{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

«Нептун» хорошо, а рыбный рынок лучше

24 июня 2009 12:08

Кризис кризисом, но процесс возрождения еще недавно казавшейся навсегда «заглохшей» рыбной отрасли идет своим чередом, и перемены очевидны. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Мурманский вестник.

Даже не имеющие непосредственного отношения к проблемам отрасли мурманчане не могут не замечать: не сидят на берегу без дела рыбаки, растут уловы, работают старые и растут новые предприятия береговой рыбопереработки, а в магазинах расширяется ассортимент рыбной продукции, да и цены на нее остаются доступными. Но всегда ведь хочется чего-то большего. Что для этого необходимо сделать в первую очередь? Об этом наш разговор с недавно ставшим «главным рыбаком» региона, руководителем комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Сергеем БАЛЯБО.

- Сергей Юрьевич, часто рыбопромышленники «со стажем» вздыхают с ностальгией: мол, вот раньше в отрасли был порядок, забот не знали... Вы в «рыбной теме» тоже далеко не новичок и наверняка согласитесь, что никогда не было все уж так гладко. На каждом жизненном отрезке были свои трудности. Какие бы лично Вы обозначили, ну скажем три, самые первоочередные проблемы рыбохозяйственного комплекса?

- По большому счету, все проблемы первоочередные. Но все же проблема номер один, на мой взгляд, в необходимости скорейшего обновления производственных мощностей - судов, оборудования. Мы теряем флот. Не будет его, не будет и рыбы. Это аксиома.

- И строить новые суда рыбаков призывают именно на российских верфях, проявлять, так сказать, патриотизм...

- По идее надо бы, конечно, строить прежде всего на отечественных предприятиях. Но для начала неплохо было бы их иметь - современные, в достаточном количестве. Проблема-то в том, что верфи, занимавшиеся строительством для нашей страны рыбодобывающего флота (в первую очередь крупнотоннажного), теперь за границей. Те, что остались в России и могли бы в принципе строить нужные суда, были в свое время ориентированы под нужды «оборонки». Они и загружены сегодня военными заказами и еще крупными заказами нефтегазовой промышленности. А браться за несерийные «одноразовые» заказы рыбаков в одно-два судна верфям просто невыгодно.

Нужна государственная целевая программа поддержки конкретно рыбопромыслового судостроения. Чтобы одинаково заинтересовать в строительстве новых современных судов и подрядчиков в лице верфей, и самих рыбаков. Пока самое важное, что сделало Федеральное агентство по рыболовству в данном направлении, это закрепление за рыбодобывающими компаниями долей разрешенного вылова сразу на 10 лет вперед. Что позволит им определиться со своей долгосрочной стратегией развития, спокойно рассчитать свои возможности вкладывать деньги в судостроение. Ведь что бы там ни говорили, но у большинства даже средних и малых компаний есть в «загашнике» деньги на это. Конечно, многих подкосил кризис и - как следствие - усилились сложности с изысканием кредитных средств. Поэтому очень важно на законодательном уровне установить для рыбопромышленников возможность залога выделенных им долей вылова под банковские кредиты. Кстати, ФАР планирует разработать такой порядок до конца года.

- Только вот процентные ставки кредитования в российских банках уж больно сегодня кусаются.

- И это также необходимо предусмотреть в госпрограмме поддержки в том числе и частных компаний, задумавших строить суда. На сегодня уже принята аналогичная федеральная целевая программа, но ею «охвачено» лишь судостроение в интересах государства: научно-исследовательского, рыбоохранного флота.

- Без обновленного, современного крупнотоннажного флота не выполнить важнейшую задачу, которую сегодня государство ставит во главу угла перед рыбной отраслью, - возвращение российских судов в отдаленные районы Мирового океана? Помнится, в прежние годы оттуда в том числе и мурманские промысловики доставляли на родной берег огромные - до 5 миллионов тонн - объемы рыбы...

- Сегодня это довольно проблематично. Ведь в свое время наше присутствие там полностью обеспечивалось государством. На его средства были построены в разных странах мощные базы обслуживания флота, финансировалась работа транспортных судов, без которых невозможна организация промысла в отдаленных районах промысла. Это относится и к плавбазам ныне фактически несуществующего мурманского управления «Севрыбхолодфлот». Некогда сильный единый флот был частично переведен в оффшор, частью продан за бесценок.

Многое, к сожалению, утеряно. И в качестве одной из причин, по моему мнению, помимо общего развала экономики страны в те «перестроечные» годы был элементарный человеческий фактор. Ведь сумели сохранить руководители Мурманский траловый флот.

Как бы то ни было, а говоря о возврате на просторы Мирового океана, самый оптимальный вариант реализации задуманного - создание Росрыбфлота, мощной корпорации с господдержкой. И чтобы сохранить за Россией свободный доступ к мировым водным ресурсам, мы обязаны «засвечиваться» на дальних промыслах любым доступным способом. Вплоть до маневрирования национальными квотами на те виды рыб, которые сегодня не имеем технической возможности осваивать самостоятельно. Может, выбрать надежных иностранных партнеров, готовых поднять на своих судах российский флаг и ловить в счет наших квот. Таковые имеются. Подобным способом пока можно добывать, например, тунца, антарктического криля. В будущем на их промысел выйдут уже российские суда новой постройки, оснащенные по самым современным технологиям. Я в это верю.

