Дальневосточная рыба плывет в ВТО
Успехи рыбоперерабатывающей отрасли России после вступления в ВТО, как считают эксперты, будут нивелированы. Сегодня российский вылов колеблется в пределах 4,5 млн тонн. Из них в переработку поступает около 1,5 млн тонн. Если смотреть потребительский рынок, то он состоит из двух частей: примерно 60% продукции - отечественного происхождения и чуть больше 40% – импорт. С 1993 года по 2005 год импорт рыбопродукции на российский рынок вырос в двадцать раз: с 50 тыс. тонн до 1 085 тыс. тонн. Импортные поставки на российский рынок рыбопродукции изначально не подпадали под количественные ограничения и сходные административные процедуры регулирования импорта мясопродукции. Быстрое увеличение импортных поставок сопровождалось растущим шлейфом теневых расчетов и занижением таможенной стоимости. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на zrpress.ru.
В итоге на российских прилавках прочно обосновались импортные аналоги российских даров моря. Часто - это некачественная рыбопродукция, которая ввозится в Россию с территории третьих стран с использованием офшорных компаний и занижением таможенной стоимости. Значительный объем такого импорта поступает из стран Азии, например, из Вьетнама. Правда, вьетнамская рыба может превратиться в прибалтийскую, там, на местных заводах товар переупаковывается, при этом нередко меняя страну происхождения.
Чтобы хоть как-то оградить внутренний рынок от сомнительных морских деликатесов, до конца 2011 года в нашей стране действовала система регистрации контрактов. Компании-импортеры были обязаны заключать контракты с иностранными поставщиками, информация о которых через национальную ветеринарную службу страны экспорта поступала в Россельхознадзор. Однако этот фильтр, отсекавший фиктивные контракты, был снят. В итоге российский рыбный рынок опять атакован импортной рыбопродукцией.
Выдержат ли российские переработчики такую конкуренцию? По мнению председателя «Рыбного союза» Юрия Алашева, российские переработчики значительно уступают производителям других стран в финансовом и технологическом потенциале. Слабость российского перерабатывающего комплекса особенно видна в самом рыбном регионе страны – на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что 80% всей российской рыбы добывается на Дальнем Востоке, нет ни одного крупного предприятия, которое могло бы закрыть потребности россиян в определенном сегменте. Более того, производственная деятельность заводов и рыбокомбинатов остановлена либо они работают не на полную мощность. В качестве примера можно привести такие предприятия, как береговой завод ПБТФ, завод БАМР, рыбокомбинат ТУРНИФ и еще ряд компаний.
Слабость в этом секторе отмечает и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его словам, только небольшая часть российской рыбопереработки применяет в полном объеме системы производственного контроля ХАССП или стандарты лучшей производственной практики (GMP). Например, предприятия – члены Ассоциации добытчиков минтая работают по мировым ветеринарным стандартам, потому что две трети продукции экспортируют за рубеж. Аналогичные системы выстроены и на производственных объектах Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.
«Но мы охватываем примерно 40% всероссийского производства рыбопродукции. Большинство же отечественных производителей пока не имеет соответствующих систем производственного контроля и систем анализа рисков. Это позволит крупнейшим импортерам рыбопродукции в Россию потребовать отмены санитарно-ветеринарных требований, которые их не устраивают (например, по процентному содержанию глазури). Если российское законодательство не позволяет замораживать рыбопродукцию по их усмотрению – значит, нужно «заморозить» само российское законодательство, - уверен Герман Зверев. - Причем уже готова и удобная формулировка: в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 «Об утверждении технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» «вживление» в российскую пищевку систем производственного контроля ХАССП растянется до 15 февраля 2015 года. Таким образом, импортеры получат шанс на три года прогнуть планку ветеринарного контроля под себя. Последствия понятны: гиганты рыбопереработки (или созданные ими в России дочерние и аффилированные компании) легко обыграют на этом поле финансово маломощных российских рыбопереработчиков».
Печально, но и ситуацию на потребительском рынке вряд ли получится переломить в сторону российской продукции. Статистика показывает, что россияне за последние 5 лет уже влюбились в импортную продукцию. В 2011 году наша страна стала крупнейшим импортером норвежской рыбы, потребляя около 300 тысяч тонн.
По словам аналитиков, единственный выход хоть как-то помочь российской переработке - это введение заградительных пошлин. Хороший пример этому - введение квот на мясопродукцию. Исторический принцип, по которому импортеры красного и белого мяса ввозили в страну продукцию, привел к возникновению системы квот. Объем квотирования каждый год определяло Правительство России, исходя из реальной ситуации в птицеводстве и животноводстве. Сегодня даже скептики отмечают, что эта система привела к тому, что птицеводство в России стало конкурентной отраслью, а наш потребитель делет выбор в пользу отечественных брендов.
Рыбная переработка о такой защите только мечтает. Безусловно, когда есть необходимость, российские санитарные власти могут поставить временный барьер любой рыбной продукции. Например, в данный момент для семи рыбоперерабатывающих предприятий Норвегии действуют ограничения. Но необходимость бывает очень редко, и она уж точно не связана с ситуацией на рынках сбыта.
Еще одна беда российской переработки в том, что нет крупных вертикально интегрированных рыбных холдингов, в которых есть большой объем добычи, переработка, продвижение и сбыт. Стратегия развития компаний не предполагает развития в этом направлении, следовательно, успехи добывающих компаний и увеличение российского вылова только усиливают экспортную составляющую. А ведь российские сельдь, минтай, горбуша, нерка, терпуг и другие виды биоресурсов могли бы закрыть сырьевую потребность российских переработчиков, что в свою очередь привело бы к диверсификации рынков сбыта.
Еще одна из потенциальных опасностей для отрасли — снижение импортных пошлин на некоторые виды рыбопродукции. Например, по лососевой группе снижение пошлины составит с 10 до 3% в течение пяти лет. Это может привести к вытеснению рыбной продукции российского происхождения с внутреннего рынка. Наибольший удар этого решения придется на российскую аквакультуру, которая сейчас начала понемногу развиваться в разных регионах страны. В новых условиях этот бизнес может не выжить.
Однако в данный момент корректировка нормативной базы уже невозможна. Поэтому эксперты считают, что негативный эффект от вступления в ВТО, можно снизить за счет государственных мер поддержки рыбной отрасли, разрешенных в условиях ВТО. Это реализация комплекса мер, так называемая «зеленая корзина», в которую входят субсидии на развитие инфраструктуры.
А пока перспективы российской переработки весьма туманны. Скорее всего, в регионах небольшие компании сохранят свои рынки сбыта, так как это, как правило, небольшие цеха, работающие на локальных рынках в пределах нескольких городов. А вот крупные рыбокомбинаты и предприятия в битве за прилавок и российского потребителя обречены на поражение.