Проблемы реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Курильских островов на 2016-2025 годы

12 августа 2015 11:22

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года №793 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы». Однако, в документе имеется целый ряд недоработок. В частности, не решается главная задача - создать на территории Курильских островов безотходное производство по использованию богатейших морских биологических ресурсов прилегающих акваторий. Тему исследует В.С. Сиренко к.э.н., занимавший должность вице-губернатора Сахалинской области в 1990-1994 гг.

Следует отметить, в предыдущий период действовала Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов, которая разрабатывалась нами с начала 1990-х годов. Она была направлена, прежде всего, на повышение эффективности рыбохозяйственного комплекса территории. Учитывая богатейшие запасы водных биологических ресурсов территории, намечалось развитие рыбохозяйственных предприятий территории, биофармацевтического комплекса на основе использования отходов от переработки рыбы, недоиспользуемых видов ВБР, прежде всего водорослей, а также геотермальной энергетики. Взаимосвязанное использование этих возобновляемых ресурсов должно было значительно повысить совокупный эффект рыбохозяйственной деятельности в интересах как рыбаков, так и всего населения Курильских островов. Решение этих задач позволило бы сделать рыбохозяйственный комплекс Курил конкурентоспособным по отношению к рыбохозяйственным предприятиям других стран. Однако, осуществить всё намеченное программой не удалось, хотя были достигнуты отдельные позитивные результаты в рыбохозяйственной деятельности на Курильских островах.

Для успешной реализации ФЦП «Курилы» на 2016- 2025гг. требуется прежде всего концентрация финансовых средств на использование ВБР прилегающей к региону морской акватории. Именно по этому пути идет развитие островных территорий в мире, таких как Новая Зеландия, Исландия, Фареры, Аландские острова и др. Особенно впечатляющие результаты комплексного использования морских биоресурсов достигнуты такими странами как США и Япония. В условиях России, кроме недостатка финансовых ресурсов, отрицательное действие на реализацию поставленных задач может оказать отсутствие системного подхода к осуществлению указанных мероприятий. Как следует из текста утверждённой программы, практически под Программой понимается не комплекс мероприятий, взаимосвязанных в рамках единой идеи, а набор отдельных не связанных между собой мер и объектов, которые предложены заинтересованными министерствами и ведомствами. Естественно, что в этих условиях невозможно достичь совокупный эффект от их осуществления. В частности, не решается главная задача - создать на территории Курильских островов безотходное производство по использованию богатейших морских биологических ресурсов прилегающих акваторий. Следовательно, по прошествии проектного периода времени рыбохозяйственный комплекс Курильских островов останется мало конкурентоспособным. В то же время, Программой усиливается крен в разработку минеральных ресурсов территории. Однако, уже в предыдущий год, например, разработка золота на острове Уруп уже привела к необратимым отрицательным последствиям для биосферы его территории. По существу, остров превращается в мертвую зону. Дальнейший разворот подобных геолого-промышленных работ может привести к неотвратимым экологическим последствиям и разрушить территорию всех Курильских островов. О недопустимости подобной практики хозяйственного освоения природной среды предупреждал великий русский ученый В.И.Вернадский.

Естественно встает вопрос что нужно сделать чтобы в корне изменить ситуацию. За последнее время в рамках ВНИРО по поручению Правительства РФ нами была разработана система мер по созданию особых экономических условий, стимулирующих развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Результаты этих разработок были положительно оценены и приняты руководством Росрыболовства. Чтобы в корне изменить ситуацию в рыбохозяйственном комплексе Курильских островов надо отраслевым предприятиям предоставлять так называемый инвестиционный налоговый кредит для переработки отходов биоресурсов с использованием современных технологий. На практике решение этой задачи выглядит довольно просто. Если на конкретном предприятии имеет место положительная динамика нормы предельной прибыли, это означает что оно обеспечивает повышение эффективности по переработке основных рыбных ресурсов. Если такое предприятие заинтересовано также в создании безотходного производства, то ему из части получаемой прибыли государство предоставляет инвестиционный налоговый кредит на льготных условиях. Расчет с государством за получаемый кредит предприятие осуществляет из выручки от реализации продукции из отходов. В результате осуществления изложенного подхода реализуется многократный эффект от хозяйственной деятельности: предприятие получает дополнительную прибыль, народное хозяйство получает новую гамму продуктов, новые лекарственные препараты и биологические добавки, государство обеспечивает возврат кредитов. Достигаются два главных результата. Сохраняется уникальная природная среда Курильских остров, а рыбохозяйственные предприятия региона становятся конкурентоспособными на мировом рынке.

