Аквакультура нуждается в поддержке
Страны, оказывающие серьезную поддержку указанной отрасли на государственном уровне, существенно укрепили свою продовольственную безопасность и смогли существенно подняться в рейтинге производителей товарной продукции.
На сегодняшний день страна-лидер в развитии аквакультуры - Китай, который за последние 20 лет утроил объемы производства и довел их почти до 43 млн тонн. Важнейшим фактором этого роста явилась широкомасштабная государственная поддержка развития аквакультуры. Была принята государственная программа, которая предусматривала субсидирование создания производств по выращиванию рыбы и производства кормов, освобождение их от налогов на пять лет, безвозмездное предоставление участков водоёмов на 50 лет и водных ресурсов (воды) для целей аквакультуры.
Показателен также опыт государственной поддержки предприятий в Норвегии, которая является лидером мировых технологий по выращиванию морских объектов - семги, форели, трески. Здесь государство обеспечивает хозяйства посадочным материалом, выращивание которого проводится в государственных и частных питомниках, обеспечивает борьбу с заболеваниями и их профилактику, частично компенсирует затраты на корма, осуществляет финансирование научных исследований, связанных с разработкой и совершенствованием технологий, селекцией.
Варианты мер поддержки в тех странах, которые опередили России по уровню производства продукции аквакультуры, можно перечислять долго. Эти страны сделали ставку на рост своей рыбохозяйственной отрасли за счет развития аквакультуры и не проиграли.
Что касается Российской Федерации, то картина, которую мы видим сейчас, к сожалению, очень печальна. Россия производит только 0,2 процента мировой продукции аквакультуры. Вместе с тем, наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом, пригодным для ведения аквакультурной деятельности. Это 225 тыс. квадратных километров озер, 43 тыс. квадратных километров водохранилищ и 520 тыс. километров водной глади рек, а также огромные площади прибрежных акваторий морей.
По данным Росрыболовства, на этой территории в сфере аквакультуры работает 2427 хозяйствующих субъектов различных форм собственности (большинство из которых малые и средние предприятия).
При этом, производство продукции товарного рыбоводства в Российской Федерации колеблется на уровне 130-140 тыс. тонн, а продукция марикультуры не может преодолеть барьер в 10 тыс.тонн в год. Таким образом, в среднем одно хозяйство аквакультуры производит около 58 тонн рыбопродукции в год. Это небольшие объемы, и, если сравнивать с рыболовством, - это один день работы одного траулера. В передовых странах объемы производства продукции аквакультуры в хозяйствах сопоставимы с объемами годового вылова одного судна.
Исторически сложилось, что приоритетными регионами по ведению указанной деятельности являются Южный, Центральный, Северо-Западный федеральные округа.
В Южном федеральном округе зарегистрировано порядка 800 организаций осуществляющих деятельность по аквакультуре. В 2009 году в указанном регионе произведено 52,9 тыс. тонн товарной продукции, что составило 37,2 процента общего выращенного объема. Большая часть продукции производится в Ростовской (20,5 тыс. тонн, 48 предприятий), Астраханской (17,0 тыс. тонн, 123 предприятия) областях и в Краснодарский крае (11,9 тыс. тонн, 557 предприятий). Основными объектами выращивания являются карп и растительноядные рыбы.
Субъектами аквакультуры Центрального федерального округа (340 предприятий) производится около 30,0 тыс. тонн продукции рыбоводства ежегодно. В субъектах центрального региона, объемы производства товарной продукции значительно ниже, чем в Южном федеральном округе, хотя объекты выращивания такие же - карп и растительноядные. В 2009 году предприятиями Белгородской области выращено 6,6 тыс. тонн, Московской области 3,8 тыс. тонн и Липецкой области 3,1 тыс. тонн товарной рыбы.
Отдельное внимание стоит уделить состоянию аквакультуры в Северо-Западном федеральном округе. В силу природно-климатических условий, в регионе широкое распространение получила индустриальная аквакультура, т.е. культивирование ценных видов и пород рыб (форелевые, сиговые), в ограниченных условиях обитания (садковые линии, бассейны). Объем производства товарной продукции в обозначенном регионе в 2009 году составил 20,7 тыс. тонн. К сожалению, из-за аномальной жары в 2010 году производство продукции здесь осталось практически на том же уровне: составив 20,8 тыс. тонн.
