Проблемы реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Курильских островов на 2016-2025 годы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года №793 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы». Однако, в документе имеется целый ряд недоработок. В частности, не решается главная задача - создать на территории Курильских островов безотходное производство по использованию богатейших морских биологических ресурсов прилегающих акваторий. Тему исследует В.С. Сиренко к.э.н., занимавший должность вице-губернатора Сахалинской области в 1990-1994 гг.
Следует отметить, в предыдущий период действовала Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов, которая разрабатывалась нами с начала 1990-х годов. Она была направлена, прежде всего, на повышение эффективности рыбохозяйственного комплекса территории. Учитывая богатейшие запасы водных биологических ресурсов территории, намечалось развитие рыбохозяйственных предприятий территории, биофармацевтического комплекса на основе использования отходов от переработки рыбы, недоиспользуемых видов ВБР, прежде всего водорослей, а также геотермальной энергетики. Взаимосвязанное использование этих возобновляемых ресурсов должно было значительно повысить совокупный эффект рыбохозяйственной деятельности в интересах как рыбаков, так и всего населения Курильских островов. Решение этих задач позволило бы сделать рыбохозяйственный комплекс Курил конкурентоспособным по отношению к рыбохозяйственным предприятиям других стран. Однако, осуществить всё намеченное программой не удалось, хотя были достигнуты отдельные позитивные результаты в рыбохозяйственной деятельности на Курильских островах.
Для успешной реализации ФЦП «Курилы» на 2016- 2025гг. требуется прежде всего концентрация финансовых средств на использование ВБР прилегающей к региону морской акватории. Именно по этому пути идет развитие островных территорий в мире, таких как Новая Зеландия, Исландия, Фареры, Аландские острова и др. Особенно впечатляющие результаты комплексного использования морских биоресурсов достигнуты такими странами как США и Япония. В условиях России, кроме недостатка финансовых ресурсов, отрицательное действие на реализацию поставленных задач может оказать отсутствие системного подхода к осуществлению указанных мероприятий. Как следует из текста утверждённой программы, практически под Программой понимается не комплекс мероприятий, взаимосвязанных в рамках единой идеи, а набор отдельных не связанных между собой мер и объектов, которые предложены заинтересованными министерствами и ведомствами. Естественно, что в этих условиях невозможно достичь совокупный эффект от их осуществления. В частности, не решается главная задача - создать на территории Курильских островов безотходное производство по использованию богатейших морских биологических ресурсов прилегающих акваторий. Следовательно, по прошествии проектного периода времени рыбохозяйственный комплекс Курильских островов останется мало конкурентоспособным. В то же время, Программой усиливается крен в разработку минеральных ресурсов территории. Однако, уже в предыдущий год, например, разработка золота на острове Уруп уже привела к необратимым отрицательным последствиям для биосферы его территории. По существу, остров превращается в мертвую зону. Дальнейший разворот подобных геолого-промышленных работ может привести к неотвратимым экологическим последствиям и разрушить территорию всех Курильских островов. О недопустимости подобной практики хозяйственного освоения природной среды предупреждал великий русский ученый В.И.Вернадский.
Естественно встает вопрос что нужно сделать чтобы в корне изменить ситуацию. За последнее время в рамках ВНИРО по поручению Правительства РФ нами была разработана система мер по созданию особых экономических условий, стимулирующих развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Результаты этих разработок были положительно оценены и приняты руководством Росрыболовства. Чтобы в корне изменить ситуацию в рыбохозяйственном комплексе Курильских островов надо отраслевым предприятиям предоставлять так называемый инвестиционный налоговый кредит для переработки отходов биоресурсов с использованием современных технологий. На практике решение этой задачи выглядит довольно просто. Если на конкретном предприятии имеет место положительная динамика нормы предельной прибыли, это означает что оно обеспечивает повышение эффективности по переработке основных рыбных ресурсов. Если такое предприятие заинтересовано также в создании безотходного производства, то ему из части получаемой прибыли государство предоставляет инвестиционный налоговый кредит на льготных условиях. Расчет с государством за получаемый кредит предприятие осуществляет из выручки от реализации продукции из отходов. В результате осуществления изложенного подхода реализуется многократный эффект от хозяйственной деятельности: предприятие получает дополнительную прибыль, народное хозяйство получает новую гамму продуктов, новые лекарственные препараты и биологические добавки, государство обеспечивает возврат кредитов. Достигаются два главных результата. Сохраняется уникальная природная среда Курильских остров, а рыбохозяйственные предприятия региона становятся конкурентоспособными на мировом рынке.