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
12 августа 2015 12:31

Действительно, наше правительство похоже пока до конца не осознало, что рыба - возобновляемый вечный ресурс в отличии от минеральных богатств, которые, при нашем безудержном освоении, достаточно скоро будут истощены.
13 августа 2015 17:54
В.С.Сиренко в 1990-1994 гг. являлся вице-губернатором Сахалинской  области, имеет огромный опыт по решению задач повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью в регионе, много лет (1995-2003гг) был заместителем Председателя Межведомственной комиссии по реализации ФЦП "Курилы", поэтому  просто и наглядно показал определенное недопонимание Правительством РФ специфики хозяйственной деятельности на Курильских островах и самой сути программы социально-экономического развития территории. Первое, что справедливо отметил автор, утвержденная ФЦП допускает реализацию проектов, не связанных между собой на самой территории островов. Среди приоритетных задач - горнорудные разработки. Такой подход состоит в том, что участнику мероприятий ФЦП становится все равно какие ресурсы разрабатывать, лишь бы извлекать максимальную прибыль. Это отчетливо показано на примере разработок золота на острове Уруп. По существу девственный остров, никакого населения и хозяйственной деятельности, заказник для краснокнижных каланов. Что предлагается программными мероприятиями - добыча 66 кг золота в год с выделением бюджетных денег Сахалинской области. Становится понятным, что экологическую экспертизу не проводили, предварительную оценку рентабельности не делали. Ведь технология разработки золота таких малых месторождений,  по сути своей, состоит из различного рода химических реакций и электрофизических процессов. Добавьте некоторые сложности в организации производственного процесса в условиях климатической зоны и ограниченного пространства Урупа , прибрежная и сухопутная транспортная инфраструктура, вопросы электроснабжения, наземные постройки для проживания рабочих и специалистов и др. Зададимся вопросом - это развитие? Что будет с территорией после завершения проекта. Настораживает и то, что предваряя обсуждение на заседании Правительства РФ премьер-министр призвал "рассмотреть вопросы   создания территории опережающего развития (ТОР) на самих Курилах в зависимости от тех проектов, которые конечно будут появляться". Что будет не сложно себе представить, учитывая нормы закона о ТОРах об особом способе наделения квотами ВБР резидентов таких территорий.  Что предлагается автором?  Использовать мировой опыт развития островных территорий. Сиренко справедливо настаивает, что территория Курильских  островов реально является площадкой для освоения богатейших биоресурсов акватории островов. А потом почему не используется опыт развития рыбохозяйственного комплекса Курильских остров в рамках мероприятий предыдущих ФЦП "Курилы". Трудно поверить, но созданные на Курилах береговые заводы сбрасывают в прибрежную часть и утилизируют на суше десятки тысяч тонн отходов рыбопереработки - ценнейшего сырья для производства лекарственных средств и биодобавок. В настоящее время в этой промысловой зоне недоиспользуется или не используется вовсе до 1 млн. тонн ВБР. В первую очередь морские водоросли. Статья ценна тем, что для  усиления  эффективности мероприятий по использованию ВБР, автор предлагает  систему мер по созданию особых экономических условий, стимулирующих развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Они просты, но дают многократный эффект от хозяйственной деятельности: предприятие получает дополнительную прибыль, народное хозяйство - новую гамму ценных продуктов для медицинской и пищевой промышленности, государство - увеличение налоговых поступлений, возврат выделенных кредитных ресурсов. Достигаются два главных результата- сохраняется уникальная природная среда Курильских островов, а рыбохозяйственные предприятия региона становятся конкурентоспособными на мировом рынке.
