А. Крайний: цену на селедку повышают перекупщики, а не перевозчики
Рост цен в октябре затронул не только основные продукты питания, но также и морепродукты. Эксперты связывают это с ростом тарифов на перевозку товара. Однако, как считает руководитель Государственного комитета по рыболовству Андрей Крайний, дело тут не в перевозках, а в высоких наценках, которые устанавливают перекупщики.
А. Крайний: Сейчас очень много говорят о том, что цены на продовольствие скакнули, правительство, точнее, МЭРТ, говорит о том, что мы не сможем удержать инфляцию, она будет выражаться двузначной цифрой - 10, а не 8 процентов в год. И все ссылаются на то, что мы настолько глубоко интегрировались в мировую экономику, что повышение цен на мировых рынках, так или иначе, сказывается на нас. Приведу пример по рыбе. Во-первых, не настолько мы глубоко интегрировались в мировую экономику - не надо лукавить. Другое дело, что у нас колоссальная зависимость от импорта в сельском хозяйстве - от 40 до 60 процентов. Это не интеграция в экономику, это зависимость.
Что касается рыбы, несколько цифр. Селедка - привычная россиянину рыба, она должна быть абсолютно доступной. Оптовая цена на селедку на Дальнем Востоке - 14 рублей за килограмм. Доставка - 9 рублей. С точки зрения экономики - это безумие. Не может стоимость доставки почти приближаться к стоимости товара. Ну бог с ним. Итого - 22 или 23 рубля.
Если вы зайдете в любой московский супермаркет, вы увидите 80 рублей на ценнике. Хочется спросить, что это за сверхприбыли - в 4 раза дороже того, что у нас стоит? Невероятно!
При чем здесь мировая экономика? При чем здесь интеграция куда бы то ни было? Речь идет о том, что торговые сети и перекупщики, которые находятся между производителями рыбы и прилавком, а число их доходит до 8 компаний, каждый на своем этапе, ничего не производя, добавляет сверхприбыль, в результате рыба дорожает в 4 раза.
Если мы экономическим образом уберем или сократим число этих посредников хотя бы до двух, если мы обратимся к так называемым странам с рыночной экономикой, где порой, как в Японии, оптовая наценка законодательно утверждена - она не может быть больше определенной величины, то тогда очень легко мы можем цену на ту же селедку снизить на 50 процентов. Она будет гораздо более доступна.
Тогда, кстати, многие виды рыбы будут дешевле мяса. Хотя, конечно, никогда лососевые виды рыб не должны были быть дешевле мяса. С любой точки зрения, они гораздо ценнее мяса.





