Действительно, наше правительство похоже пока до конца не осознало, что рыба - возобновляемый вечный ресурс в отличии от минеральных богатств, которые, при нашем безудержном освоении, достаточно скоро будут истощены.
Кажется в 1991 году был я в Варде (городок на севере Норвегии, на острове длиной 6 км), население пару тысяч человек. Там по крайней мере тогда был завод по переработке рыбы (на нем рыбообработчиками в тот период работали 100 цейлонцев). Уже к началу 90-х годов на остров под морем был проложен автомобильный тоннель, в городок заходили большие туристические лайнеры, туристы смотрели единственное выжившее дерево и небольшую старинную крепость, а затем пили пиво в ресторанчике и горланили песни (сам видел и слышал). Так, что на Курилах тем более надо добиваться транспортной доступности. А то еще в СССР развивали только Москву и Питер, а все остальное было и порой сейчас остается незначительной мелочью для больших государственных мужей.
А у нас есть свободный рынок в условиях санкций? Кредитные ресурсы и важные технологии Западом заблокированы, все факторы стимулируют вывоз капитала, подрывают российскую банковскую систему. Удивительно, что еще не все утекло из страны. В Исландии во время последнего кризиса крона упала на 25 % и сразу ввели ограничения на вывоз капитала.
Не вдаваясь в данный конкретный проект, в сложных условиях роль государства в экономике зачастую возрастает.
Г-ну Макарову и другим участникам полемики о
Программе развития Курильских островов на 2016-2О30 годы.
Вероятно, есть смысл законсервировать реализацию программы до лучших времён. Судя по публикациям в солидных изданиях СМИ, с учётом «холодной войны» РФ с США и Западом просветление в российский экономике (да и политике) проступит не ранее 2020г. В таком случае, высвобождающиеся бюджетные средства
впредь следует по годовым проектировкам (
планам) направлять на финансирование неотложных для Курил конкретных инвестиционных объектов. Скорее всего это инфраструктура
на обжитых островах : IT-связь,
аэромобильный транспорт, техническое благоустройство портовых сооружений, устойчивое
энерго -и теплоснабжение, водоочистка и
канализация в ЖКХ. При том здесь главная проблема - устранить долгострой в
осуществлении капитальных работ (объектов).Со стороны федеральной
власти нужен жёсткий надзор и спрос типа хорошо себя зарекомендовавшей в
1950-1980г. «военной приёмки».
Кстати, к предыдущему моему посту и свободе рынка, еще о том, как другие страны следят за стабильностью курса своей валюты: "Нигерийский Центробанк 24 июня 2015 года ввел запрет на покупку валюты для финансирования импорта 40 категорий товаров, а также на приобретение иностранных ценных бумаг. Таким образом Центробанк пытается удержать падение национальной валюты. ВВП страны на 90% формируется за счет нефти, цены на которую продолжают снижаться. За год нигерийская найра потеряла около 20% и сейчас приближается к 200 найрам за доллар."
У нас курс шарахается на волатильности нефтяных цен, спекуляциях и тд в два раза, а то и больше - ждем, когда изменится структура экономики ( надо много лет). Т.е. будет все эти годы непредсказуемость и неуправляемость.
Ознакомившись с Федеральной целевой программой "Социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинской обл.) на 2016-2025 годы". (далее Программа) утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 793, возникает с моей точки зрения очень важный вопрос: - Роли развития рыбохозяйственного комплекса Курильских островов.
В Программе отмечается особое геостратегическое значение этой территории для РФ. Исторически основой развития Курильских островов являлось рыболовство. Прибрежные воды Курильских островов обладают значительными запасами водных биологических ресурсов (ВБР), такими как крабы, гребешки, морской еж, морская капуста, лососи и некоторые другие. Водные биологические ресурсы очень чувствительны к антропогенному воздействию.
Учитывая географическое положение Курильских островов, исторический опыт развития и наличие ВБР приоритет должен быть отдан развитию рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Следует также учитывать ранимость природы Курильских островов приразвитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и рыбного хозяйства применяя осторожный подход использования природы, особенно при работе в долинах рек и использование водных ресурсов.
В этой связи рыбное хозяйство также должно перейти в условиях Курильских островов на безотходные технологии, использующие все отходы от производства рыбной продукции и исключающие выбросы отходов в море.
В этой связи при реализации Программы необходимо предоставить опережающими темпами выполнение мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса и природоохранных мероприятий.