Актуальные проблемы рыбопромышленного комплекса Северного бассейна
Одна из главных проблем, мешающих активному ведению промысла на Северном бассейне и в настоящее время - субъективная. Это приловы при промысле трески и пикши в Баренцевом море. Такой серьезной проблемы для рыбаков не было уже около 20 лет. До сих пор действуют Правила рыболовства, которые пока никто не отменял. В п. 7 Правил прописано следующее: «По освоении установленных ОДУ каких-либо видов рыбных ресурсов их специализированный промысел ЗАПРЕЩАЕТСЯ, вылов этих ресурсов допускается в количестве, не превышающем 5 % веса общего улова или его части при выгрузке, если настоящими Правилами не предусмотрен иной порядок прилова. Специализированный промысел считается в том случае, если какой либо из видов рыбных ресурсов будет составлять 50 % и более веса улова при повторном тралении, замете или выборке сети в том же районе (в пределах 5 морских миль от любой точки трассы предыдущего траления, места выборки кошелькового невода или линии установки сетных орудий лова) и теми же орудиями лова».
Для рыбаков все ясно и понятно. Но так было до конца 2006 г., когда Росрыболовство издало уже широко известный приказ № 380, в соответствии с которым весь прилов в Баренцевом море был распределен по долям, но только среди 16 предприятий Северного бассейна. В то время, как промысел в Баренцевом море ведет 81 предприятие только Мурманской области. Работу промысловых судов предприятий, не вошедших в «список» и взялась активно проверять Морская инспекция Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области. На пустом месте для рыбаков возникла серьезная проблема. В мурманском Департаменте рыбной промышленности предвидели подобное развитие событий и заранее предупреждали Росрыболовство о возможных юридических казусах. Но в итоге, только за первый квартал Морская инспекция возбудила 18 административных дел, по которым невольным нарушителям-рыбакам было выписано штрафов на 1 332 921 рубль 44 коп. Вячеслав Зиланов подчеркнул, что оправдания представителей российской пограничной береговой охраны своих жестких действий не убедительны. Служба у всех россиян, в том числе рыбаков, региональных органов власти, контролирующих федеральных органов одна - государственная. Она должна быть сосредоточена на создании оптимальных условий для эффективного ведения производства (промысла). А не для создания препятствий и провоцирования браконьерского промысла. Известно, что промысловый трал - не гастроном, где с точностью до грамма можно заказать вылов только необходимого объекта добычи без приловов.
Только после вынужденных неоднократных обращений различных объединений рыбаков и региональных властей появился некоторый временный компромисс - руководствоваться решениями, принятыми на 35-й сессии СРНК по рыболовству. В них четко определены объемы приловов по ряду конкретных объектов промысла для российских судов в НЭЗ: при промысле трески и пикши прилов сайды допускается в пределах 49 % от общего веса в каждом отдельном улове и выгружаемом вылове, черного палтуса - до 12 % в каждом улове и 7 % при выгрузке на берег, морских окуней - до 15 %. Приловы синей и пятнистой зубаток, морской камбалы, камбалы-ерша, звездчатого ската и полярной акулы допускаются в пределах 5 %.
Вячеслав Зиланов напомнил, что «новые» Правила рыболовства в Баренцевом море еще находятся на заключительной стадии согласования. Они могут быть утверждены Минсельхозом уже в первой половине текущего года. После регистрации в Минюсте вступят в действие. В них более четко прописаны допустимые приловы всех биологических ресурсов. По данным Департамента рыбной промышленности МО, за последние пять лет при ведении промысла в Баренцевом море верхняя рекомендованный учеными уровень по приловам ни разу не был превышен. В 2006 г. допустимый объем приловов составлял 21 тыс. т, фактически выбрано 10 тыс. т. Понятно, что ни о каком серьезном подрыве запасов видов, встречающихся в приловах (а именно это вменяется рыбакам в вину морскими инспекторами при составлении протоколов), в серьез говорить нельзя. Также как и о толковании своей «штрафной мотивации» контролирующими службами. Но основную ответственность за искусственно созданную проблему для рыбаков Северного бассейна, должно нести Росрыболовство. Федеральный орган сам должен исправить свою ошибку.