Амуррыбвод купил узи для осетра
В бассейне Амура действуют пять лососевых и два осетровых рыбоводных завода. Если лососевыми за все годы их существования было выпущено свыше трех миллиардов молоди осенней кеты, то осетровые в этом году впервые стали работать на полную мощность: они выпустили три миллиона молоди амурского осетра и калуги. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Тихоокеанскую звезду.
Сегодня на лососевых заводах заканчивается сбор икры: рыбоводы подсчитали, что на инкубацию заложено уже около 90 млн. штук икринок. А какого качества икра, зависит от путины. В этом году она прошла в обычные сроки. Рыба, говорят специалисты, шла мелкая, не более двух-трех килограммов весом. И заводчанам пришлось приложить максимум усилий, чтобы выполнить задание.
Тем более, что природа нынче рыбоводов не пощадила - многие заводы затопило паводковыми водами, которые образовались из-за сильных дождей в августе-сентябре. Сильно пострадал Удинский рыбоводный завод. Залило ведущие к нему дороги, вода покрывала садки, и не понятно было, есть ли в них рыба или нет. Работает Удинский с 1963 года, и Амуррыбвод только и делает последнее время, что латает дыры на старом производстве. Завод давно подлежит реконструкции (есть проект), вошел в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и сегодня ожидает государственного финансирования.
Хотя не так там и плохи дела: во-первых, госзадание из года в год выполняют, а во-вторых, даже в этих условиях заботятся о кадрах. Две Лены - Окинийчук и Аверина - учатся на бюджетном отделении в Дальрыбвтузе. Учебу оплачивает Росрыболовство: там понимают, что рыбоводы - товар штучный, профессия редкая - недаром оба новеньких осетровых завода так остро нуждаются в профессионалах. Уместно сказать, что во Владивостоке в этом институте учатся и двое парней из Найхина - они работают на Анюйском рыбоводном. Поначалу Артур Оненко и Василий Бельды учились на платном отделении, затем Амуррыбвод, видя их рвение, ходатайствовал перед Росрыболовством о переводе ребят на бюджетное.
...Как только на Амгуни начался спад воды, упала она и в заводском водоеме. Удинцы стали брать икру на закладку. А уровень воды в водоеме потом упал так, что смыв после затопления привел к недостатку кислорода в рыбоходе. Пришлось брать лосося ниже по течению, там косяк стоял.
Второй год затапливает Гурский рыбоводный завод. Там железнодорожники строят площадку для отстоя вагонов: срезали сопку пониже завода и нарушили дренажную систему, вся глина и грязь стали поступать в место захода производителей. А кета, известно, в грязную воду не идет. Потом Амуррыбвод отремонтировал подрусловый водозабор, и расход воды увеличился - стала поступать вода без взвесей. Сейчас объявлен конкурс среди подрядных организаций для проведения изыскания альтернативного источника водоснабжения завода.
Несмотря ни на что, работники Гурского рыбоводного сумели заложить около 13 млн. штук икринок и в два раза больше икры вывезти на два старых завода в Еврейскую автономную область. На Тепловском и Биджанском пытались собрать свою икру, но это в последние годы не удается. На реках Бира и Биджан вовсю орудуют браконьеры, рыбы до заводских садков поднимается мало. Небольшие косяки подходили к Биджанскому заводу, 80 тысяч икринок заложили своих - остальное, похоже, взяли... браконьеры. И даже договор с ЧОПом из Хабаровска, охраняющим рыбозаграждения на речке у завода, большой пользы не принес.
На отдаленных заводах эта проблема, конечно, главная, но работе мешает не только она. Оба предприятия весьма преклонного возраста: Тепловский - с 1928 года, Биджанский - с 1932. И если бы не умелые руки, энтузиазм и забота коллектива и прежде всего директора заводов Натальи Антиповой, вряд ли они сумели бы выжить да еще и задание выполнить. Был объявлен конкурс на ремонт Биджанского завода, только он никого не заинтересовал. На Тепловском о рабочих действительно заботятся: коврики с подогревом, рабочая обувь, сушилки для спецодежды, все выкрашено, отделано современными материалами - не скажешь, что нынче его несколько раз затапливало.
Без проблем не обходится даже на самом молодом и современном Анюйском заводе. Пункт сбора икры не работает, выстроен так, что в нем нет воды. Рыба зашла, заполнила русловой садок, и с того времени завод работает на этой рыбе, можно сказать. Уже около 38 млн. штук заложили и
5 млн. отдали на Биджанский. Мощность Анюйского рыбоводного самая большая - 30 млн. мальков выпускают по весне (это, считай, половина плана Амуррыбвода).
Амуррыбвод работает и с теми организациями, которые наносят ущерб рыбному хозяйству. Они дороги строят, трубы тянут, лес выпиливают. В соответствии с постановлением правительства РФ они сегодня должны восполнять ущерб рыбному хозяйству, наносимый их деятельностью, компенсировать его выпуском молоди в рыбохозяйственный водоем. Но поскольку рыбоводов у них нет, они заключают договор с Амуррыбводом и платят ему за выполнение объема компенсационных работ, а те им выращивают и выпускают рыбу.
Помимо осетровых и лосося, на Анюйском заводе занимаются выращиванием форели и сазана. Нынче молодь сазана выпустили в рамках компенсационных мероприятий для одной из организаций Приморья. Вырастили молодь, посадили в специальную емкость, куда постоянно подается кислород, чтобы сазанчики длинную дорогу пережили, и выпустили их в одну из речек на границе с соседним краем.
Что касается осетроводства, то дело это у нас новое. Искусственное воспроизводство осетровых успешно зарекомендовало себя в Амурске: много лет на Амурской ТЭЦ существовал рыбоводный цех, там было маточное стадо, хорошие бассейны и оборудование. Несколько лет шли разговоры о закрытии непрофильного производства.
Сегодня стало понятно: финансирования нет и не предвидится, цех закрывают. Калугу и осетров Амуррыбвод покупает и перевозит на Анюйский завод, приобретает и инкубационный аппарат «Осетр». Но как быть со специалистами? На Дальнем Востоке лососевыми занимаются, а специалисты по осетровым наперечет.
Два рыбоводных осетровых завода - Владимировский да Анюйский - начали это сложное дело. В Николаевске-на-Амуре подобное предприятие только строится.
Для рыбоводов выловить качественного производителя осетровых, чтобы получить от него икру для закладки, становится проблемой. В этом году план по выпуску осетров был выполнен лишь благодаря производителям, которых привезли на Анюйский осенью 2010-2011 годов. Всего здесь сидит в байссейнах 208 штук осетра.
Рыбоводы занимались и зеленым сахалинским осетром, который водится в крае в Тумнине. На Анюйском формируется маточное стадо зеленого осетра - чтобы сохранить редкий вид, им нужно скрупулезно заниматься, на это лет семь-десять уйдет. Что интересно, нынче Амуррыбвод купил оборудование УЗИ - оно позволит посмотреть, от каких сидящих в бассейнах осетров следует ждать икру, а от каких молоки. Можно будет определить, сколько самок и самцов имеется, какое потомство от сидящих в бассейнах осетров следует ждать. Все взрослые калуги и осетры настоящий медосмотр пройдут!
Хотя прогрессом амурскую рыбу не удивишь: осетры и калуги, вылавливаемые для целей рыбоводства, все помечаются (плавают с микрочипами). Их вживляют в тело рыбы, а сканер считывает номер чипа и выдает все сведения об особи из учетной карточки - где выловлена, когда выпущена в реку и т.д.
Похоже, без современных цифровых технологий мы рыбные богатства в Амуре не сохраним.