Доходы от аукционов по квотам пойдут на строительство судов

16 октября 2019 08:46

Государство распродало большинство квот на вылов краба с начальной ценой более 125 млрд руб. Причем часть средств фактически вернется участникам рынка: Владимир Путин одобрил идею направить 10 млрд руб. на субсидирование строительства краболовов на Дальнем Востоке. Эксперты и участники отрасли поддерживают новый механизм, но отмечают, что важно понимать его условия. Между тем источники “Ъ” утверждают, что суда и так можно окупить «за пару лет».

Всего на аукцион выставлялись квоты на вылов около 46 тыс. тонн ресурса в год — менее 50% от всей добычи.

Финансовые итоги не раскрываются, Росрыболовство рассчитывало выручить от продажи всех лотов 135–140 млрд руб. Вице-премьеры Юрий Трутнев и Алексей Гордеев в сентябре в письме президенту Владимиру Путину отмечали, что в результате проведения аукционов ожидается пополнение бюджета по пессимистичному прогнозу на 100 млрд руб., а в оптимистичном на 160 млрд руб.

Крабостроители

Часть вырученных средств уже распределена, причем фактически в пользу самих участников рынка: президент Владимир Путин согласился выдать бюджетные субсидии для строительства краболовов на верфях Дальнего Востока. Предполагается, что заказчики судов смогут получить из бюджета компенсацию до 20% их стоимости. Соответствующая виза от 1 октября стоит на письме президенту от вице-премьеров Юрия Трутнева и Алексея Гордеева (копия есть у “Ъ”). О новом механизме господдержки дальневосточных верфей Юрий Трутнев объявил в начале месяца, после совещания в Хабаровске по вопросу развития судостроения в регионе.

Речь идет о строительстве краболовов, которые будут заказаны как раз по итогам состоявшихся аукционов. На каждый лот должен быть построен краболов. Готовность выполнить заказ в регионе выражали «Восточная верфь», Находкинский судоремонтный завод, Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, центр судоремонта «Дальзавод», Ливадийский ремонтно-судостроительный завод (вместе с заводом «Пелла»), а также Судостроительный завод им. Октябрьской революции.

РРПК планировала заказать восемь краболовов на Амурском и четыре — на Хабаровском заводах, изучала возможность строительства десяти судов на Онежском ССЗ ФГУП «Росморпорт». Также речь шла о заказе на пять судов на Окской судоверфи Владимира Лисина. СЗРК планировал поделить заказ на десять судов между Выборгским судостроительным заводом и «Красным Сормово».

В письме вице-премьеров говорится, что из расчета строительства 31 краболова объем господдержки может составить до 10 млрд руб.

На документе стоит положительная виза президента. Представители Алексея Гордеева и Юрия Трутнева подтвердили, что поручение выполнить указание уже направлено в профильные ведомства.

В начале октября уже состоялось совещание Юрия Трутнева с представителями верфей, на котором обсуждалось, как обеспечить «приемлемые условия» строительства краболовов на Дальнем Востоке.

В частности, поднимался вопрос о том, что издержки дальневосточных верфей, в том числе затраты на логистику, электроэнергию и персонал, выше, чем в европейской части РФ. При этом сейчас победители крабовых аукционов на дальневосточные участки не обязаны строить краболовы в регионе. Учитывая более конкурентные предложения верфей европейской части РФ и наличие у них опыта, дальневосточные предприятия могли получить минимум заказов. Господин Трутнев отмечал, что необходимо найти меру поддержки, чтобы заказчикам было выгодно работать с дальневосточными верфями. В Минвостокразвития тогда поясняли, что субсидии должны нивелировать существующую разницу в 20% в итоговой стоимости строительства судов сравнительно с верфями Северо-Запада РФ.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что для реализации запланированных проектов по строительству 31 краболова в рамках инвестквот верфям Дальнего Востока необходима модернизация: покупка современного оборудования, увеличение штата, в том числе высококвалифицированных кадров. По оценкам ВАРПЭ, это потребует дополнительного финансирования со стороны государства в размере 20 млрд руб.

Но источники в отрасли обращают внимание на отсутствие ясности с распределением субсидий. Например, привязка субсидии к доле в стоимости судна может фактически стимулировать верфи завышать цены. Кроме того, неясно, от какой именно цены будут рассчитываться субсидии — как правило, окончательная цена определяется только по итогам сдачи судна и, как показывает пример строящихся рыбопромысловых судов, может существенно отличаться от заявленной при закладке.

Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников оценивали среднюю стоимость выставленных на аукцион крабов от $7–8 тыс. до $18–20 тыс. за тонну. Таким образом, продажа 10 тыс. тонн ресурса может ежегодно приносить $70–200 млн в текущих ценах, а возможный доход за 15 лет освоения такой квоты может быть на уровне $1–3 млрд. Как отмечает один из участников рынка, при высоких ценах и сравнительно низкой себестоимости добычи окупить затраты на строительство одного судна для вылова краба можно за пару лет.

Источник: Коммерсант
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>