- Проблема «дефицита» новых современных судов усугубляется еще и нерешенностью вопроса о так называемых незаходных судах. Как правило, в числе тех, кто не желает возвращаться в родные российские порты из-за высоких таможенных пошлин, самые на сегодня технологичные траулеры.

- И пока нет возможности реализовывать серьезные проекты по строительству судов на верфях России, необходимо как можно быстрее снять все таможенные барьеры, мешающие возврату к родному берегу построенных за границей рыбопромысловых судов. А уж тем более тех, что давно там приобретены и сегодня успешно трудятся в составе своих флотов. Разве это по-государственному, что они не могут зайти в тот же Мурманский порт только по той причине, что пошлина на такие суда порой соразмерна двум третям их стоимости вообще? И потом: деньги-то эти на самом деле виртуальные, в натуральном выражении таможня, а значит и государство, их никогда не получат. Зачем огород городить?

Возьмем пример соседней с нами Норвегии. Страны, кстати, с высокоразвитым собственным судостроением. Тем не менее тамошние компании совершенно спокойно размещают заказы на постройку корпусов в Китае, Польше и даже в России! Где угодно, лишь бы выходило с тем же качеством, но дешевле. Только высокотехнологичную «начинку» устанавливают в самой Норвегии. Чем меньше затраты для бизнеса, тем они соответственно меньше для государства в целом. И никто при этом не обвиняет местных рыбопромышленников в отсутствии патриотизма.

Почему бы и нам не организовать подобную технологическую цепочку, только наоборот: корпуса строить на российских верфях и на них же устанавливать «начинку», но иностранного производства, поставляемую по прямым контрактам. Естественно, без обложения импортного оборудования драконовскими таможенными пошлинами. Иначе такая идея теряет всякий смысл.

- Насколько я понимаю, переименование регионального комитета рыбной промышленности в комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области подразумевало не просто «смену вывески», но более тесное взаимодействие не только с рыбодобытчиками, а и с предприятиями береговой рыбопереработки в том числе. Их руководители справедливо рассчитывают на поддержку со стороны региональных властей. Хотя порой при этом нет-нет да проскальзывают иждивенческие нотки: мол, обеспечьте нас сырьем по льготным ценам, вот тогда мы развернемся...

- Над такими, с позволения сказать, менеджерами сегодня посмеиваются их же коллеги-переработчики, которые ни у кого ничего не просят, им просто некогда - они заняты делом, весьма успешно и без всяких привилегий, работая по законам рынка.

Главное условие, которое в этом плане государство взяло на себя перед рыбной отраслью - «завернуть» рыбу на российский берег, сегодня начинает выполняться. Для этого приняты все необходимые административные меры. В том числе по обеспечению сырьем береговых предприятий. Теперь дело за самими переработчиками. Их задача так выстроить свой бизнес, чтобы они могли своевременно за сырье расплачиваться. Поставили его рыбаки, сошлись вы в цене - заплати. А не так, как бывает по инерции мышления: вот когда продам готовую продукцию, тогда и расплачусь. Но это уже не забота поставщика сырья. И с таким «устаревшим» настроем в современных рыночных условиях качественное сырье переработчикам никогда не купить. Ведь рыбак (тот самый поставщик) еще более зависим от оборота финансовых средств: он должен как можно быстрее получить деньги за пойманную рыбу, чтобы успеть снарядить судно и «выгнать» его в море за новым уловом. Мне нынче приходится часто посещать расположенные на территории Мурманской области рыбоперерабатывающие предприятия, и скажу с полной ответственностью: тот, кто занимается своим бизнесом серьезно, не простаивает.

Другое дело, что далее часто возникает проблема реализации готовой продукции. Конкуренция на внутреннем рынке сегодня очень высока. Поэтому мы со своей стороны стараемся помочь по мере возможностей, вывести мурманских производителей напрямую на потребителя. В этом видим важную задачу нашего комитета.

- В среде рыбопромышленников не первый день ходят разговоры о необходимости возрождения успешно действовавшей в свое время системы типа главка «Севрыба», курировавшего весь цикл прохождения рыбопродукции от района промысла до прилавка. Конечно, в новом качестве, например холдинга.

- Подобная идея действительно витает в воздухе. Вопрос, кто возьмется за ее воплощение в жизнь? Может быть, нам здесь пригодится, как вариант, опыт норвежских сбытовых кооперативов, давно и успешно отстаивающих интересы занятых в рыбной отрасли перед покупателями продукции.

Может быть - опять же как вариант - организовать сеть мурманских фирменных рыбных магазинов в Москве, а также других крупных городах страны. Понятно, что при реализации подобного проекта неизбежно встанет вопрос его финансирования. Но если кто-то все-таки решится и придет к нам с таким предложением, мы готовы будем инициативу всемерно поддержать.

- Хорошо, вы готовы поддержать, но сами-то рыбопромышленники готовы вложить деньги в подобные проекты?