13 августа 2015 19:40
Программа развития Курильских островов на 2016-2020гг. настораживает своей двойственностью. С одной стороны, она- федеральная, т.е. преследует общегосударственные интересы. Заявлено об укрепление форпоста на дальневосточных рубежах страны.Форпост- терминология военных наук и практик. Похоже, поэтому Программа усиливает транспортный аспект нужности Курильской гряды. Кто в таком их развитии нуждается? Сейчас и в перспективе население этого и региона составит 19-20 тыс. человек. По сути, это численность жителей одного из небольших сельско-поселковых районов средней полосы России. Поэтому, вряд ли отдельным Курильским островам (их около 10), находящимся в крайне суровых северных условиях (штормы, ураганы, ливни.перепады давления и температур, и т.п.) нужны укреплённые аэродромы, принимающие среднетяжелые или крупнобаритные воздушные суда. Также им не позарез требуются усиленные береговые причалы и доки для обслуживания морских судов ( стоянка, заправка, такелаж и др.), которые лишь время от времени баражируют в тех краях. Трудно представить целесообразность строительства автобанов на коротких плечах расстояний внутри даже самых больших островов (Кунашир, Итуруп, Уруп). Уж совсем за гранью разумности видится мостостроение между малонаселенными и хозяйственно ограниченными островами Курильской гряды. Маниловщиной веет от оправдания этих капиталоёмких проектов под предлогом развития массового туризма на Курилах. Из европейской части России на Курилы в лучшем случае поедут отчаянные (или ошалевшие от праздных доходов) любители горячих ключей и минеральных грязей. У жителей Зауралья, Алтая и Сибири полно своих местных природных красот и удовольствий. Американцы из Нового света прежде всего поедут в страны юго- западной Азии, с аналогичном климатом и ландшафтом. Жителей Старого Света (Западная Европа), грезящих посетить отстоящие от их стран за 12тыс. км Курилы, остановят от сверхдальних путешествий громадные транспортные тарифы. Вывод: транспортный аспект Программы служит наращиванию мобилизационного потенциала страны. С другой стороны, Программа как бы ориентирована на повышение жизнестойкости, прежде всего экономической, Курильского региона. Зачем–то в инвестиционные проекты закладывается разработка худосочных месторождений золота и рения. Да, ныне это дорогостоящие по мировым ценам металлы. Однако, предусматриваемые возможные мелкие объёмы добычи этих драгметаллов на Курилах ничуть не увеличивают масштабы общегосударственных (федеральных) золотовалютных резервов. Значит, добытые в ближайшие 2-3 года пару сотен килограмм золота и до 100кг рения намечено использовать на пополнение Фонда Сахалина, находящегося в распоряжении областной администрации ?! Вероятно, в расчёт принято предстоящее уменьшение отчислений в этот фонд поступлений от реализации международных нефтяных проектов Сахалин-1 и Сахалин -2 в связи с изменившейся конъюнктурой на нефтяных мировых рынках . Однако, такой финансовый маневр будет достигнут губительной платой. Геолого-промышленное раскорчевывание территорий Курильских островов (Урупа, и других) обернётся оскудением и, в конечном счёте, уничтожением уникальной биологической природной среды самих островов и прилегающих к ним морских акваторий. На многие годы будет подорвана естественная природная база водных биологических ресурсов регионального рыболовства и рыбопереработки. Рухнут производственно-экономические основы этой решающей для Курильского региона отрасли хозяйственной деятельности. В таких условиях не понадобятся механизмы экономического стимулирования рыбохозяйственного комплекска в намеченном к созданию ТОР «Курилы», предложенные В.Сиренко и В.Ребровым. На поставленные выше вопросы хотелось бы иметь вразумительные ответы.
Александр Макаров
13 августа 2015 23:57