В Республики Карелия функционирует 45 рыбоводных хозяйств, которыми, в 2010 году, произведено 11 тыс. тонн товарной рыбы. Предприятиями Ленинградской области (38 предприятий) в том же году выращено 4,6 тыс. тонн рыбы, в Мурманской области на 10 хозяйств аквакультуры пришлось 5,2 тыс. тонны продукции рыбоводства.
Развитие аквакультуры в Северо-Западном федеральном округе является одним из приоритетов, поскольку это экологически-чистый регион и являющийся одним из перспективных источников замещения не всегда качественной рыбопродукции из-за рубежа.
Не смотря на благоприятные природно-климатические условия для развития аквакультуры в Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, аквакультурный сектор рыбохозяйственного комплекса находится в депрессивном состоянии.
На сегодняшней день основными причинами, сдерживающими развитие аквакультуры в Российской Федерации, являются отсутствие нормативной правовой базы и программных документов по развитию аквакультуры; недостаточно эффективная финансовая государственная поддержка рыбоводства; слабо развитый механизм страхования рисков в аквакультуре; устаревшие производственные мощности и материально - техническая база на рыбоводных предприятиях; дефицит качественного отечественного рыбопосадочного материала; зависимость от импорта кормов; отсутствие финансирования научно-исследовательских работ в области рыбоводства (аквакультуры); недостаток квалифицированных специалистов - рыбоводов с профильным образованием.
Особой проблемой, сдерживающей развитие аквакультуры, является несовершенство Водного кодекса Российской Федерации, в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для товарного рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, позволяющие осуществлять попытки по введению платежей за воду при осуществлении этого вида деятельности.
В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства», Росрыболовству переданы полномочия от Минсельхоза России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбоводства (аквакультуры) и товарного рыбоводства.
Перед Росрыболовством поставлена задача довести к 2020 году выпуск продукции аквакультуры со 140 тыс. тонн до 410 тыс. тонн в год, увеличив его, таким образом, в 3 раза за 8 лет. Тем самым, повысив среднедушевое потребление населением страны по доступным ценам, свежей, экологически чистой, высокобелковой продукции аквакультуры до 21 килограмма в год, включив ее в социально-значимые продукты питания.
В связи с этим, для осуществления возложенных на Росрыболовство полномочий в области аквакультуры осенью прошлого года в структуре Федерального агентства по рыболовству было создано Управление аквакультуры.
Начата системная работа с действующим законодательством. Первым шагом стала разработка и внесение в декабре прошлого года в Государственную Думу нового законопроекта «Об аквакультуре», который как вы все знаете, принят в первом чтении 25 марта текущего года. Планируем завершить данную работу до конца этого года.
Принятие закона решит, в первую очередь, вопросы закрепления права собственности на объекты аквакультуры, выращенные в водных объектах рыбохозяйственного значения и вопросы предоставления указанных водных объектов хозяйствующим субъектам для выращивания в них объектов аквакультуры, что позволит наиболее эффективно использовать водный фонд Российской Федерации.
Одновременно Росрыболовство прорабатывает вопрос финансовой поддержки предприятий аквакультуры с 2012 года в форме возмещения части затрат на содержание племенного и ремонтно-маточного стада, производство товарной пищевой продукции аквакультуры (включает в себя приобретение рыбопосадочного материала, кормов, зерна, горюче-смазочных материалов, погашение затрат по коммунальным платежам, в том числе электрическую и тепловую энергию, приобретение перерабатывающего оборудования за счет собственных средств). Данная субсидия ранее не предоставлялась, поэтому нам предстоит большая работа с Минфином России в части согласования указанных направлений господдержки и выделения необходимых средств.
Росрыболовством разработан проект государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса (2012-2020 годы)», включающий в себя подпрограмму «Развитие рыбоводства (аквакультуры) на период 2012 - 2020 годы)» (далее - Госпрограмма), направленную на создание благоприятных условий для повышения прозрачности и эффективности взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов аквакультуры.
На базе данной Программы планируется разработка и реализация региональных программ развития аквакультуры в субъектах Российской Федерации.
