Вот какие выводы в докладе на эту тему сделала Ассоциация добытчиков минтая:
В процессе создания биржевого механизма торговли рыбой и морепродуктами в форме рыбной биржи в России возникают существенные проблемы:
1. Долгосрочные контрактные обязательства, сковывающие действия рыбодобывающих предприятий. Рыбодобывающие компании связаны контрактными обязательствами с отечественными и зарубежными покупателями.
Их нельзя срывать, выставляя товар на биржевую площадку, где не договорные, а рыночные цены. В связи с этим невозможно для всех осуществить мгновенный переход страны на биржевую торговлю.
2. Появление дополнительных затрат, которые увеличивают себестоимость продукции. Рыбные биржи будут брать от сделки 0,1 % (без учета НДС), эти деньги пойдут на содержание самой биржи. Данный тариф невысок, для сравнения на секции товарного рынка МФБ действует более высокий тариф – 0,5% (с учетом НДС). Товарная биржа «Юмекс» взимает по сделкам до 0,25% (без учета НДС).
Несмотря на то, что на первый взгляд комиссионные отчисления сравнительно невысоки, по крупным контрактам сумма оказывается значительной. Более того, не предполагается, что рыбные биржи будут государственными, а будут созданы на коммерческой основе.
3. Сложность организации введения предварительного допоставочного контроля качества. Во-первых, это возникновение значительных расходов в виде дополнительных временных и трудовых затрат, равно как и наличие специального штата инспекторов биржи, и, во-вторых, возникает вопрос об их финансировании.
4. Сложность в организации системы листинга и привлечения на биржу мелких частных организаций. Данная проблема заключается в том, что эти предприниматели не способны совершать крупные сделки, то есть на биржу в основном допускаются юридические лица с высокой платежеспособностью и с возможностью постоянно участвовать в биржевых торгах.
5. Проблема соблюдения принципа высшей добросовестности. Она заключается в том, что покупателю представляется невозможным проверить качество всего товара, поэтому поставщики должны быть честными в выполнении заказа.
6. Биржа способна подорвать монопольное положение лишь перекупщиков товара, державших высокие цены на рыбу, но монополизация в сфере розничной торговли всё равно останется. Появление бирж лишь сместит центр максимальной прибыли от посредников к торговле.
Создание биржи выгодно крупным оптовикам. Они будут закупать большие партии, и хранить на своих складах, а потом продавать по более высокой цене.
Вместо понижения цен для потребителей и роста настоящей конкуренции может получиться всего лишь имитация последней. Хотя рыбная биржа может стать действительно эффективным инструментом для рыбной отрасли, но она не дает гарантий того, что цены на морепродукцию снизятся. В Российской Федерации высокомонополизированная экономика, поэтому такой инструмент, как биржа, не помогает снизить цены, поскольку существует взаимодействие между
поставщиками биоресурсов, при котором они действуют исходя из интересов друг друга.
Организация контроля качества требует большие усилия в ее работе, а также немалые затраты на ее осуществление, так как необходимо привлекать дополнительный орган – инспекцию, которая будет следить за надлежащим качеством биржевого товара. Следовательно, увеличится себестоимость, включаемая в рыночную стоимость продукции. Инспекция, работающая в рамках биржи, должна проводить проверки рыбопродукции по запросу клиентов, если у последнего возникает желание проверить приобретенный товар.
Дальний Восток России практически с самого момента его освоения являлся и по сей день является регионом-лидером в рыбной отрасли России.
Множественные долгосрочные контракты с зарубежными покупателями дают нашим рыболовам большую свободу и уверенность в выполнении своих обязательств, как перед контрагентами, так и перед собственной страной.
Долгосрочные поставочные контракты дают доступ к кредитным линиям, сниженным ставкам ценам на ремонт судов и их промвооружения даже в зарубежных странах, таких, как Республика Корея.
Если представить что в один момент вся экспортная деятельность с водными биоресурсами будет переведена на биржевые рельсы, то рыбодобывающая отрасль, с ее традициями и бизнес-этикой не успеет перестроиться без потерь. А это значит, что российскую рыбопромышленность ждет несколько долгих кризисных лет, во время которых она будет адаптироваться к новым условиям, а федеральная власть будет совершенствовать законодательную базу, устраняя те несовершенства,
которые будут выявляться в ходе апробирования новой системы и тем самым создавать все новые и новые внешние условия для предприятий рыбодобывающей отрасли, а значит, и их зарубежных партнеров.