Береговой рыбоперерабатывающий комплекс Мурманской области в 2007 г.
В соответствии с Уставом Мурманской области и законами Мурманской области от 15.06.2000 № 203-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области», от 25.03.1999 № 137-01-ЗМО «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Мурманской области», финансовая поддержка береговых рыбоперерабатывающих предприятий по Программе «Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса на 2006-2008 гг.», осуществляется в части субсидирования банковских процентных ставок по кредитам, получаемым рыбоперерабатывающими предприятиями в российских кредитных организациях. Порядок субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым рыбоперерабатывающими предприятиями в российских кредитных организациях, утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 05.05.2006 № 181-ПП.
Реализация Программы осуществляется в два этапа, сроки реализации Программы 2006- 2008 гг. На первом этапе (2006 г.) формировалась нормативно-правовая база с одновременным осуществлением целевых задач Программы. На втором этапе (2007-2008 гг.) запланировано достижение основных результатов Программы. Фактически в выполнении Программы приняли участие 16 предприятий.
На 01 февраля 2007 г. хозяйственная деятельность предприятий - участников ВЭД Мурманской области была полностью блокирована неправомерными действиями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Достигнутые в 2006 г. показатели по общему объёму выпуска готовой рыбопродукции предприятиями-участниками программы превышают прогнозируемые в среднем на 14 %. Размер заработной платы приблизился к прогнозируемому по программе. Вместе с тем, сократилось количество рабочих мест, что вызвано снижением объемов производства на мелких предприятиях и интенсификацией выпуска продукции на крупных.
Все береговые рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Существующие проблемы (прежде всего старение средств производства, удорожание энергоносителей) уже в ближайшие 5 лет могут привести к падению производственных показателей в добыче рыбы и на рыбоперерабатывающих производствах. Существующий в настоящее время уровень инвестиций (за счёт собственных средств предприятий и привлечённых ими кредитов) позволяет проводить лишь частичную модернизацию производственных мощностей, что не обеспечивает существенного прироста выпуска рыбной продукции в целом.
Применяемое на федеральном и региональном уровнях стимулирование производства рыбопродукции, путём компенсации процентных ставок взятых банковских кредитов на покупку сырья и развитие производства, не может быть исчерпывающим. Главная проблема всех рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области – отсутствие сырья, необходимого для обеспечения работы имеющихся мощностей, возможности модернизировать и развивать производство.
Для стабилизации положения в береговой рыбопереработке необходимо предпринять следующие меры: 1. Ускорить принятие нормативного правового документа о доставке в российские порты для декларирования всей рыбопродукции, изготовленной из ВБР, выловленных в ИЭЗ РФ, с целью сокращения браконьерства и насыщения сырьем береговой рыбопереработки, обеспечения потребности внутреннего рынка. 2. Финансовые средства, поступающие в федеральный и региональные бюджеты от платежей за пользование водными биоресурсами, необходимо распределять в пропорции 50% на 50% (вместо 70 : 30), с целью использования приморскими субъектами Российской Федерации дополнительно полученных денежных средств на развитие и модернизацию берегового рыбоперерабатывающего комплекса. 3. изменить ставки сбора, вплоть до полной отмены, за пользование водными биоресурсами на сырье, поставляемое на береговые рыбоперерабатывающие предприятия в регионах для их последующей переработки. 4. Разработать и применить меры тарифного регулирования при осуществлении экспортно-импортных операций для обеспечения поставок сырья на российские перерабатывающие предприятия и стимулирования глубокой переработки рыбного сырья на территории региона.