160 тонн конфискованного краба просто выбросили за борт
Партия краба, которая год пролежала в трюме задержанного судна, чуть не привела к экологическому бедствию. Более 160 тонн крабовой продукции пришлось срочно вывезти за 12-мильную зону и сбросить в море. До мая 2007 года мы таких проблем не знали. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Вести.
В ноябре прошлого года в Охотском море по пути в Южную Корею был задержан малый транспортный рефрижератор (МТР) "Семячик". Пограничники обнаружили на нем 168,5 тонны варено-мороженых конечностей синего и камчатского краба без сопроводительных документов. В пересчете на средние рыночные цены стоимость груза превышала 2,5 млн долларов. Для 2006-2007 годов это рекордное количество нелегальной крабопродукции, изъятой за один раз. Судно отконвоировали в Петропавловск для следственных действий.
В мае этого года капитан "Семячика" был приговорен к лишению свободы на полтора года. МТР и крабопродукция конфискованы. Они переданы местному управлению Росимущества.
С судном все ясно. Оно будет выставлено на торги. Вот с крабом возникли проблемы. Ранее он был бы продан через Российский фонд федерального имущества. Но фонд упразднили, поскольку государство усомнилось в честности его работников. А чтобы исключить в дальнейшем любые махинации с изъятым деликатесом, продукцию решено уничтожать. Такое постановление правительство издало в мае прошлого года.
Спустя два месяца стало ясно, что выполнить его технически почти невозможно. Если бы постановили утилизировать конфискат, его бы перерабатывали в муку, в тук или жир. А уничтожать, значит, превращать в ничто, в прах. В Елизовском районе есть предприятие, которое занимается уничтожением отходов. Но оно может принимать не более пятисот килограммов в неделю, в то время как на Камчатке изымаются сотни тонн.
Для уничтожения нужны специальные полигоны. Только за чей счет их строить? Такие расходы не предусмотрены в бюджетах. Пограничники, милиция и другие структуры вынуждены хранить изъятую продукцию месяцами, а то и годами, причем расходы на хранение государством тоже не предусмотрены. Так она может пролежать до приговора суда. Суд передает ее Росимуществу. И тогда головная боль начинается у этого федерального агентства.
Пример с МТР "Семячик" типичный. С ноября прошлого года он стоял на одном из петропавловских причалов с продукцией на борту. В прошлые годы ее могли продать и до суда. Выручку положили бы на депозитный счет. Сейчас это исключено. В итоге краб больше года пролежал в трюме. Видимо, из-за неполадок в рефустановке он начал разлагаться. По американским стандартам краб при правильных переработке и хранении сохраняет нормальные вкусовые качества в течение двух лет. Но у нас оказалось некому и незачем следить за сохранностью изъятой продукции.
Когда открыли трюм, кто-то даже потерял сознание от запаха. Дальнейшее хранение продукции привело бы к экологическому бедствию. Ее надо было срочно уничтожить. Но как и где?
Зам. руководителя управления Росимущества Андрей Фомин показал мне переписку, которую вело его ведомство с краевыми и федеральными структурами по этой проблеме. К примеру, фитосанитарная служба сообщила, что в окрестностях Петропавловска есть подходящая биометрическая яма и рекомендовала обратиться в администрацию города. А та ответила, что яма предназначена только для захоронения бродячих животных.
Свои услуги предложил владивостокский специализированный завод. Уничтожение одного килограмма там стоит почти 130 рублей. Даже при обещанной скидке в пятьдесят процентов получалось слишком дорого: за 168,5 тонны - более 10 миллионов рублей. Плюс затраты на доставку груза до Владивостока. И ведь не каждый согласится загрузить себе в трюм такое количество гнилого краба. В общем, этот вариант тоже не подошел.
На Камчатке возможен еще один способ уничтожения, который применили пограничники осенью прошлого года. Около трех тонн лососевой продукции было погружено на рыболовецкое судно, там пропущено через измельчитель и сброшено за 12-мильной зоной.
Повторить это с почти 200 тонн краба можно только наполовину: то есть просто выбросить в море. Местным экологическим службам пришлось согласовать этот способ, учитывая, что продукция уже представляла опасность для людей и окружающей среды, и иных способов избавиться от нее не оставалось.
К борту судна подогнали два самоходных плашкоута. На них с "Семячика" выгрузили содержимое его трюмов. Затем плашкоуты вышли за 12-мильную зону и на ходу сбросили краба за борт. На месте выгрузки и в окрестностях еще долго стоял запах сгнившего крабового мяса.
Можно сказать, с "Семячиком" Росимуществу повезло. Окажись краб хорошего качества, его пришлось бы хранить неизвестно сколько времени. Но так просто избавиться от всей крабовой продукции, которая поступает Росимуществу по решению суда, не удастся. Сейчас эта федеральная структура вынуждена хранить на Камчатке около 70 тонн. На подходе - еще примерно 125 тонн. Это только краб. Есть еще лосось, икра.
Всего же на Камчатке разные структуры, которые занимаются борьбой с браконьерством, вынуждены держать на хранении более 400 тонн крабовой и более 600 тонн лососевой продукции, пока не будет найден способ ее уничтожения. И с каждым месяцем это количество растет. Ситуация становится безвыходной.
Таким образом, пытаясь решить старые проблемы, государство получило новые, которые обходятся ему значительно дороже. Отсюда - три вопроса. Может, навести законный порядок в сфере реализации конфиската было бы дешевле?
Уверено ли государство, что, постановив уничтожать конфискат, оно победило коррупцию?
Мы так богаты, что можем позволить себе сгноить и уничтожить деликатесную продукцию стоимостью в миллионы долларов?
Справка: Малый транспортный рефрижератор "Семячик" несколько раз менял название и хозяев. Когда-то он был камчатским, назывался "Большерецкий". Затем его переименовали в "Лангуст", позже - в "Семячик". Точнее говоря - в "Semyachik", поскольку МТР стал "иностранцем". Это популярная практика: российским транспортникам, которым предстоит перевозить браконьерскую продукцию, меняют флаг, так как иностранные суда не обязаны подавать на наш берег судовые суточные донесения. "Семячик" был приписан к порту Лимассол, работал под флагом Кипра. Судовладельцем числилась кипрская компания "Seamermaid Shipping LTD". Экипаж состоял из граждан России.
Источник: Вести