Программой предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций, так и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, направленных на поддержку аквакультуры.
Подчеркну, что в этом году мы сформировали тематику научно-исследовательской работы, предусматривающую подготовку научно-технического обеспечения развития аквакультуры для каждого субъекта Российской Федерации. Рассчитываем завершить эту работу в течение двух лет. В этом году научные исследования будут проведены по наиболее приоритетным регионам, имеющим наилучшие возможности развития аквакультуры.
Кроме того, прорабатывается вопрос развития системы страхования рисков в аквакультуре. Целью осуществления мероприятий является снижение рисков потери доходов при получении товарной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на рыбную продукцию.
Стимулирование научных исследований, внедрение новых разработок, подготовка информационных материалов, информационное обеспечение деятельности предприятий аквакультуры, создание банка данных рыбоводно-биологических обоснований и биотехнологий, формирование кадастрового реестра рыбоводных участков на водных объектах рыбохозяйственного комплекса, развитие аквакультуры в целом, планируется через создание инновационных центров рыбохозяйственного профиля.
Это позволит сконцентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы, частично решить вопрос кадрового обеспечения рыбоводных хозяйств, максимально сократить время внедрения и тиражирования достижений науки в производство, и, тем самым, ускорить процесс технологического и технического перевооружения для развития аквакультуры в стране.
В региональном разрезе создание подобного рода инновационных структур будет проходить с учетом взаимодействия с администрациями субъектов Российской Федерации, специфики конкретного региона и будет координировать деятельность по воспроизводству, товарному выращиванию водных биологических ресурсов, комплексной переработки сырья, проектирования и конструирования новых технологических решений, а также контролю качества и безопасности продукции аквакультуры.
Создание сети инновационных центров планируется начать с «пилотного» проекта, на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства» (ФГУП «ВНИИПРХ»).
Рост объемов производства продукции аквакультуры будет способствовать увеличению потребности в комбикормах.
В целях совершенствования развития и организации комбикормового сектора в рыбохозяйственном комплексе Росрыболовством проведена оценка технического и технологического уровня основных промышленных и опытно-производственных предприятий по производству комбикормов для рыб. В целом выявлено отставание материально-технической базы кормопроизводства для аквакультуры. Необходимо заложить ряд мероприятий по модернизации и реконструкции действующих предприятий, освоению современных технологий кормопроизводства с целью повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Обеспечение растущей потребности в посадочном материале планируется за счет создания сети региональных рыбопитомников, которые дадут возможность получать товарным хозяйствам высококачественный посадочный материал ценных видов рыб по низким ценам. Для этого будет проведена инвентаризация имеющихся предприятий, подготовлена программа развития сети рыбопитомников, в том числе на базе научно-исследовательских и федеральных государственных учреждений Росрыболовства. Резервы у Росрыболовства по данному направлению есть.
Организация мероприятий по проведению мелиоративных работ для целей аквакультуры включает комплекс гидротехнических и мелиоративных работ, направленных на улучшение условий естественного воспроизводства рыбных запасов и повышение рыбопродуктивности водоемов.
Финансирование мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
С целью предупреждения заболеваний рыб запланировано проведение противоэпизоотических мероприятий для выпуска полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов рыбоводства (аквакультуры) и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В рамках данного мероприятия также планируется организация комплексного кадастрового изучения водоемов для целей аквакультуры с применением современных геоинформационных технологий, которые позволят создать серию кадастровых карт (рыбохозяйственное районирование водоемов, размещение предприятий отрасли), а также серию карт, характеризующих биологию видов рыб (распределение, пути миграций и пр.).
Последовательная и систематизированная реализация перечисленных выше мероприятий, позволит задействовать большую часть имеющихся с Российской Федерации водных объектов, не используемых, но пригодных для ведения аквакультуры. Привлечет в отрасль инвесторов, будет способствовать экономическому развитию субъектов страны, созданию новых рабочих мест, а также окажет существенную помощь в решении задачи по укреплению продовольственной безопасности нашей страны и обеспечения ее населения высококачественной, экологически чистой отечественной рыбной продукцией.




