- Они все чаще задумываются о вложении средств помимо рыбодобычи в собственные перерабатывающие мощности. К этому их подвигает уже подправленная и меняемая (с учетом предложений из регионов) нормативная база. По нашим сведениям, скоро в ней может появиться положение, по которому при распределении квот кроме истории предприятия по добыче за предыдущие 10 лет будет учитываться и история по переработке рыбы.

- Не стоит ли для начала фирменные рыбные магазины открыть, или точнее возродить, в самом Мурманске?

- Идея хороша с точки зрения социальной политики. Но с позиции бизнеса чисто рыбные специализированные магазины содержать экономически невыгодно. Подобный эксперимент проводил в последние несколько лет Архангельский траловый флот. И ежегодно такой магазин приносил убытки. Видимо, у наших земляков уже успела поменяться психология на бытовом уровне: привыкли к супер- и гипермаркетам, где все виды продуктов питания под рукой и можно закупить их сразу на неделю вперед, не задумываясь о дополнительных походах пусть даже и в фирменный рыбный магазин. Наверное, такие магазины должны быть скорее небольшими, но рядом с домом. Этакие мини-рынки.

Мне лично, кстати, всегда больше импонировала идея создания именно рыбных рынков. Прямо на причале или в центре города по выходным выйти всей семьей и выбрать на обед только выловленную, еще, как говорится, бьющую хвостом рыбину. Подобный вариант более перспективен. Представители рыбного бизнес-сообщества все ведь просчитывают и на идею воссоздания крупных специализированных магазинов смотрят без энтузиазма.

В нашем комитете в данный момент идет проработка регионального проекта создания рыбного рынка. Постараемся создать рыбодобытчикам, производителям готовой рыбной продукции самые благоприятные условия работы, в том числе компенсацией части процентных ставок по банковским кредитам. И между прочим, только в текущем году на эти цели уже израсходовано 7 с половиной миллионов рублей.

Думаем и над тем, как конкретно содействовать возрождению некогда оживленных рыбацких поселков на побережье Кольского полуострова. Тут наша задача облегчается благодаря активной позиции многих переработчиков. Мне часто приходится бывать в таких поселках. Вот в Териберке все вроде разрушено «до основанья», какой-то прямо лунный пейзаж. На сером фоне особо выделяются два светлых пятна: школа и детсад, отремонтированные на выделенные из бюджета Кольского района средства, и рыбофабрика, на которую денег вообще никто не выделял. Современное производство подняли сами предприниматели. И молча, не надеясь на какого-то «доброго дядю», делают свое дело. Да еще как - трудятся в две смены, собираются перейти на трехсменку. Люди регулярно получают достойную зарплату. От нас как регионального профильного комитета требуется на данном этапе, по существу, одно, и это очень важно: привлечь туда прибрежный флот. Сырья не хватает. Пока «прибрежники» заходят в Териберку неохотно, больше привыкли разгружаться в Мурманске. Хотя справедливости ради надо отметить, что пока в поселке условия для выгрузки рыбы действительно не самые лучшие. Причальное хозяйство нуждается в серьезной реконструкции и расширении.

- Рельеф побережья Баренцева моря удобен к тому же для развития аквакультуры.

- И в этой сфере предпринимателями достигнуты немалые успехи - в разведении семги и форели. Но эта, пусть и очень вкусная рыбка, прямо скажем, не для ежедневного потребления рядовыми жителями области. В то же время наши ближайшие соседи-норвежцы на географически таком же побережье сделали большие шаги вперед в выращивании или, точнее, подращивании в специальных «инкубаторах» ценных морских видов рыб. Прежде всего трески. Да, пока себестоимость у «домашней» трески высокая. Но в исследования, в разработку менее затратных технологий норвежцы вкладывают большие деньги, и этот процесс идет весьма успешно.

Обретает все более конкретные формы и поддержка наших предприятий аквакультуры. В частности, в федеральной целевой программе развития аквакультуры предусмотрено создание регионального научно-производственного центра на базе ПИНРО. Он разместится непосредственно на побережье Баренцева моря, скорее всего в губе Кислой, где заполярные ученые-ихтиологи давно проводят свои эксперименты.

Но надо понимать: аквакультура - дело многозатратное, и необходимо искать серьезных инвесторов, а также пути уменьшения издержек. В целом перспектива дальнейшего развития аквакультуры в Мурманской области - производство рыбной продукции в объеме до 50 тысяч тонн в год. Не говоря уже о новых рабочих местах и - по цепочке - возрождении вымирающих рыбацких поселков, снижении социальной напряженности. Задачу нашего комитета видим еще и в том, чтобы налоги от прибыльных предприятий аквакультуры пополняли казну региона.

- И Мурманск не утратит звания «рыбной столицы»?

- Возможно, я слишком большой оптимист, но верю в это! Только не нужно ждать каких-то фантастических рывков, процесс возрождения рыбной отрасли в регионе должен идти планомерно, шаг за шагом. Да он уже и идет. Сейчас самое главное - не потерять того, что за последнее время наработано. И помнить, что никто за нас, кроме нас самих, ничего не сделает.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>