Эксперты обсудят экологические аспекты судоходства в акватории Севморпути

19 сентября 2017 09:34

19 сентября в Санкт-Петербурге в рамках 14-ой Международной выставки и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА-2017» состоится пятое заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике.

Одним из вопросов обсуждения станет экология судоходства в акватории СМП. Основные экологические тренды современного судоходства в северных акваториях и их развитие проанализировала руководитель проекта «Морские порты Информ-24» Анна Горнова.

Масштабные планы по развитию СМП и освоению Арктики неизбежно ведут к увеличению объёмов промышленного строительства в арктических зонах, в портах, увеличению интенсивности судоходства. В этих условиях на первый план выходит вопрос экологии.

Одним из основных элементов экологической безопасности является эффективная организация лоцманского обслуживания на трассе и в портах Севморпути. Лоцманская проводка судов осуществляется с целью обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды. Результатом работы лоцманских служб является отсутствие аварий и оперативность в рамках обеспечения технологического процесса отгрузки тоннажа в портах.

В суровых арктических акваториях работают ледовые лоцманы. Практика показывает, что суда, следующие на трассу СМП нуждаются в квалифицированной помощи опытного ледового советника вне зависимости от того следует судно в караване за ледоколом или находится на участках с разрешённым самостоятельным плаванием. Компании – судовладельцы, строя суда с высокими ледовыми усилениями рассчитывают на их эффективную эксплуатацию, но в неумелых руках дорогостоящая техника превращается в источник повышенной опасности для Арктического региона. Подготовка кадров в данном случае имеет определяющее значение. Наличие лоцманов, надлежащей квалификации и соответствующего уровня подготовки на судах различного тоннажа минимизирует риск ледовых повреждений и аварий. Международная конкуренция высоких экологических стандартов и построенный в соответствии с ними дорогостоящий флот в будущем приведут к сертификации лоцманских организаций в соответствии с разработанными национальными стандартами.

России предстоит сформировать единый подход к обеспечению СМП своими линейными ледовыми лоцманами в части совершенствования системы их подготовки, аттестации, дипломирования и сертификации, а также установить районы обязательной и необязательной лоцманской проводки в арктических морях и портах РФ. На данном направлении есть потенциал развития.

Формирование на СМП самоокупаемой арктической транспортной системы, обеспечивающей непрерывный безопасный процесс транзита и обработки тоннажа, приносящей доход государству – задача предстоящих лет. Проход судов по СМП и их работу в исключительной экономической зоне России необходимо взять под жёсткий контроль. Преференции могут быть рассмотрены в отношении прибрежных стран Северного Ледовитого океана, которые будут обеспечивать экологический мониторинг климатических изменений, важный для всего человечества.

Условия арктического плавания и объёмы запланированных танкерных перевозок по СМП обязывают акцентировать внимание на конструкционных и технических особенностях эксплуатируемых специализированных нефтеналивных судов, которые позволят предотвратить либо минимизировать потенциальные разливы нефти и нефтепродуктов при возникновении аварийных ситуаций. При этом отдельной задачей является создание эффективной системы аварийно-спасательного обеспечения. Из-за удалённости районов, экстремальных температурных режимов и льдов спасательные операции и очистка акваторий сложны и высокозатратны. С продолжением потепления в Арктике потребуется защита возведённых в море сооружений от дрейфующего льда.

Ещё одним экологическим трендом является сокращение выбросов с судов. 8 сентября 2017 г. вступила в силу Международная конвенция по балластным водам. С 1 января 2015 г. на Балтийском, Северном морях, в районах побережья Канады и США, в том числе северного побережья Мексиканского залива вступили в силу ограничения по содержанию серы в судовом топливе – не более 0,1% по массе в любом жидком топливе. В перспективе эту планку предполагается снизить до 0,5%. Введены в действие ограничения по оксидам азота для всех судов, заложенных после 1 января 2016 г., работающих в зонах контроля выбросов оксидов азота – в территориальном море в районе Карибского бассейна США и у побережья Канады. C 2021 г. районами ограничения по выбросам оксидов азота объявлены Балтика и Северное море. В дальнейшем перечень зон контроля по выбросам будет расширяться.

Источник: Информ-24
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>