Большой потенциал нишевого объекта аквакультуры
Арктический голец (Salvelinus alpinus) обладает всеми качествами, которые нравятся потребителю, а именно превосходным вкусом, его промысел и выращивание на фермах осуществляется с соблюдением принципов устойчивости и т.д. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Сифуд Интернэшнл за январь 2009 года.
Поэтому возникает вопрос, почему этот вид, который похож по характеристикам на лосося и форель, по-прежнему остаётся нишевым продуктом, который предлагается только в ресторанах, и который редко встречается в продаже в магазинах.
Базирующаяся в Исландии компания Samherji выращивает 2 000 тонн гольца в год и является крупнейшим производителем этой рыбы в мире. Основными рынками компании являются США и северные страны, такие как Финляндия, Швеция и Норвегия. Около 80% продукции продаётся в свежем виде.
Свою современную историю отрасль этого вида начала в 80-х годах. Более половины от общего объёма производства выращивается на 60 фермах Исландии.
По словам директора компании Samherji, голец имеет все шансы стать премиальным продуктом. Он выращивается с соблюдением принципов устойчивости, то есть без нанесения вреда окружающей среде, чтобы продукт был высочайшего качества и вкуса.
Арктический голец является единственным фермерским видом, выращивание которого оказывает наименьшее влияние на окружающую среду. Основным источником энергии является воспроизводимое электричество в Исландии. На ферме используется геотермическое тепло, чтобы поддерживать постоянную температуру круглый год.
В ноябре 2008 года канадская компания Agassiz Aquafarm, работающая с соблюдением принципов безопасности для окружающей среды, инвестировала 1 миллион долларов (770 000 евро) в новое предприятие. Средства будут использованы на расширение деятельности.
По словам президента компании, ферма работает на мощности чуть меньше 30 лошадиных сил. Учитывая тип кормов, доступных на сегодняшний момент, конверсия корма составляет 1 к 1,1. Это не очень энергоёмко.
Рыба имеет способность усваивать корма при температуре воды 1-2 градуса Цельсия. Ни одно из строений не отапливается, так же как не подогревается вода, поэтому не потребляется никакой энергии.
Более того, вся вода, используемая на фермах, очищается, накапливается и повторно используется для орошения сельскохозяйственных объектов в летние месяцы.
Спрос на рынке
Европейский рынок для арктического гольца в настоящее время ограниченный. Являясь крупнейшей компанией по выращиванию гольца, Samherji продаёт мороженое филе в розничные сети в Великобритании, Франции и Финляндии. В январе этот продукт должен был появиться в Германии.
Остальные компании, специализирующиеся на гольце, относительно не большие. Так, ирландская компания Cloonacool имеет ферму, на которой можно выращивать 60 тонн гольца. Её основными покупателями являются компания ISPG из Голуэя для французского рынка, рестораны в Дублине и Ирландии.
Компания поставляет свою продукцию в сеть общественного питания M&J Seafoods в Великобритании, которая совсем недавно добавила арктического гольца в список своих продуктов. Тогда как голец пользуется спросом среди предприятий общественного питания, среди розничных сетей этого не наблюдается. Так, британская крупнейшая сеть Tesco решила не закупать этот продукт в 2009 году после неудачного тестирование этого продукта в 2007 году.
Тоже самое можно сказать и о Icelandic USA (специализируется на белой рыбе), которая недавно стала филиалом Icelandic Group. Она прекратила продажи гольца на рынке США около 3 лет назад.
Тем не менее, в Icelandic USA считают, что данная рыба имеет большой потенциал.
Выращивание рыбы связано с рядом трудностей. Хотя её способность расти в ледяной воде является уникальной возможностью для развития исландской и канадской аквакультурной отраслей, темпы роста далеки от идеала, и рыбе может потребоваться до 30 месяцев, чтобы достигнуть половозрелости в особенно неблагоприятных условиях.
Также существуют барьеры к массовому производству. Её производство довольно дорогое, и пока не найдены способы снижения затрат. В компании Samherji считают, что эта рыба никогда не станет видом массового производства. Её выращивают на берегу. Чтобы рыба обладала характерным вкусом, используется смесь из солёной и пресной воды. Кроме этого, очень дорого качать воду из скважин.
Перспективы
Для продвижения арктического гольца на рынке необходимы большие инвестиции. При хорошей и правильно выбранной маркетинговой стратегии это может стать возможным. Фермерам необходимо повышать имидж экологически чистой рыбы на мировом рынке.
С каждым днём растёт приверженность потребителей к продуктам из устойчивых источников, и любой вид, который отвечает данным требованиям, имеет шансы на успех.
В компании Agassiz Aquafarm настроены очень оптимистично. В настоящее время она ведёт переговоры с рыбоводными компаниями по вопросу расширения своей деятельности, поэтому 2009 год может стать решающим для компании.
Информация об арктическом гольце
Рыба является холодноводным видом, обитает в пресноводных озёрах и прибрежных водах с солёной водой в самых северных регионах Северной Америки, Скандинавии, Сибири и многих других местах.
По характеристикам рыба похожа на лосося и форель.
Мясо рыбы по цвету варьируется от красного до бледно розового. Рыба продаётся в виде обрезанного филе, порций, в мороженом или свежем виде. По питательным свойствам рыба является достойным конкурентом другим видам.
Хотя лосось содержит больший процент кислоты омега-3, арктический голец содержит меньше жира и имеет более выраженный вкус, чем форель.
Рыба также содержит необходимое количество витаминов группы В, таких как тиамин, рибофлавин и ниацин, которые играют важную роль для иммунной системы и роста клеток.
Мировое производство фермерского арктического гольца составляет примерно 3 500 тонн. Вылов дикой рыбы составляет 1 500 тонн. Мировое производство остаётся равномерным более 10 лет.