О потреблении рыбы и рыбных продуктов (данные исследования ВЦИОМ)

13 сентября 2018 12:20

Большинство российских семей покупают рыбу не реже одного раза в месяц, при этом половина опрошенных хотели бы употреблять рыбные блюда чаще.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о потреблении рыбы и рыбных продуктов, проведенного для «Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» (ВАРПЭ).

Данные опроса фиксируют высокий потребительский спрос на рыбу и рыбную продукцию – 81% опрошенных покупают рыбу не реже одного раза в месяц. Среди жителей Дальневосточного федерального округа показатель выше – 90%, тогда как самая низкая доля потребителей рыбы в Южном федеральном округе (73%).

Почти половина россиян (48%) говорят о том, что хотели бы есть рыбу чаще, при этом 36% считают, что найти рыбную продукцию хорошего качества сложно.

Две трети опрошенных (67%) еженедельно употребляют блюда из рыбы, приготовленные дома или в кафе, в том числе каждый третий (34%) – один раз в неделю, каждый пятый (22%) – два раза, 7% - три раза, 4% - четыре раза в неделю и более. Люди старших возрастных групп чаще остальных предпочитают рыбные блюда, которые требуют приготовления (73% среди 45-59-летних). Готовую рыбную продукцию каждую неделю едят несколько реже (59%). Среди 25-34-летних эта доля выше (65%), а старшее поколение (60 лет+), наоборот, меньше остальных употребляют готовые рыбные изделия (50%).

Кластерный анализ позволил выявить среди россиян четыре группы с разным потреблением и отношением к рыбе: «фанаты» (21% - любят рыбу, часто покупают ее), «эстеты» (23% - любят рыбу, но считают, что сложно найти продукт хорошего качества, поэтому покупают реже, чем хотели бы), «рациональные» (17% - покупают рыбу умеренно из-за полезности и доступной цены, не хотят есть чаще) и «равнодушные» (39% - едят рыбу достаточно часто, но не считают любимым продуктом или каким-то особенно важным).

Отношение к рыбе зависит в основном от территориальных и возрастных особенностей. «Фанаты» чаще встречаются в Приволжском (30%), Северо-Западном (28%) и Сибирском (27%) федеральных округах, а реже - в Дальневосточном ФО и среди молодежи до 25 лет. «Эстеты» - в Москве и Санкт-Петербурге (48%) и среди людей 25 лет и старше (24%). Больше всего «рациональных» потребителей в Сибирском федеральном округе (24%) и 18-24-летних (27%). Доля «равнодушных» в Дальневосточном ФО достигает (69%), а среди молодежи – 47%. 

При выборе в меню между мясом, рыбой, птицей, россияне скорее предпочтут мясо (44%), рыба – на втором месте (31%). Женщины одинаково часто выбирают и рыбу (37%), и мясо (35%), а опрошенные старше 60 лет ставят ее на первое место (39%). Для молодых людей до 25 лет рыба является наименее приоритетным выбором (11%). «Мясоедов» больше всего в СКФО (57%), УФО (50%) и ДФО (51%), ценят рыбу также, как и мясо – жители СЗФО (выбрали бы мясо – 38%, рыбу – 37%).

Представления о рыбных блюдах в детском питании преимущественно негативные: 26% респондентов полагают, что в детских садах и школах недостаточно рыбных блюд и у них плохое качество. В позитивном ключе их оценили только 13%, однако в вовлеченной аудитории – среди мам детей до 18 лет - этот показатель выше – 22%.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в докладе ВЦИОМ, который будет представлен на II Международном рыбопромышленном форуме 15 сентября 2018 г.

Данные исследования комментирует Президент ВАРПЭ Герман Зверев: «Нам важно было понять текущий запрос россиян, чтобы правильно на него ответить. Исследование – это особая форма диалога, которая поможет рыбакам проследить тенденции потребления рыбной продукции, а покупателю – получить более качественные продукты, отвечающие его интересам. Полные результаты исследования будут представлены специалистами на II Международном рыбопромышленном форуме, который состоится 14-15 сентября 2018 г. в Санкт-Петербурге».

Опрос ВЦИОМ проведен 23-27 августа 2018 г. по заказу Некоммерческой организации «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» в рамках подготовки к II Международному рыбопромышленному форуму, который состоится 14-15 сентября 2018 в Санкт-Петербурге. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как часто в Вашей семье покупают рыбу и рыбную продукцию - как готовую к употреблению, так и требующую дальнейшего приготовления? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Примерно раз в неделю или чаще

33

33

38

32

28

36

31

29

41

Несколько раз в месяц

23

24

19

21

20

25

27

26

15

Один раз в месяц

25

25

23

20

30

22

24

26

34

Реже одного раза в месяц

14

14

13

17

21

11

16

13

11

Не покупаем рыбу, рыбную продукцию

4

3

6

10

0

6

2

5

0

Затрудняюсь ответить

0

1

1

0

1

0

0

0

0

 

Сколько примерно раз в неделю Вы едите блюда из рыбы, приготовленные дома или в кафе, столовой? Назовите число, учитывая все приемы пищи как дома, так и вне дома (кафе, столовые и пр.). (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

