Третья жизнь судоверфи: «АТФ – Доковое производство» набирает обороты |ФОТО

27 июня 2014 12:47

Маймаксанская судоверфь, в последние три десятилетия известная как база технического обслуживания Архангельского тралового флота (БТО), похоже, получает новую жизнь. А ведь еще недавно казалось, что коллектив обречен.

Основной работой для БТО традиционно было междурейсовое обслуживание судов АТФ, но после неподъемного кредита на модернизацию «моонзунда» «Капитан Кравченко» денег у тралфлота катастрофически не хватало. Ремонты ПСТ делались по принципу: подлатал – и в море. Траулеры держались на плаву за счет усилий и таланта судовых механиков. Плавсостав проклинал БТО, судоремонтники – недофинансирование, которое сказывалось на качестве работ.

Год назад в АТФ попытались провести оптимизацию береговых подразделений, найти резервы для их выживания без постоянных вливаний флотской казны. Ставку сделали на плавучий док БТО. Вроде бы вот тебе курица, собирай золотые яйца. Организаций, судам которых нужно пройти докование, много, а доков на всю округу только три. Бери заказы, подключай своих ремонтников и процветай. Но как раз с ремонтниками и вышла промашка. Жизнь в ожидании приватизации основательно подкосила БТО. Опытные специалисты, не видя перспективы, уходили в другие компании, ветераны – на пенсию. А как известно, слава впереди человека бежит, один раз сработал плохо, и авторитета уже не будет.

Так и с БТО получилось. Док – нарасхват, но только в аренду. А свои мастера без работы.

Казалось бы, все, тупик. Судоремонтники обреченно ждали прихода нового собственника. В том, что база техобслуживания будет расформирована, уже мало кто сомневался. Но получилось по­другому.

Новый руководитель БТО, назначенный через месяц после передачи предприятия «Вирме», оказался старым знакомым тралфлотовцев. Российско­норвежская компания, в которой он работал, занималась ремонтами и модернизацией судов, переоборудованием рыбфабрик. Для тралфлота делали «Капитана Горбачева», «Клинцы», «Ветлугу», «Ачинск». И капитаны, и механики о Николае Соломенникове отзываются одинаково: профессионал.

Опыт у Николая Дмитриевича действительно солидный: и как механика, и как организатора производства. Мурманская судоверфь, работа в Канаде, Турции, Испании. Двадцать лет судоремонтов в Норвегии. В Скандинавию попал в 1994­м, еще при Мурманрыбпроме. Ремонтировать траулеры в Норвегии было дешевле, вот и создали совместное предприятие.

– Мы там работали с норвежцами, немцами, финнами. Видели, как строят новые суда, бывали на местных судоверфях. Работать там очень интересно. Если есть заказ, то, как правило, в нем участвуют 4–5 компаний, – делится впечатлениями Соломенников. – С Архангельским тралфлотом стали сотрудничать в начале 2000­х. «Рыбачий», «Революция»… Многие из БМРТ, что стоят сейчас в Маймаксанском ковше, ремонтировали в Олезунде, мы там тогда док арендовали.

Наш разговор с Николаем Дмитриевичем проходит на судоверфи. За последние месяцы кабинет начальника БТО здорово изменился. Прорубили «окно в Европу» – и док, и причалы с судами теперь как на ладони.

– Присмотритесь: на тех траулерах, что ремонтировали в Норвегии, краска ниже ватерлинии стоит до сих пор, хотя столько времени уже прошло. Потому что прежде чем ее нанести, корпуса чистили гидроструем. Это такие моечные машины для очистки корпусов водой под давлением 500 бар. До недавнего времени в России использовали пескоструй, но за рубежом от такой технологии уже отказываются. Если и применяют ее, то только в закрытом помещении, чтобы песок не загрязнял атмосферу. Поэтому для тралфлотовского дока мы уже приобрели гидроструйную машину и современное покрасочное оборудование, – рассказывает Николай Дмитриевич.

