированные государством цены и сбыт готовой продукции. Если решить, что сейчас в России свободный рынок, то в этом случае каждый предприниматель ищет, как наиболее выгодно продать свой продукт, и любые ограничения на этом пути выглядят по меньшей мере странно в условиях свободного предпринимательства, ведь это товар бизнесмена – он добыл и переработал рыбу, а его деятельность начинают каким-то образом ограничивать. Непонятно почему, если экономика рыночная, ее начинают регулировать путем запрета на реализацию какой бы то ни было доброкачественной рыборподукции? Удивительно, когда говорят: надо продавать только рыбопродукцию глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. И что такое рыбопродукция глубокой переработки? Например, Вы будете покупать фарш из минтая или консервы "минтай в собственном соку"?  Хорошо, ну, а если люди ее не берут, ведь мой труд должен быть нацелен на спрос покупателя? С одной стороны, позволили бизнесменам-рыбопромышленникам развивать и продвигать свое дело, создавать рабочие места, платить налоги, с другой стороны налицо – стремление некоторых товарищей максимально расставить препоны, что мешает развитию рыбного бизнеса.

– Как давно вступило в силу правило оформления всей рыбной продукции, которая идет на экспорт, на российской территории через таможню?

– Уже на протяжении пяти лет действует это правило, оно негативно повлияло на деятельность рыбопромышленников: приходится лишний раз туда-сюда гонять суда, подорожали перевозки морским транспортом рыбной продукции, если раньше мы за одну тонну платили 100 долларов, то теперь все 140. Кроме того, любой наш заход в российский порт для оформления рыбопродукции влечет за собой дополнительную уплату таможенных платежей за ремонт, произведенный за рубежом, а это ни много ни мало, 23% от общей стоимости судоремонта. И все это ложится, естественно, на себестоимость выпускаемой рыбопродукции. Поэтому в России и появились рыбопромысловые суда, которые годами не появляются в российских портах.

– То есть в России нет возможности отремонтировать рыбодобывающие суда?

– Этот вопрос беспокоит рыбопромышленников уже много лет. Ремонт судна иностранной постройки на территории России будет стоить дороже и намного больше по срокам, чем в любом иностранном порту.  На территории России крупнотоннажный флот вообще никогда не строился.

– Какие трудности сегодня предприятие испытывает с кадрами? Привлекаете ли для работы иностранцев?

– К сожалению, велика вероятность того, что в скором времени может наступить кадровый кризис, старики дорабатывают и уходят, а молодежь не бежит в рыбодобывающие компании. Действительно профессионалов этого дела осталось очень мало, ведь труд этот, по сути, неблагодарный, требует очень много сил и энергии. Длительные рейсы, оторванность от дома на многие месяцы, тяжелая физическая работа не привлекает молодежь. Кроме того, упал престиж рыбацкой профессии. А постоянное муссирование в прессе обвинений в браконьерстве рыбаков не способствует поднятию этого самого престижа.

– Сейчас стали активно разведывать шельф в районе Тауйской губы и полуострова Кони. Активно ли вы рыбачите в этом районе, и как вы относитесь к тому, что на богатейшие рыбой места в Охотском море придут газовики и нефтянники для разработки месторождений. Это исключает рыбалку в районе или есть варианты?

– Конечно, все рыбодобывающие компании против разработки шельфа. Оптимальный вариант - сохранить Охотское море в чистоте и порядке для промысла в нем морепродуктов, тем более, что Охотское море является одним из самых продуктивных морей мира. С другой стороны, мне не известны случаи, чтобы бурные протесты рыбаков могли остановить нефтедобытчиков. Сейсмосъемку начинали делать в Охотском море еще в советские времена, в 80-е годы, может, это было не с такой интенсивностью, но уже тогда работы в этом направлении велись.

Если этот проект принесет выгоду, то ему дадут ход, появятся буровые платформы, как это происходит на восточном Сахалине. Самое главное, чтобы эти работы выполнялись безопасно, с соблюдением жесточайших природоохранных и санитарных норм. А вообще, хотелось бы, чтобы Правительство определилось, что ценнее: биоресурсы и питание населения или добыча нефти и газа, после извлечения которых останутся груды отходов. Что ценнее на перспективу – возобновляемые ресурсы или невозобновляемые? Вот рыба как раз – возобновляемый ресурс, который при правильной его эксплуатации будет существовать на протяжении столетий, поэтому к рыбе, по моему мнению, нужно относиться намного более бережно.

– Каким будет для вас 2014 год? Что планируется сделать?

– К сожалению, сегодня у компании немало проблем, они есть всегда, несмотря на работающие экипажи и наличие флота. Есть невнятная рыбохозяйственная политика Правительства, есть федеральная антимонопольная служба, лоббирующая на рыбном рынке далеко не наши интересы, объединенная судостроительная корпорация, которая за счет рыбаков хочет создать в России с ноля рыболовное судостроение. Нерешенных вопросов множество – и по многократному пресечению границы, и, как я уже говорил, по таможенным платежам за судоремонт. Большую тревогу вызывает приближение 2018 года, так как до сих пор не ясно, по каким правилам будет закрепляться доля. Есть проблемы с количеством проверяющих организаций, реализацией уловов и доставкой их в центральные районы страны. Но все эти проблемы решаемы при наличии достаточно сильной политической воли. Только нацеленность должна быть не на выстраивание заборов вокруг рыбака, а на конечный результат – увеличение объема вылова и количества выпускаемой продукции. И достигаться это должно не методами запретов, а экономическими стимулами для развития.

В этой ситуации Всероссийская Ассоциация рыбопромышленников России (ВАРПЭ) призвана консолидировать рыбаков, указывать на болевые моменты и пути их решения. Роль ассоциации позитивна.  Когда мы вместе, решить проблему гораздо легче.

Источник: МагаданМедиа
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>