Браконьеры идут на нерест
Запасы лососевых пород рыб «мелеют» с каждым годом. Кету, горбушу, симу варварски уничтожают в реках, куда она заходит на нерест.
Когда рыба приходит во внутренние водоемы, начинается горячая пора у местных жителей. Красная икра - вот главная приманка для браконьеров, которые под покровом ночи спешат расставить свои сети. И что характерно, каждый «хищник» считает, что имеет право отвести душу и «немножко» поймать. Ведь деды и отцы рыбачили…
На прошлой неделе корреспондент «В» в ходе рейда, организованного сотрудниками приморского УБЭПа, убедился, что незаконный промысел ведется едва ли не в промышленных масштабах.
Два часа хода на небольшом катере, и мы в устье речки Нарвы, которая находится всего-то в трех десятках морских миль от Владивостока. Так как к месту назначения пришли засветло, решили дождаться сумерек, чтобы наше появление для браконьеров было полной неожиданностью. Помимо нашей группы есть и еще одна, которая добралась из Владивостока до Нарвы на машине. В случае экстренного отхода нарушителей закона милиционеры должны перехватить браконьеров.
…И вот стемнело. На холостых оборотах подходим в устье. Пересаживаемся на небольшую резиновую лодочку, так как Нарва обмелела и большой катер здесь сядет на мель. Минут через пять натыкаемся на первую сеть. Установлена она аккурат напротив поста «Россельхознадзора» - службы, которая обязана обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы к месту нереста(!). В это же время от берега экстренно отъезжают две машины. Подходим к берегу. Беглый осмотр лагеря не выявил никаких нарушений. На вопрос о том, почему в такой близости с инспекторами оказалось браконьерское орудие лова, получаем ответ: «Не знаем».
В ходе беседы выясняется, что инспектора работают на речке уже неделю, за это время было собрано около десятка сетей, порядка восьми человек было задержано за незаконный промысел. К слову сказать, столько же «удочек в клеточку» подняли сотрудники УБЭПа где-то за час. Больше не смогли, потому что в маленькую резиновую лодку больше не влезло.
Старший оперуполномоченный оперативно-разыскной части (ОРЧ-3) УБЭП УВД по Приморскому краю Александр ЛИТВИНОВ так прокомментировал эту ситуацию:
- Со стороны инспекторов «Россельхознадзора» на момент рейда на Нарве был ненадлежащий контроль. Сети стояли в непосредственной близости от лагеря организации, которая должна охранять биоресурсы.
Заход в речку Барабашевку показал другую картину. Инспектора не спят, дежурят у костра. Ни одного браконьера в округе.
Еще три года назад охраной морских биоресурсов во внутренних водоемах занимался «Приморрыбвод», сейчас эти функции возложены на «Россельхознадзор».
- Основная задача нашей службы на данный момент - мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания, - рассказывает директор федерального государственного учреждения «Приморрыбвод» Елена ЯНУШ. - Информация, полученная в ходе предварительных исследований, удручает. Население не считается ни с какими нормами и варварски «вычищает» реки. Вы обратили внимание на то, сколько людей торгует незаконно пойманной рыбой и икрой на обочинах дорог и на рынках? Все это приводит к тому, что естественный нерест на крайне низком уровне. Популяция лосося в реках южного Приморья поддерживается благодаря двум рыбоводным заводам, которые работают на реках Рязановке, Барабашевке, Пойме и Нарве.
- Слышал, что сейчас функции рыбоохраны снова хотят передать «Приморрыбводу».
- Не совсем так. Функции рыбоохраны будут переданы от Министерства сельского хозяйства Государственному комитету по рыболовству. Какое конкретно подразделение будет охранять морские биоресурсы - пока неизвестно.
- Как вы считаете, какова главная проблема в охране биоресурсов?
- Управление «Приморрыбвод» еще несколько лет назад полностью осуществляло функции рыбоохраны во внутренних и внешних водоемах. Это была мощная структура, прекрасно технически оснащенная. После ряда реорганизаций некоторые функции ушли пограничникам, часть - «Россельхознадзору». Решить проблему по охране скорей всего удастся, объединив функции рыбоохраны в рамках Госкомрыболовства.