2 декабря правительство будет решать судьбу 27 судов, построенных под гарантии правительства
2 декабря правительство будет решать судьбу 27 судов, построенных под гарантии правительства. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на konkurent.ru.
Претендентов на промысловые траулеры хватает, но главный из них - это государственная компания, которая под эгидой Росрыболовства намерена получить в управление крупнейшие дальневосточные компании. Пока чиновники думают, экипажи простаивающих судов намерены объявить бессрочную голодовку.
В начале этого года вступили в силу поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые запрещают судам, находящимся под иностранной юрисдикцией, вести промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Как и рассчитывали законодатели, введение этой нормы поставило на прикол все суда, зарегистрированные на офшоры, в том числе и 27 промысловиков, построенных в кредит под гарантии правительства России в начале 90-х.
Речь идет о кредите на строительство судов в размере $385,5 млн, выданном немецким KfW-банком кипрским «Ohodsk Fishing Company» и «Bering Trawlers» под госгарантии (распоряжение правительства N 534-р от 21 марта 1992 г.). Построенные суда были переданы во фрахт нескольким российским компаниям (в том числе ООО «Водолей», «Поронай», «Посейдон», «Сахалинрыбаксоюз», ЗАО «Сахалинлизингфлот»). В 2001 г. немецкий KfW переуступил права требования по кредиту Внешэкономбанку (за счет средств вновь привлекаемого кредита от того же KfW). Попытки ВЭБа вернуть деньги, доказав долг фрахтователей и судовладельцев перед федеральным бюджетом, успеха не принесли: к 2009 г. банк проиграл суды во всех четырех инстанциях.
Тогда решено было вернуть флот под крыло созданного при ФГУП «Нацрыбресурсы» ОАО «Нацрыбфлота». По замыслу чиновников, уставный капитал послед-него должны составить те самые 27 кипрских судов. Росрыболовство надеется купить кипрские компании по номинальной цене - по $2,5 тыс. В качестве обеспечения «Нацрыбресурсы» также рассчитывают получить в собственность 100% акций всех компаний-фрахтователей, которые должны находиться в залоге до полного погашения задолженности по кредиту. Активы должны быть переданы госкомпании «Нацрыбфлот».
«Предложенное Росрыболовством пакетное соглашение предусматривает не просто возврат судов, но и признание долга (со всеми штрафами, пеней) перед федеральным бюджетом с дальнейшим его возвратом. При этом в ходе переговоров стало ясно, что государство интересуют отнюдь не сами суда, а суда с квотами», - утверждает руководитель ООО «Водолей» Константин Полетаев. По его словам, кредитное соглашение, по которому строился и передавался флот, было нарушено - под флот не выделились необходимые для его работы квоты. «Более того, при передаче 100% акций наших компаний «Нацрыбфлоту» и квот на промысел, предусмотренных предложенным пакетным соглашением, мы даже теоретически не смогли бы обеспечивать свои обязательства. Иначе как грабительским такое предложение не назовешь», - заявил председатель совета директоров ЗАО «Сахалинлизингфлот» Виктор Сливин.
Компании настаивают на пересмотре взаимных обязательств и отмене солидарной ответственности, предусмотренной кредитным соглашением. Они уже выступали с предложением передать право собственности на суда в ведение Российской Федерации с последующей их эксплуатацией российскими предприятиями на основании приемлемой формы договоров. Сегодня они требуют ревизии отношений.
«За эти годы мы немало потратили на приобретение водных биоресурсов. Мы поддерживали суда в надлежащем техническом состоянии. А содержание одного судна в месяц обходится в $50 тысяч. Частично гасили кредит», - говорит управляющий директор ООО «Поронай» Со Дин Гир. Вполне обоснованно будет «списать» эти расходы. Например, только на приобретение биоресурсов пул компаний потратил более $100 млн. «У каждой компании своя история взаимоотношений, которую надо учитывать, - считает председатель совета директоров ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз» Александр Верховский. - Некоторые уже почти расплатились по кредиту, и запрещать работу их флота из-за неурегулированных обязательств с другими компаниями неразумно».
«Этот флот чисто по формальным признакам является иностранным. Он был построен специально для Российской Федерации. Все время эксплуатации суда работали под российским флагом, на них трудились наши, российские рыбаки, налоговые поступления направлялись в российский бюджет», - говорит председатель правления АСРКС Сергей Сенько. В условиях острого дефицита современных рыбопромысловых судов запрет на работу флота, способного эффективно работать и снабжать население рыбной продукцией, не находит разумных объяснений. Мощности простаивающего без работы флота позволяют осваивать до 220 тыс. тонн рыбы в год и обеспечивать налоговые платежи на сумму свыше 300 млн. руб. «С нового года промысловые суда имеют все шансы остаться в иностранных портах пиратским флотом без флага РФ, без страховок, под угрозой ареста, - заявил Сенько. - У фрахтователей не останется иных путей, кроме как, признавая право Внеш-экономбанка как залогодержателя, снять с себя всю ответственность за дальнейшую судьбу флота».
По мнению участников рынка, проблема в том, что каждая из заинтересованных сторон лоббирует свои интересы. ВЭБ хочет получить деньги, компании-фрахтователи надеются, что им позволят выкупить суда и реструктуризируют их долги, а идеологи «Нацрыбфлота» не оставляют надежды на то, что суда и акции компаний-судовладельцев, фрахтователей достанутся им. Мнение рыбацкой общественности едино. Флот должен не только остаться в российских компаниях, но и как можно быстрее выйти на промысел.





















