Кто и зачем организует срочный съезд рыбаков

13 февраля 2018 11:21

На российском рынке морепродуктов уже более десяти лет происходит парадоксальная ситуация - стоимость рыбы в магазинах в три раза превышает стоимость курицы.

Из этого стоит предположить, что отрасль испытывает дефицит. Но это вовсе не так. Всё дело в том, что основная улова просто продаётся по доступным ценам другим странам. А те, в свою очередь, ввозят морепродукты обратно в Россию - уже по экспортным ценам.

Такая ситуация сложилась из-за нынешнего исторического принципа распределения квот на вылов даров моря. Зачастую, из-за отсутствия конкуренции в отрасли ассоциации добытчиков морепродуктов становятся коррумпированными. Так, например, произошло с Ассоциацией добытчиков минтая. Так, в 2011 году на торговой бирже Великобритании оказались акции гонконгского рыбного холдинга Pacific Andes. Тот, в свою очередь, оказался владельцем 60% российских квот на вылов минтая. Заместитель руководителя антимонопольной службы России Андрей Цариковский рассказал, как это произошло: "Выяснилось, что очень многие организации, которые входили в Ассоциацию добытчиков минтая, имели статус российских компаний. Но, на самом деле, были под контролем китайских компаний. В результате около четырёх лет цены на минтай искусственно поддерживались".

Суть исторического принципа распределения квот и устройство рыбного бизнеса разъясняет экс-президент ВАРПЭ Александр Фомин на примере вылова крабов. "Объемы вылова водных биоресурсов ежегодно определяются Минсельхозом на основе оценки запасов и прогнозов их изъятия без ущерба для популяций. Так, в 2017 году допустимый улов крабов составлял порядка 76 тысяч тонн, причем большая часть квот (58 тысяч тонн) распределена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (Берингово, Охотское и Японское моря). Остальное добывают в Северном бассейне, а именно в Баренцевом море", - пояснил он.

Согласно информации эксперта, крабов в РФ до сих пор добывают в количестве менее 2% от всего объема биоресурсов. Это и объясняет столь высокие цены – от 8 до 30 долларов за килограмм. Это отвечает интересам и зарубежных покупателей, которые готовы закупать крабовое мясо за эту стоимость. Сами добытчики получают при этом хороший доход. В итоге в 2016 году было экспортировано 52 тысячи тонн продукции из крабов стоимостью 580 млн долларов, за десять месяцев 2017 года - свыше 44 тысяч тонн на более чем 480 млн долларов. При средней цене краба 20 долларов за килограмм получается 20 тысяч долларов за тонну или 1,12 млн рублей.

Что касается затрат, то здесь они тоже оказываются невелики в сравнении с аналогичными по отрасли. А за счёт огромного количество квот на добычу краба, рентабельность бизнеса достигает, а порой и превышает отметку в 70%. Но при всей этой высокой доходности серьёзных поступлений в госбюджет не идёт. Налог за тонну краба определён всего лишь в 35 тысяч рублей. И это если не учитывать проблему браконьерство, уводящего на теневую зону рынка 9-10 тысяч тонн краба ежегодно. А это - около 12 млрд. рублей.

Россия занимает первое место в мире по экспорту краба, и в ее интересах поддерживать объемы вылова ценного биоресурса, при этом получая соответствующие доходы в бюджет. Это позитивно отразится на инфраструктуре регионов Дальнего Востока и повысит качество жизни всех россиян. Для развития отрасли необходимы и масштабные инвестиции, обеспечить которые может лишь крупный инвестор, заинтересованный в долгосрочном и легальном бизнесе. При сохранении исторического принципа в распределении крабовых квот новые инвесторы зайти на этот рынок не могут, а владельцам исторических квот особого желания инвестировать в новые суда, да и повышать наполнение бюджета государства нет резона, у них и так все хорошо.

Казалось бы, учитывая все эти факторы, перевод с исторического принципа на аукционную систему, предполагающую покупку инвесторами квот на конкурсной основе, кажется очевидным. Но по мнению сторонников действующей схемы, отрасль умрет из-за отсутствия у потенциального покупателя денег для покупки квот и тысячи моряков останутся без работы. Это, согласно приведённым аргументам, может повысить градус социальной напряжённости среди работников сферы. Кроме того, исторический принцип позволил владельцам квот начать строительство судов, чего не было уже очень долго.

Выглядят данные тезисы довольно сомнительно. В 2008 году были распределены 10-летние квоты на вылов водных биоресурсов, но за прошедшие 10 лет не было построено ни одного крупнотоннажного рыболовецкого траулера. Контракты на строительство появились лишь после принятия два года назад стимулирующих поправок в законы. Да и рост социальной напряжённости в данном вопросе слишком размытое понятие. Ведь количество рабочих мест в отрасли останется неизменным. Становится понятной и объяснимой истинная причина экстренного проведения IV Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства (к слову, подобных съездов не проводили уже пять лет). Срок действия прежних квот заканчивается в начале 2019 года, и стремление защитников прежней схемы подать коллективное письмо в начале марта основному кандидату на пост Президента РФ становится очевидным. Ведь рост социальной напряженности – именно тот фактор, которого власти всеми силами пытаются не допустить перед выборами. Теперь решение по распределению квот в руках главы государства.