Из технического состояния БТО Соломенников не делает трагедии. Да, не хватает современной оснастки, которая определяет половину успеха, но ее уже закупают. Да, нужно внедрять передовые технологии, но ведь главное – понимать, какие именно, и его опыт работы за рубежом тут как раз и пригодится.

А в целом с оснащением тралфлотовской судоверфи все не так плохо. Есть своя кузня, литейка. В цехах очень хорошие станки: не каждый завод имеет такое токарно­ фрезерное, шлифовальное, зуборезное оборудование. Есть ацетиленовая станция. Она предъявлена Регистру, можно брать заказы.

Главное, подойти ко всему по­хозяйски. Углубить дно под плавучим доком, чтобы принимать большие суда, подсыпать причалы. Надо разобраться с лишними площадями, за которые приходится платить, сделать кадастровый учет, все, что не нужно, убрать.

Хотя док, к примеру, уже сейчас загружен основательно. С тех пор как Соломенников принял БТО, здесь прошли докование пять судов.

Главное – к ремонтным работам вновь начали подключать бригады БТО. У судоремонтников появились понимание перспективы и заработок.

– Люди не виноваты, им просто надо дать работу. Человек, который устроился на предприятие слесарем, ждет от меня заказы. И мы обеспечим его этими заказами.

Мы будем выкарабкиваться постепенно. Ведь что было: люди сидели на работе без дела и получали за это маленькие, но деньги. Я понимаю, у каждого семья, дети, внуки. В основном так выживали пенсионеры. Тех, кто хотел большую зарплату, разобрали более успешные на тот момент компании. Я понимаю этих людей, им надо было зарабатывать деньги, поэтому они уходили. Но я убежден – мы сможем переломить ситуацию.

Сейчас в БТО осталось 57 человек. Мы готовы принять на работу судокорпусников, сварщиков, обеспечив достойную оплату труда.

Упор – на молодежь. Найти специалистов сейчас очень трудно, за двадцать лет перестройки уничтожили большинство училищ. Сейчас ведь как: приходит молодой человек на предприятие, его определяют в бригаду, а серьезных работ не дают, квалификация слабовата. И дальнейшая судьба такого специалиста зависит от того, что за наставник ему достанется. Есть ли вообще в бригаде тот, кто способен научить, и захочет ли он тратить свое время бесплатно. Убежден – за подготовку сварщиков, слесарей и других судоремонтников наставникам надо платить, не такие и большие это деньги, зато окупятся сторицей.

– Но чтобы подготовить молодые кадры, понадобится время. А поднимать качество работ надо сейчас. Как собираетесь выходить из этой ситуации? – спрашиваю Соломенникова.

– Пусть скептики не верят, но у нас все получится. Если не найдем специалистов здесь, привезу их из Мурманска. У нас там есть судоремонтый завод «Баренцморсервис». Пусть молодежь нашу подготовят. Нам всегда помогут – и генеральный директор АТФ, и другие мурманские ребята, что вошли в команду управленцев АТФ.

Мы приехали с серьезными намерениями и надолго, мы приехали работать. Продавать ничего не собираемся, если кто­то что­то готовился отхватить по дешевке, пусть не надеется. Чего не хватает, докупим. Людей обеспечим и зарплатой, и комфортными условиями для работы. Понимаете, хороший душ – он тоже не лишний, от него на душе веселее.

Кстати, новую жизнь решено начинать под новой вывеской. База техобслуживания тралфлота будет называться теперь «АТФ – Доковое производство».

…Выходит, Маймаксанской судоверфи судьба уготовила третью жизнь. И пора доставать из коробок экспонаты музея БТО, которые год назад поснимали со стен перед ремонтом, да так и не вернули на свои места. Думали, раз судоремонту конец, то и музей ни к чему. А жизнь­то продолжается.

Нина Зеленина, 
помощник генерального директора ОАО «АТФ» по связям с общественностью

Фото Елены УГЛОВОЙ

 

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>