В Мурманске первый день конференции «Рыболовство в Арктике» прошел оживленно и эмоционально (ФОТО)

20 марта 2019 12:52

Началось это весьма значимое для рыбацкого сообщества Мурмана мероприятие с круглого стола "Проблемы и перспективы развития береговой инфраструктуры". Он вышел чрезвычайно деловым и в то же время весьма эмоциональным. И это понятно, здесь собрались рыбопромышленники, портовики, судоремонтники, ученые, в общем все, для кого эта тема была животрепещущей.

Разговор начался с того, что уже в следующем году будет спущен со стапелей и придет в Баренцево море новый траулер. А вслед за ним в течении нескольких лет - целая армада рыболовецкий судов - от больших, 80-метровых траулеров, до прибрежного "малыша"-сейнера. Всего их - построенных по отобранным инвестпроектам - будет 24. Готово ли рыбацкое сообщество, береговые структуры и контролирующие органы встретить все эти корабли? Есть ли силы и ресурсы их обслуживать, ремонтировать, содержать и обеспечить не только промысловым снаряжением, но и достойными кадрами? И еще. Не всем повезет работать на современных траулерах. В строю останется и старый парк судов. А ведь сегодня средний возраст рыболовных траулеров на Мурмане - 30 лет. Для человека - расцвет, для работяги-корабля - глубокая старость.

- Профессия судоремонтника родилась тогда, когда на Кольском берегу появилась первая рыболовная лодка, - напомнила модератор круглого стола вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Ирина Мокерова. - Практически на деньги, заработанные рыбаками, вырос наш город. Многочисленные рыболовные суда приходили на выгрузку, техническое обслуживание, ремонт и пополнение запасов в Мурманске. Я начала с истории, чтобы понять, что у нас было раньше, что есть сегодня, что будет завтра и что можно сделать для того, чтобы обозримое будущее оказалось перспективным. 

В докладе Ирины Вадимовны прозвучало, что нынче в регионе из 60 судоремонтных предприятий, имеющих свидетельства о признании (документ, подтверждающий соответствие требованиям морского регистра) реально работают только 30. И лишь 5 оказывают полный комплекс услуг, включая докование.

Времена сегодня для рыбной отрасли и береговой инфраструктуры непростые, упомянул управляющий мурманским морским рыбным портом Олег Креславский.

- Перевалка рыбы сокращается из-за ориентированности рыбаков на экспорт, - отметил он. - Например, грузооборот рыбопродукции в рыбном порту в 2017 году составил всего 208 тысяч тонн. В 2018 - 220 тысяч. Это сопоставимо с 1944 годом. Хотя никакой войны нет...

Но только ли рыбопромышленники виноваты в том, что не горят порой желанием заходить в родной порт? Уже не в первый раз поднял заместитель гендиректора Союза рыбопромышленников Севера Олег Никитин очень актуальную проблему излишнего, по мнению судовладельцев, контроля в мурманском порту со стороны госорганов.

- В 2018-2019 годах резко возросло количество осмотров судов со стороны портнадзора и количество отказов властей на выход в море судов или задержек выхода, - напомнил Олег Александрович. - В 2017 году было 4 случая задержания судна, а в 2018 - уже 41. Неужели наши экипажи так резко потеряли в квалификации?

Во время круглого стола большой интерес вызвали не только вопросы судового снабжения, таможенного оформления и судоремонта, но и подготовка кадров для отрасли. О том, как она идет в МГТУ и Мурманском индустриальном колледже, подробно рассказали завкафедрой судостроения и судоремонта университета Людмила Баева и замдиректора по учебно-методической работе индустриального колледжа Светлана Семенова. 

По итогам круглого стола был разработан проект резолюции, которая будет представлена в правительство Мурманской области и профильные федеральные органы власти.

А во второй половине дня тема обслуживания кораблей и разговор о перспективах развития береговой инфраструктуры продолжились уже на пленарном заседании - панельной дискуссии "Судоремонт в решении стратегических задач развития рыбной отрасли". Там в фокусе внимания оказались перспективы развития рыбопромышленной отрасли в контексте модернизации отечественной судоремонтной базы. Собравшиеся представители четырех стран - России, Норвегии, Исландии и Польши - обсудили условия развития судоремонта в Арктике, прогнозы, вызовы и пути решения насущных проблем, а также познакомились с зарубежным опытом рациональной организации ремонта судов.

Кстати, перед началом пленарного заседания участники конференции побывали на выставке-дегустации "Сделано в Мурманске", где деликатесы из рыбы и морепродуктов представили на презентации своих инновационных разработок ученые и студенты МГТУ. Там можно было не просто полюбоваться аппетитными пирогами, блинами, стейками, пресервами, йогуртами и другими яствами из морских биоресурсов, но и отведать их.

На пленарном заседании участники заинтересованно обсуждали проблемы и вызовы сегодняшнего дня.

С докладом о развитии рыбопромышленной отрасли и роли судоремонтной базы в Арктическом регионе выступил заместитель руководителя федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.

- Судоремонтная база Мурманска сегодня находится в плачевном состоянии, она не выдерживает пока конкуренции ни по цене, ни по качеству, - резко, но справедливо выразился он. - Есть масса проблем с завозом, импортом запчастей. И сейчас, строя современные суда на отечественных верфях, рыбаки констатируют: очень большое количество оборудования на новых траулерах все равно будет импортного производства. Без собственного судоремонта рыбная отрасль полноценно развиваться не сможет. Появляются новострои, надо сделать все для того, чтобы они обслуживались в России.

О современном состоянии и перспективах развития рыбохозяйственного комплекса Мурманской области делегатов проинформировал региональный министр рыбного и сельского хозяйства Андрей Иванов.

С большим интересом было встречено выступление председателя правления Союза рыбопромышленников севера Владимира Григорьева, посвященное комплексному обслуживанию рыболовных судов в арктических портах.

Резонансным оказался и доклад главы правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" Анатолия Евенко. В нем Анатолий Анатольевич предложил сделать ставку на малые и средние судоремонтные предприятия. По его мнению, именно такому предпринимательству надо дать законодательный "зеленый свет" и "зеленый коридор". 

Отметил необходимость поддержки прибрежного промысла и первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

- На федеральном уровне готовится решение о поддержке строительства малых судов для прибрежного рыболовства, что тоже может дать толчок для строительства соответствующего флота, - сообщил он. - Но нельзя забывать, что любой флот, который будет построен, нуждается в том, чтобы его содержали, обслуживали, качественно ремонтировали. А для этого нужна современная, высокотехнологичная база на берегу.

В ходе конференции состоялось подписание трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и планах работ на 2019 год между Союзом рыбопромышленников Севера, Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и Союзом рыбаков Норвегии.

Сегодня в столице Заполярья продолжится "Рыбный день". В ГДЦ "Меридиан" пройдет круглый стол по теме "Исландия и Россия. Укрепление сотрудничества в области создания эффективной рыбопромысловой отрасли: ожидаемые перспективы и реализованные достижения".

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>