Александр Савельев: «Нас может взбодрить конкурентное преимущество в отношении Галмудуга и Пунтленда, которые не являются членами ВТО»
Вчера Европарламент принял резолюцию по вопросам членства нашей страны в ВТО.
Критикуют.
Им не нравятся наши запреты на импорт европейского скота, преференции для отечественных производителей в сфере государственных закупок, сезонные импортные пошлины на некоторые виды сахара и схемы утилизации транспортных средств как «тревожные сигналы» недостаточной готовности России исполнять взятые на себя обязательств в рамках ВТО. Европарламентарии обеспокоены тем, что Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией может противоречить правилам ВТО и обязательствам России, поскольку создает дополнительный барьер в торговле.
Началось, как говорится.
Мы вели переговоры о вступлении в ВТО примерно столько же, сколько существует эта организация. И вот наконец вслед за Вьетнамом, Тонго, Кабо-Верде и Самоа стали 156-м членом Всемирной торговой организации.
Теперь мы насладимся этим членством.
Или нахлебаемся.
Пока утешает одно: мы там не самые последние. В состав ООН входит 193 государства мира. Плюс 17 стран не признанных большинством других. Плюс две территории с неопределённым статусом. Плюс Ватикан и Мальтийский орден. Поэтому если рассматривать членство как преференции и режим наибольшего благоприятствования в торговле, то нас может взбадривать конкурентное преимущество, например, в отношении Галмудуга и Пунтленда, которые не являются членами ВТО.
Однако опыт Украины, скажем, и Киргизии, которые перед нами вступили в эту организацию, свидетельствует, что они сильно проиграли от своего вступления в глобальный торговый клуб. В частности, за 10 лет Киргизия почти полностью утратила промышленное производство. Значительно сократилось сельское хозяйство: земледелие сократилось в 35 раз, животноводство в 30 раз. Вместе с тем увеличился уровень торговли преимущественно импортными товарами. Сейчас ВВП Киргизии на 98% состоит из продажи заграничных товаров.
Украина за три года членства в ВТО больше потеряла, нежели приобрела. С 1 января 2011 года Украина в рамках обязательств перед ВТО обнулила импортные сборы на алкогольную продукцию. В результате производство виноградных вин на Украине за 6 месяцев текущего года сократилось на 41,3%. После вступления в ВТО импорт свинины вырос в 2,9 раз, а доля импорта составляет почти 40%. Как члену ВТО, Украине запрещено дотировать экспорт сельскохозяйственной продукции.
Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Однако полагаю, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых, как стран, так и отдельных граждан.
Так что ничего личного – только бизнес.
Транснациональные корпорации становятся ещё богаче. Богатые страны процветают ещё пышнее.
Теперь о рыбе.
Обратите внимание: в основе двух из трех самых громких скандалов ВТО последнего времени стали водные биоресурсы. Если не считать мировой истерики о стали между Европой и США, то мы помним огромный общественный резонанс по поводу решения 1992 года в отношении закона США, регулирующего импорт тунца.
Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ВТО нетарифное ограничение. Там действительно признали, что этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указали на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами.
Похожий спор возник и по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных опасным методом, был вынесен на рассмотрение в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. В ВТО хотя и признали в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по мнению организации, не соответствует нормам ВТО. США предписали его отменить.
Кстати, о креветках.
В прошлую пятницу Bloomberg сообщил о шокирующей практике азиатских поставщиков морепродуктов. На креветочных и прочих фермах они не стесняются откармливать рыбу и креветки свиным навозом, а потом спокойно отправлять свою продукцию на экспорт.
Противно, но, думаю, стоит процитировать эту информацию.
«Жарким сентябрьским днем работники вьетнамского завода Ngoc Sinh Seafoods Trading & Processing Export Enterprise стоят на грязном полу, на котором и очищают креветки. Тут же рядом — отходы, и в помещении без кондиционера мухи ползают по блюдам с уже очищенным товаром», — живописует Bloomberg. Помимо антисанитарии при разделке, предприниматели во Вьетнаме имеют обыкновение замораживать креветки в воде из-под крана, которую даже местный Минздрав настоятельно советует кипятить перед употреблением из-за высокого риска заполучить бактериальную инфекцию.
В год Вьетнам (член ВТО, между прочим) экспортирует в США около 100 млн фунтов креветок — это примерно 8% всего объема потребления на американском рынке.
Не лучшим образом поступают и в Китае (тоже член ВТО): здесь рыбу тиляпию подкармливают, чтобы быстрее раздобрела, свиным и куриным навозом. По словам заведующего Центром продовольственной безопасности штата Джорджия Майкла Дойла, это опасно для здоровья потребителей из-за высокой концентрации микробов в «корме» — навоз кишит сальмонеллой и прочими гадостями.
Подробности о том, как происходит обработка продукции на фабрике в Китае, которые приводит Bloomberg, поистине тошнотворны.
Председатель получающей государственную поддержку китайской ассоциации производителей тиляпии Йенг Сюньхуань Лянсянг заявил журналистам, что он не рекомендует производителям использовать в качестве подкормки для рыбы навоз, так как это загрязняет водоемы и делает саму рыбу более уязвимой перед инфекциями. Но, по словам чиновника, все большее число фермеров-рыбоводов в Китае практикуют этот метод — жестокая конкуренция заставляет их идти на крайние меры. Кроме того, в Китае и Вьетнаме в последние годы набрало обороты свиноводство, и животноводы предпочитают сбывать навоз производителям рыбы и морепродуктов.
В США на долю китайского импорта приходится 27% потребления всех даров моря…».
И мы должны есть shit, чтобы понравиться европейским парламентариям.
Дерьмо.
Вот что нас ожидает.
Импортная дрянь и громоздкие разборки во Всемирной торговой организации.
Вообще создаётся впечатление, что мы почти двадцать лет пытались запрыгнуть на подножку вожделенного поезда, а когда запрыгнули, обнаружили, что поезд стоит.
Или вот-вот остановится.