Источник: rostovgazeta.ru
{{countTopicsText}}
Вячеслав
13 февраля 2018 14:14
Безусловно, действующая система распределения квот работает ради и защищает интересы крупного бизнеса. Она не имеет механизмов регулирования условий необходимых для полноценного обеспечения внутреннего рынка. Можно судить о самых главных показателях , которые катастрофическим образом падают в пропасть. Это внутренний обьем потребления и цены на прилавках. Если существующая система не имеет возможности изменить ситуацию, а продолжает усугубляться, указывая на черную кошку в темной комнате- торговлю, то что то надо делать. Многие считают, что именно монополизация промысла и жесткие ограничения в вопросах расширения его участников приводит к отрицательным результатам.Большой монополизированный бизнес ведет свою естественную борьбу за сохранение предоставленных государством условий практически на всех фронтах. Это естественно. Никто не будет делать не выгодные шаги. При этих условиях защитить государство и внутренний рынок может только само государство и ни кто другой, если оно не имеет собственных интересов в дальнейшей не регулируемой , естественной монополизации промысла и бизнеса в целом. Тем временем крупный бизнес семимильными шагами стремится во власть для защиты собственных интересов, а малый и средний бизнес находится в ожидании возможности быть востребованным на этом поприще битвы Титанов. Вопрос актуален, за 2 последних года так и не поступило предложений по реальным механизмам решения основных проблем. Зверев мудрый человек и для предупреждения возникновения такого рода проблем для крупного бизнеса надо было собрать всех тех, кто подписал письмо президенту и решить проблемы хотя бы искусственным путем ( нагибания самих себя) по определенным обязательствам на тему ценообразования и объема поставок на внутренний рынок. Ведь бог велел делиться!!!!!.......  Это решение могло бы не решить, но оттянуть лет на пять эту проблему. А сейчас видимо время упущено. Действующие меры не популярны и к тому же выборы на носу......
Сиренко Виктор Сергеевич
13 февраля 2018 17:19
Эх, если было бы так просто по Цариковскому решить вопрос ценообразования. Его шеф болтанул на Госсовете и даже в поручения Президента записали этот вопрос, сроки выполнения переносили и что? Или, как предлагаете Вы, собрать у Зверева рыбопроизводителей и установить "искусственным путем" ... Спросите у губернатора Кожемяки, кстати крупнейшего рыбопромышленника, почему в Сахалинской области, омываемой морями и океанами, кишащими рыбой, цена  на все виды рыбопродукции намного выше, чем в Москве. Назначили губернатором, все его инициативы по"Доступной рыбе" Президент облек в нормативную базу, а такой результат. 
Сухов Вячеслав Юрьевич
13 февраля 2018 18:54
Вячеслав, уже давно понятно, что наше государство (те, кто сейчас руководит страной) рассматривают в качестве эталона корейские чеболи - несколько гигантских многопрофильных компаний, которые занимаются всем, от производства трусов и маек до космических кораблей.

Если объективно, без фанатизма взглянуть на вещи, то рыболовство и все рыбное хозяйство - мелочь по сравнению с нефтью, газом, металлами, машиностроением и т.д. Конечно, рыболовство, как и прочие пищевые отрасли, социально значимы, понятны для потребителя (во всяком случае потребителю так кажется), и очень часто являются предметом для обсуждения и золотой жилой для популизма.

Увлекательный процесс поиска виноватых в высоких ценах на рыбу выносит наверх всевозможную накипь. Появляются невероятные открытия и идеи, такие, как например, поднятие российского судостроения за счет строительства рыболовных судов. Никто не пытается подсчитать, сколько будет стоить та или иная идея для потребителя. Именно на потребителя, конечного покупателя, в итоге лягут все расходы.

Житейская мудрость учит нас, что надо искать оптимальные варианты - затратить как можно меньше, а получить как можно больше, будь то затраты средств, энергии, времени и т.д. Можно клеймить позором судовладельцев, нежелающих строить суда и выступающих против аукционов. Но с другой стороны надо помнить, что все затраты на новые суда, включая кредиты банков и их интерес, также, как затраты на покупку квот на аукционах, будут включены в цену конечного продукта. Разве можно ожидать, что при росте расходов цены снизятся?

Я не утверждаю, что исторический принцип распределения ВБР идеален, но доступ к рыболовству не может быть свободным, поскольку речь идет об ограниченных ресурсах. Ограничение доступа не просто задача, а обязанность государства, иначе мы можем очень скоро забыть что такое рыба вообще. Ежегодная продажа ресурсов с нуля тому, кто больше даст - мечта Минфина, но даже они понимают, что последствия для рынка могут быть не совсем..... 

Вячеслав
14 февраля 2018 04:38
Ограниченный ресурс должен иметь разумные ограничения. Но что делать не просто с ограничениями, а ограничениями без изменений, многолетних и неизменных, приводящих к целенаправленной монополизации, низкому спросу и взлету цен. Все тыкают пальцем в топливо, но простите этот ресурс не падает в объеме спроса и реализации на внутреннем рынке !!!!  Ежегодно, при предоставленных стабильных условий обеспечения ВБР компании типа рушатся, а по факту перепродаются по космическим ценам с квотами и тот, кто традиционно ловил меняет своего хозяина на более крупного, совокупляясь с монстром. Естественным образом монополист понимая свое превосходство начинает свою игру сильного ведущего по ценообразованию, четко понимая - он один, а если кроме него еще трое, то с ними проще договориться, чем с двумя сотнями участников промысла. Как быть с этим нерегулируемым рычагом. Он может работать бесконечно. Если даже вообще Россия не будет потреблять рыбу по высокой цене или высоких Российских налогов или жесткости контроля движения средств, то монополист все направит туда, где более комфортнее и прибыльнее. Это всем понятно. Тогда "где должен быть Василий Иванович?" 
L.A.
13 февраля 2018 14:39
Что бы не было вопросов стоимость куры надо подтянуть к стоимости рыбы
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>