Дни норвежского лосося в Тронхейме подтвердили интерес производителей к российскому рынку
Стержнем традиционной конференции «Дни норвежского лосося», завершившей свою работу в Тронхейме, в этом году стала «русская тема». Хотя норвежским производителям не привыкать к торговым трениям с ЕС, ситуация с поставками в нашу страну вызвала больше всего вопросов участников. Россия, традиционно являвшаяся одним из главных рынков сбыта норвежских производителей форели и лосося, в 2006 ограничила импорт свежей и замороженной рыбы из Норвегии существенно ужесточив процедуру оформления ветеринарных документов. Большую часть прошлого года только две норвежские фабрики были аккредитованы российскими властями для работы с РФ, и лишь в конце третьего квартала этот список был расширен до 12 заводов.
Существенно сократилось и количество российских импортеров, получивших соответствующие разрешения. Итогом стал дефицит лосося на российском рынке и неопределенность относительно дальнейших планов сотрудничества для норвежской стороны.
Об усилиях предпринимаемых норвежскими властями для облегчения доступа к традиционному рынку сбыта участникам конференции рассказал посол Норвегии в Москве г-н Ойвинд Нордслеттен. Он отметил, что «рыбная» тема в течение всего 2006 года была в фокусе внимания представительства Норвегии в РФ, и диалог по этому вопросу велся на самых разных этажах власти.
Самим норвежским производителя пока трудно дать взвешенную оценку происходящему в РФ процессу формирования рынка, прежде всего из-за противоречивости поступающих сигналов. В интервью норвежским СМИ они с одной стороны приветствовали усилия своих властей, с другой посетовали на свою озабоченность непрозрачностью складывающихся перспектив и возможностью монополизации импорта рыбы в Россию.
О возможности реализации такой схемы «закрытого клуба» на конференции заявил норвежский импортер Борге Прютс Ларсен. Его выступление, анонсировавшее курс на ограничение числа российских импортеров и создание жесткой связки между ними и одобренными российскими властями производителями активно обсуждалось в кулуарах.
Своим видением путей создания доверия и снижения напряжения поделились российские импортеры объединившихся в отраслевую ассоциацию «Рыбный союз». От их лица Михаил Озеров - генеральный директор одного из крупных российских импортеров компании «Хладопродукт» призвал норвежских коммерсантов к расширению горизонтальных связей на уровне отраслевых ассоциаций для того, чтобы не допустить развития ситуации с поставками лососевых по негативному сценарию. По его мнению, только постоянный обмен информацией и улучшение качества коммуникации между участниками рынка и регулирующими органами может послужить долгосрочному развитию рынка и не дать закрепиться негативным тенденциям последнего времени.
«Рыбный союз» объединивший предприятия, контролировавшие более чем 50% долей импорта лосося в Россию в 2005 и 2006 годах, не единственная организация, объединившая российских импортеров. Но его позиция, основанная на открытости рынков и создании равных возможностей для всех, встретила большее понимание и одобрение, чем концепция закрытого клуба ограниченного числа компаний, вырабатывающих правила игры для всех импортеров.
Материал предоставлен Михаилом Озеровым - генеральным директором компании "Хладопродукт", которая известна как крупный российский импортер.
Господин Озеров выступил на конференции от имени отраслевой ассоциации "Рыбный союз", объединяющей значительную часть российских импортеров.