Кажется в 1991 году был я в Варде (городок на севере Норвегии, на острове длиной 6 км), население пару тысяч человек. Там по крайней мере тогда был завод по переработке рыбы (на нем  рыбообработчиками в тот период работали 100 цейлонцев). Уже к началу 90-х годов на остров под морем был проложен автомобильный тоннель, в городок заходили большие туристические лайнеры, туристы смотрели единственное выжившее дерево и небольшую старинную крепость, а затем пили пиво в ресторанчике и горланили песни (сам видел и слышал). Так, что на Курилах тем более надо добиваться транспортной доступности. А то еще в СССР развивали только Москву и Питер, а все остальное было и порой сейчас остается незначительной мелочью для больших государственных мужей.
14 августа 2015 09:39
Как раз я, да и насколько я понял Сиренко, сверх категорически против создания ТОРа на Курильских островах. У меня предложение Правительству РФ - образовать ТОР на Камчатке. Там схожие условия, основная отрасль - рыбная, а самое главное они не возражают, читал на Фишкамчатке, даже хотят создать ТОР. 
15 августа 2015 09:57
О Вардё.  За последние пять лет население острова-города сократилось на 20%.Круизные лайнеры, идущие в кругосветку севера Скандинавии,  в лагуну  острова Вардё заходят 2-4 раза в год. так что туристического бума на острове нет.Местное самоуправление поддерживает  жизнь  на территории города-острова  за счёт собственных источников (налоги, туристические и таможенные сборы) Жители кормятся от даров моря и огородничества.И что-то не слышно о миллиардных дотациях (инвестициях) в развитие Вардё со стороны правительства Норвегии. Похоже, и в военном отношении значение острова для тамошнего государства незначительно.

Иное дело с Курилами.Эта островная гряда(протяженность более 1,5 тыс км) является реальным форпостом - и военным и рыборесурсным.Поэтому федеральные финансовые ресурсы на Курилах нужно размещать со смыслом и расчётливо.
17 августа 2015 12:03
Несмотря на критический характер статьи, автор предлагает  Правительству РФ  заманчивое предложение по созданию на территории Курильских островов безубыточного рыбохозяйственного комплекса при минимальных затратах финансовых средств  из федерального и областного бюджетов. Выпадающие из этих бюджетов доходы можно компенсировать из доходов , полученных от реализации  международных шельфовых проектов Сахалина, что и намечалось с самого начала реализации  Программы
Александр Макаров
17 августа 2015 23:11
Хотя ФЦП уже принята, хочется верить, что при должной настойчивости в нее еще можно внести предлагаемые изменения. Уже то хорошо, что руководство страны отказалось от невнятного подхода к вопросу о принадлежности так называемых спорных островов, приступило к развитию Курил и решительно отвергает территориальные  претензии Японии как попытку оспорить итоги Второй Мировой Войны.
18 августа 2015 13:43
Вновь теоретики -идеалисты практики призывают создать на Курилах госкорпорацию по промышленной переработке добытой рыбы и морепродуктов. Налицо типичный халявский подход. Забывают, что в рыночных условиях любые производственные проекты прежде всего должны быть хозяйственным уделом предпринимательского бизнеса. Обычно давление рыночной конъюнктуры должно побуждать частные компании инициативно модернизировать действующее или развивать новое производство. Вынудить их к инновационным проектам можно и административными мерами (технические регламенты, технологические предписания и др.). Однако, федеральная программа (финансово-бюджетная господдержка) не должна замещать свободный рынок инновационных инвестиций .
Александр Макаров
18 августа 2015 14:25


А у нас есть свободный рынок в условиях санкций? Кредитные ресурсы и важные технологии Западом заблокированы, все факторы стимулируют вывоз капитала, подрывают российскую банковскую систему. Удивительно, что еще не все утекло из страны. В Исландии во время последнего кризиса крона упала на 25 % и сразу ввели ограничения на вывоз капитала.

Не вдаваясь в данный конкретный проект, в сложных условиях роль государства в экономике зачастую возрастает.

 

19 августа 2015 15:04

Г-ну Макарову и другим участникам  полемики о 
Программе развития Курильских островов на 2016-2О30 годы.

