Рыболовный сейнер "Снегирево" затонул
У причала Петропавловска затонуло очередное судно – РС «Снегирево». Меж тем общее количество лома от флота, затопленного у берегов Камчатки, достигло порядка 250 тысяч тонн. Об этом сообщает kamkrai.com.
Рыболовный сейнер «Снегирево» был построен в 1977 году в СССР. Это небольшое судно длиной порядка 30 метров, высотой борта – около 3,6 метра. В судовом реестре в качестве его хозяина указана камчатская компания «Норд-Ост».
Почти год сейнер не эксплуатировался, находился в отстое у причала ОАО «Фреза». В ночь на 5 февраля 2014 года он затонул на месте стоянки, между двумя судами, которые стояли с ним корпус к корпусу. Сейнер ушел под воду практически полностью. Над водной поверхностью торчит лишь верхушка его мачты.
Судя по фотографиям причала «Фрезы», которые были случайно сделаны за несколько дней до происшествия, вахты на «Снегирево» не было, судно не очищалось от снега. Видимо, во время недавних снегопадов на сейнере скопились осадки, в результате он накренился, черпнул воды и ушел на дно. Более точно установить причины затопления «Снегирево» можно только при его водолазном осмотре или подъеме из воды.
Как говорит старший помощник камчатского транспортного прокурора Иван Нецвет, если судовладелец добровольно не очистит акваторию от «утопленника», его обяжут сделать это через суд.
Кроме того, Кодексом торгового мореплавания предусмотрено, что капитан порта может сам привлечь силы и средства для подъема судна с отнесением расходов на собственника. Правда, еще предстоит выяснить, кто собственник. По некоторым данным, «Норд-Ост» продал сейнер незадолго до его затопления.
«Снегирево» – не первое судно, которое тонет во время стоянки в Петропавловске. Так, в марте 2009-го у причальной стенки судоремонтного завода на дно ушел сейнер «Базальт», который почти год простоял без экипажа и охраны. Из его корпуса вылилось топливо. Ущерб окружающей среде составил более 2 млн рублей.
Очевидно, что такие ЧП будут происходить и дальше, так как в Петропавловске еще хватает бесхозных судов. Например, у причала «Фрезы», где затонул «Снегирево», находится сейнер «Ягодное». Он тоже брошен экипажем. Есть решение суда, по которому собственник обязан обеспечить его безопасную стоянку. Но найти собственника пока не удалось.
Самое проблемное судно – «Тихон Семушкин». Этот огромный теплоход (водоизмещение – более 8 тысяч тонн!) фактически брошен владельцами с 2009 года. Около трех лет он простоял у причала в Аваче без присмотра, пока не начал тонуть в апреле 2012-го.
Краевой комиссии по ЧС пришлось брать на себя ответственность за него. Спасателям удалось откачать с «Тихона Семушкина» воду и нефтепродукты. Теперь он стоит на мысе Сигнальный, привязанный к причалу максимально возможным количеством швартовых. Но это вовсе не гарантирует его безопасность.
«Когда брошенное судно может представлять угрозу, капитан порта должен иметь полномочия оперативно продать его или утилизировать, если владелец не принимает мер после уведомления о существующей проблеме. Это предложение о внесении изменений в действующее законодательство направлено в Генеральную прокуратуру, которая обладает правом законодательной инициативы. Но ее мнения мы пока не знаем», – говорит Иван Нецвет.
Отдельная категория – суда, которые задержаны за браконьерский промысел и приведены в Петропавловск. Они могут стоять здесь месяцами, пока решается их судьба. За это время арестанты нередко срываются с якоря, садятся на мель. Однажды шторм потащил арестованное судно «Поларис» прямо к базе атомных подлодок. Запустить двигатель никто не мог – механиков на борту не осталось. К счастью, непогода стихла. Судно вернули на стоянку.
В начале февраля 2014-го в такую же ситуацию чуть не попала шхуна «Искандер» под флагом Камбоджи. Она была задержана в ноябре прошлого года в Охотском море и простояла на рейде Петропавловска более двух месяцев. У нее оказалось неисправным якорное устройство. Во время недавнего шторма был риск, что ее сорвет с места. Пришлось принимать меры безопасности, швартовать судно к причалу торгового порта.
Согласно постановлению правительства от 28 декабря 2012 года, до передачи задержанного судна хранителю за него отвечает должностное лицо, которое приняло решение о задержании. В нашем случае – пограничное управление. Можно предположить, что пограничным властям «не интересно» нести расходы по хранению и содержанию задержанного судна. На их месте любой бы предпочел, чтобы такое судно затонуло по приходе в порт.
Меж тем, по данным администрация морского порта Петропавловск-Камчатский, в Авачинской губе в затопленном и полузатопленном состоянии находится порядка 40 гражданских и 40 военных судов. Если же взять акваторию порта и его 14 терминалов по всему побережью, то общее количество лома от затопленного флота составляет порядка 250 тысяч тонн.




