1 раз

34

21

38

35

36

31

2 раза

22

26

17

22

25

23

3 раза

7

4

9

10

6

6

4 и более раз

4

4

4

4

6

3

Реже 1 раза в неделю

27

32

27

26

23

32

Не ем рыбу

2

6

3

2

1

2

Затрудняюсь ответить

3

7

2

2

2

3

 

А сколько примерно раз в неделю Вы едите рыбную продукцию – уже приготовленную рыбу, рыбные продукты (соленую, вяленую, копченую, сушеную, консервы, суши и пр.)? Назовите число, учитывая все приемы пищи как дома, так и вне дома (кафе, столовые и пр.). (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

1 раз

28

34

30

27

28

27

2 раза

16

14

16

16

16

15

3 раза

9

7

12

13

9

5

4 и более раз

6

6

7

8

8

3

Реже 1 раза в неделю

30

27

28

31

32

31

Не ем рыбную продукцию

7

7

4

4

6

14

Затрудняюсь ответить

3

6

3

2

2

5

 

Люди по-разному относятся к рыбе и рыбопродуктам. Кому-то рыба нравится, кто-то – редко добавляет рыбу в свое меню. А какие утверждения подходят для описания Вашего отношения? Рыба для Вас - это …? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Употребляю рыбу примерно раз в неделю или чаще

Употребляю рыбу несколько раз в месяц

Употребляю рыбу один раз в месяц и реже

Не покупаем рыбу, рыбную продукцию

Затрудняюсь ответить

Полезный продукт, необходимый для здорового питания

76

81

80

72

61

40

Продукт, который я люблю

60

70

65

51

34

48

Альтернативный источник белка

49

51

55

47

35

24

Продукт, который я хотел бы есть чаще

48

46

49

53

29

25

Диетический, низкокалорийный продукт

42

42

41

45

36

0

Продукт доступный по цене

38

44

38

32

33

24

Продукт, который сложно найти в хорошем качестве

36

37

36

34

39

48

Продукт, который часто едят в моей семье

30

50

31

14

24

8

Лучшая закуска к алкоголю

18

23

11

16

13

38

Продукт с высоким риском отравления

14

11

12

16

20

0

Продукт с неприятным запахом

12

7

12

14

21

16

Продукт, который сложно готовить

7

5

5

8

17

0

Продукт, часто вызывающий аллергию

2

1

1

3

8

0

Ничего из перечисленного

2

1

1

2

15

30

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

0

0

 

Типология потребителей рыбы (типология построена на основе кластерного анализа вопроса «А какие утверждения подходят для описания Вашего отношения? Рыба для Вас - это …»)

 

Все опрошенные

Диетический, низкокалорийный продукт

Полезный продукт, необходимый для здорового питания

Продукт, который сложно найти в хорошем качестве

Продукт, который я хотел бы есть чаще

Продукт доступный
по цене

Фанаты (люблю рыбу, часто покупаю ее)

21

68

95

56

81

71

Эстеты (люблю рыбу, но считаю, что сложно найти продукт хорошего качества, поэтому покую ее реже, чем хотелось бы)

23

70

92

69

88

33

Рациональные (покупаю рыбу умеренно из-за полезности и доступной цены)

17

47

75

18

17

90

Равнодушные (ем рыбу достаточно часто, но не считаю ее любимым продуктом или каким-то особенно важным)

39

10

57

12

21

0

 

Типология потребителей рыбы (типология построена на основе кластерного анализа вопроса «А какие утверждения подходят для описания Вашего отношения? Рыба для Вас - это …»)

 

Все опрошенные

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Фанаты (люблю рыбу, часто покупаю ее)

21

15

28

15

18

30

17

27

8

Эстеты (люблю рыбу, но считаю, что сложно найти продукт хорошего качества, поэтому покую ее реже, чем хотелось бы)

23

18

36

18

15

29

23

33

3

Рациональные (покупаю рыбу умеренно из-за полезности и доступной цены)

17

16

14

18

13

16

15

24

20

Равнодушные (ем рыбу достаточно часто, но не считаю ее любимым продуктом или каким-то особенно важным)

39

51

22

50

54

24

46

16

69

 

Представьте, что Вы пришли в обычный ресторан, кафе, столовую и смотрите меню, в котором есть выбор только из трех основных блюд – мясо, рыба, птица. Какой из продуктов Вы бы выбрали в первую очередь? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Мужчины

Женщины

Мясо

44

54

53

50

41

33

54

35

Рыба

31

11

21

29

38

39

23

37

Птица

21

34

24

17

17

23

18

24

Ничего из перечисленного

1

1

0

2

0

1

1

0

Затрудняюсь ответить

3

0

2

3

4

3

3

2

 

Как Вам кажется, в меню российских детских садов, школ рыбные блюда представлены в достаточном количестве и хорошем качестве или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть дети до 18 лет

Есть дети старше 18 лет

Нет детей

Женщины с детьми до 18 лет

Рыбные блюда представлены в достаточном количестве и хорошем качестве

13

17

10

12

22

Ассортимент достаточный, а качество - нет

13

15

7

17

16

Качество приемлемое, а по количеству рыбных блюд мало

19

22

18

18

26

Недостаточно по количеству, плохо по качеству

27

28

25

25

25

Затрудняюсь ответить

29

17

40

28

12

Источник: ВАРПЭ и wciom.ru (ВЦИОМ)

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>