 Вероятно,  есть смысл законсервировать  реализацию программы до лучших времён. Судя по публикациям в солидных изданиях СМИ, с учётом «холодной войны» РФ с США и Западом  просветление в российский  экономике (да и политике) проступит не ранее 2020г. В таком случае,   высвобождающиеся бюджетные  средства  
впредь следует  по годовым проектировкам (
планам) направлять на финансирование неотложных для Курил конкретных инвестиционных объектов. Скорее всего это инфраструктура
на обжитых островах : IT-связь,
аэромобильный транспорт, техническое благоустройство портовых сооружений, устойчивое
энерго -и теплоснабжение,  водоочистка и
канализация в ЖКХ. При том здесь главная проблема - устранить долгострой в
осуществлении  капитальных  работ (объектов).Со стороны федеральной
власти нужен жёсткий надзор и спрос типа хорошо себя зарекомендовавшей в
1950-1980г. «военной приёмки».

Александр Макаров
20 августа 2015 17:00


Кстати, к предыдущему моему посту и свободе рынка, еще о том, как другие страны следят за стабильностью курса своей валюты: "Нигерийский Центробанк 24 июня 2015 года ввел запрет на покупку валюты для финансирования импорта 40 категорий товаров, а также на приобретение иностранных ценных бумаг. Таким образом Центробанк пытается удержать падение национальной валюты. ВВП страны на 90% формируется за счет нефти, цены на которую продолжают снижаться. За год нигерийская найра потеряла около 20% и сейчас приближается к 200 найрам за доллар." 

У нас курс шарахается на волатильности нефтяных цен, спекуляциях и тд  в два раза, а то и больше - ждем, когда изменится структура экономики ( надо много лет). Т.е. будет все эти годы непредсказуемость и неуправляемость. 

 

21 августа 2015 21:09
Г-ну В.С.Сиренко. Рекомендую Вам посмотреть на этом же сайте статью Анны Горюновой "Рыбной отрасли нужен форсайт" и комментарии к ней.Хочу  увидеть ваше мнение по данным вопросам. В вашей  статье  этих  проблем  почему- то нет.
Вий
24 августа 2015 12:05

Ознакомившись с Федеральной целевой программой "Социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинской обл.) на 2016-2025 годы". (далее Программа) утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 793, возникает с моей точки зрения очень важный вопрос: - Роли развития рыбохозяйственного комплекса Курильских островов.

В Программе отмечается особое геостратегическое значение этой территории для РФ. Исторически основой развития Курильских островов являлось рыболовство. Прибрежные воды Курильских островов обладают значительными запасами водных биологических ресурсов (ВБР), такими как крабы, гребешки, морской еж, морская капуста, лососи и некоторые другие. Водные биологические ресурсы очень чувствительны к антропогенному воздействию. 

Учитывая географическое положение Курильских островов, исторический опыт развития и наличие ВБР приоритет должен быть отдан развитию рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Следует также учитывать ранимость природы Курильских островов приразвитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и рыбного хозяйства применяя осторожный подход использования природы, особенно при работе в долинах рек и использование водных ресурсов.

В этой связи рыбное хозяйство также должно перейти в условиях Курильских островов на безотходные технологии, использующие все отходы от производства рыбной продукции и исключающие выбросы отходов в море.

В этой связи при реализации Программы необходимо предоставить опережающими темпами выполнение мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса и природоохранных мероприятий.

25 августа 2015 15:54
Сегодня прочитал в газете "Советский Сахалин", что глава российского правительства остался доволен своей поездкой на Итуруп, признался что прибывая на территории его не покидали "ощущения Европы". Конечно надо сделать оценку  деятельности предыдущей администрации Сахалинской области и местного бизнеса в реализации  ФЦП развития Курильских островов до 2015 года. Но чтобы говорить о перспективах развития этой  территории до 2025 года, следовало бы слетать на соседний остров Уруп этого же административного района. Убежден и уверен ощущения и мысли у Медведева были бы иные.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>