Александр Поликарпов, вице-спикер Архангельского областного собрания депутатов:«За тралфлот надо биться вместе!»

16 ноября 2012 09:41

В прошлом номере «Рыбака Севера» в материале «Ложный фарватер» мы рассказывали о том, как депутаты Мурманской думы лоббируют интересы местных рыбопромышленников. В ход идет даже дезинформация участников совещания по приватизации АТФ, которое проводилось на правительственном уровне: дескать, и суда Архангельского тралфлота в Мурманске базируются, и рыбаки мурманские на судах АТФ работают (что не имеет ничего общего с действительностью). На основании этой пылкой речи, в протокол слушаний была внесена запись: принять к сведению информацию Комитета по природопользованию, агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Мурманской областной Думы (Н. Ф. Никитин) о целесообразности участия в продаже акций ОАО «АТФ» рыбопромысловых компаний Мурманской области … в целях оптимизации и развития имеющегося у ОАО «АТФ» рыбопромыслового флота.

Если добавить к этому тот факт, что именно представители мурманских компаний активно продвигают идею продажи Архангельского тралового флота через аукцион, то картина предстоящей «оптимизации» рисуется особенно ярко.

Но какой бы соблазнительной и реальной ни казалась нашим соседям перспектива владения квотами АТФ, в Архангельской области, слава Богу, еще остаются люди, которые представляют последствия увода тралфлота из региона и продолжают отстаивать его право оставаться на родной земле.

Вице-спикер Архангельского областного собрания депутатов Александр Поликарпов (сейчас он исполняет обязанности руководителя региональной думы) «в теме тралфлота» второй десяток лет. В 2002‑м во главе областной делегации на съезде рыбаков в Москве он развенчивал «подковерные» попытки столичных чиновников тайно «прихватизировать» тралфлот. В 2003‑м как первый заместитель губернатора Архангельской области Александр Ефимович отстоял право региональной власти участвовать в комиссии по выборам генерального директора тралфлота.

– Когда в 2003‑м году проходили первые выборы руководителя АТФ, область в комиссию не пускали. Пришлось достать из портфеля соответствующий закон. Деваться организаторам этого конкурса уже было некуда, включили. И я своими глазами видел, как шло жесткое лоббирование интересов Мурманска, Санкт-Петербурга. Задача была одна: сделать руководителем своего человека, чтобы потом получить все предприятие.

А желание перехватить квоты было всегда. Ведь в свое время мы сумели отстоять и увеличить их, чтобы предприятие нормально развивалось (исходя из исторического принципа: Архангельский тралфлот – один из крупнейших в рыбном хозяйстве СССР).

Поэтому я убежден: если на федеральном уровне проводится совещание с громким названием «общественные слушания», которое касается судьбы одного из градообразующих предприятий Архангельской области, если делается это для пользы дела, то проходить оно должно абсолютно открыто, с приглашением всех заинтересованных структур, причем из Архангельского региона – в первую очередь. Чтобы не было домыслов. Сейчас у людей сложилось мнение: проведут приватизацию, заберут квоты, суда порежут, а рыбаки, судоремонтники, докеры, рыбообработчики останутся без куска хлеба. И основания для этих опасений есть.

– Александр Ефимович, что значит тралфлот для Архангельской области?

– Это визитная карточка области, одно из знаковых предприятий, которые определяют ее экономику. Архангельская область уже слишком много потеряла за последние годы. И в лесном деле, и в морском… Нас как депутатов очень тревожило: региональная исполнительная власть все меньше внимания уделяет рыбной отрасли. Нынешнее руководство области за коллектив тралфлота встало горой, и это много значит.

Нам нельзя допустить увода тралфлота из региона, ведь только на его основе у нас есть шанс возродить рыбное хозяйство области. На тралфлот замыкается все: отраслевая наука, профессиональное образование (рыбная мореходка посыплется на следующий день после того, как тралфлота не станет в регионе).

Области пора иметь свое мнение.

Никогда не забуду, как наша депутатская делегация побывала в Канаде. Посмотрели, как 15 тысяч человек на побережье живут за счет зверобойного промысла. Попробовали бы там популисты от зеленых (долларов) качать свои права. А мы закрыли зверобойку под прессингом так называемого общественного мнения, отчего рыболовецкие колхозы на берегу Белого моря не могут оправиться до сих пор.

За тралфлот надо биться вместе: депутатам, правительству области, коллективу АТФ.

И основные позиции тут ясны: предприятие должно остаться в области, береговую инфраструктуру – порт, судоверфь, рыбозавод – необходимо сохранить, рабочие места тоже. Обеспечить это может только приватизация через конкурс с социальными условиями.

Это не значит, что мы не приемлем изменений.

Десять лет в ситуации с тралфлотом шла речь только о том, чтобы предприятие выжило. Вообще, удивительно. Под флагом государства оставался последний флот. Казалось бы, нужно вооружить его новыми судами и отправить осваивать Мировой океан, ведь больше, чем у тралфлота, опыта промысла в отдаленных районах нет ни у кого. Вместо этого наблюдали, когда загнется, когда можно будет прибрать к рукам последний кусочек госсобственности.

Поэтому сегодня пора признать: не получилось с государством – значит, время прийти частному инвестору, открытому, со своей историей. Нацеленному на развитие АТФ, а не на разграбление. Не мелкой – серь­езной финансовой структуре (500 миллионов выручки в год – это не доход для потенциального владельца флота с пятимиллиардным оборотом, если флот действительно собираются перевооружать). И инвестор этот должен найти в лице областной власти стратегического партнера. Не на словах, а на деле. Чтобы не получилось, как с птицефабриками в Архангельской области или лесным комплексом.

– Александр Ефимович, а что значит тралфлот лично для вас?

– Мои корни – в Кянде Онежского района, старинном поморском селе. Там что ни дом, так известный капитан. Брат моего отца стал капитаном большого морозильного траулера, Героем Социалистического Труда…

– Выходит, правы наши ветераны, когда говорят – все Герои в рыбной отрасли страны с Архангельской областью каким-то образом связаны…

– Понимаете, в каждом регионе есть так называемые «привнесенные» виды деятельности и корневые. Тралфлот – это наше все. И отступать некуда.

Нина ЗЕЛЕНИНА.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>