Болгарская компания наращивает объёмы импорта и экспорта
Чтобы обеспечить стабильные поставки сырья, компания в 2007 году приобрела три подержанных судна. Однако уловы остаются низкими, два судна ежедневно вылавливают около 6-7 тонн. По мнению менеджера по продажам компании, эта цифра могла быть выше. Одно из этих судов оборудовано ярусами и ведёт промысел кошачьей акулы, которая перерабатывается для местного рынка. Низкий вылов шпрот компенсируется покупкой этой рыбы у других рыбаков, ведущих промысел в Чёрном море, а также покупкой пресноводной рыбы, выловленной в местных внутренних водах.
Кроме этого импорт тоже является важным источником сырья. Одним из основных поставщиков компании является Греция, у которой Electa покупает лаврака, дораду, мидии и осьминога. Компания также импортирует сельдь, скумбрию, форель и балтийскую кильку, из которых производят продукты с добавленной стоимостью.
Высокий спрос
Балтийская килька больше по размеру, чем черноморская и лучше подходит для копчения. Она также используется для производства солёных и маринованных продуктов, а также других продуктов с добавленной стоимостью. Компания покупает балтийскую кильку в Швеции и Эстонии. Часть продукции направляется в Румынию. Однако предложение товаров из этой рыбы не может удовлетворить спрос на них на румынском рынке, где население в 22 миллиона человек зависит от импорта из других стран. Одной из причин является тот факт, что в последние годы румынский вылов в Чёрном море значительно сократился.
Перерабатывающий завод компании Electa был построен в 2004 году при финансировании в рамках программы SAPARD. На заводе вся сельдь и шпроты подвергаются дальнейшей переработке. Из другого сырья часть перерабатывается в продукты с добавленной стоимостью, а часть продаётся в непереработанном виде. Скумбрия закупается в Канаде, США и Испании. Около 30% рыбы идёт на производство копчёных продуктов, филе, маринованного филе и мороженого филе, тогда как остальная часть продаётся в непереработанном виде.
Помимо вторичной переработки, компания также занимается торговлей некоторых видов белой рыбы, импортируя филе хека, макруронуса и масляной рыбы из Аргентины и Новой Зеландии.
Большая часть продукции продаётся под собственным брендом компании. В Болгарии она продаётся в местных розничных сетях, таких как Fantastico, Burlex, Piccadilly, CBA, Cooptrade и других. Также важными покупателями продукции компании являются туристические курорты и организации с централизованным снабжением. Около половины покупателей составляют рыбные магазины, куда компания поставляет свою продукцию из трёх дистрибьюторских центров в Варне, Софии и Пловдиве.
Донное траление
Как и многие компании, торгующие моллюском рапана, Electa тоже пострадала от запрета в Болгарии на донное траление. По мнению менеджера по продажам, его следует пересмотреть. Одной из причин является тот факт, что рапана является хищником, и его вылов может способствовать увеличению численности чёрных мидий и устриц. Вместо запрета следует разработать программу по контролируемому донному тралению в определённых частях Чёрного моря, что позволит наладить стабильные поставки сырья и в то же время контролировать влияние этого метода вылова на состояние морского дна.
Тогда как запрет на донный траловый вылов может иметь положительное влияние на состояние морского дна, для рыбаков и переработчиков это может стать настоящей проблемой. Рыбаки не имеют возможности вылавливать тралами мидий или моллюска рапана, следовательно переработчики не имеют достаточно сырья.
Модернизация порта
Владельцы судов тоже имеют проблемы из-за роста цен на топливо. Они предложили, чтобы налоги на топливо для рыболовной отрасли были сокращены или вовсе отменены.
Решением проблемы может стать новый рыбный порт с газовой станцией для судов. Существующий порт в городе Bourgas необходимо отстроить заново или полностью реконструировать и оснастить новым оборудованием.
Для модернизации портов в стране были предложены Национальный стратегический план и оперативная программа с целью сохранить качество уловов и повысить общую конкурентоспособность рыболовного сектора. Реконструкция будет осуществляться при поддержке Европейского Фонда рыболовства.
Аквакультура
Компания Electa также рассматривает возможность начать выращивать рыбу и моллюсков на фермах, чтобы гарантировать поставки дорогих видов, которые затем можно перерабатывать на её существующих заводах.
Информация о компании
Electa Co Ltd.
Телефон: +359 52 691155, +359 52 370707
Факс: +359 52 691155
Президент: Любовь Георгиева.
Менеджер по продажам: Валентин Георгиев.
Продукция компании: рапана, шпроты, кошачья акула скумбрия, сельдь, лосось, форель, лаврак, дорада, мидии, осьминог, белая рыба.
Виды продукции: мороженая, копчёная, солёная, маринованная.
Поставщики сырья: Греция, Швеция, Эстония, США, Канада, Испания, Аргентина, Новая Зеландия.
Рынки: Япония, Корея, США, Китай, Болгария, Румыния.
Оборот в 2007 году: 5,6 миллионов евро.