Эксперты проанализировали стратегию развития рыбохозяйственного комплекса РФ и выявили ряд препятствий для развития отрасли

28 апреля 10:32

Аналитики ФАНУ «Востокгосплан» рассмотрели положения стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года, отметив аспекты, необходимые для развития отрасли на Дальнем Востоке.

В рамках стратегии в ДФО выделяются пять основных проблем: высокая доля судов рыбопромыслового флота – крупнотоннажных траулеров-процессоров с большим сроком эксплуатации, при низком уровне их замещения новыми; неразвитость системы переработки водных биологических ресурсов; острый дефицит современных портовых мощностей с необходимым температурным режимом для хранения грузов; высокие транспортные тарифы и расходы; отсутствие конкурентных иностранным по срокам и стоимости центров по комплексному обслуживанию и ремонту судов рыбопромыслового флота в морских портах Дальнего Востока. Безусловно, стратегия направлена на развитие рыбохозяйственной отрасли в регионе, однако, как отмечают эксперты, «в настоящее время сохраняются ограничения, препятствующие развитию отрасли, которые имеют системный характер». Снятие этих ограничений невозможно без активного государственного участия.

Так в Стратегии до 2030 года предполагается обновление устаревшего рыбопромыслового флота в стране за счет масштабного обновления производственных фондов в сегменте добычи (вылова) и переработки тресковых видов рыб за счет введения инвестиционных квот на добычу (вылов) соответствующих видов водных биологических ресурсов в объеме, достаточном для достижения минимально приемлемого уровня доходности инвестиций в строительство рыбопромыслового флота и береговых предприятий. Кроме того, планируется дополнительная государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, субсидий из федерального бюджета на приобретение и строительство новых гражданских судов, взамен сданных на утилизацию, а также налоговых льгот в случае регистрации судов рыбопромыслового флота в Российском международном реестре судов.

«Решение проблемы отсутствия конкурентных иностранным по срокам и стоимости центров по комплексному обслуживанию и ремонту судов рыбопромыслового флота в морских портах Дальнего Востока в контексте развития рыбохозяйственного комплекса в Стратегии до 2030 года не предоставляется. Отчасти это связано с отсутствием узкой специализации предприятий по ремонту судов рыбохозяйственного комплекса», — отмечают аналитики.

Кроме того, поясняют эксперты, в перечне задач Стратегии до 2030 года обозначено укрепление лидерства на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биоресурсов для достижения не менее 10% доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте продукции из лососевых видов рыб. Дальний Восток является основным поставщиком водных биологических ресурсов на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому в долгосрочной перспективе его ориентированность на внешние рынки сохранится.

В соответствии со Стратегией до 2030 года наряду с мерами, предусмотренными для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, основой ускоренного развития рыбохозяйственного комплекса ДФО станет повышение экономической эффективности освоения основных промысловых видов водных биологических ресурсов, а также опережающее развитие сектора товарной аквакультуры.

«При этом механизм повышения эффективности освоения основных промысловых видов водных биологических ресурсов в Стратегии до 2030 года указан (инвестиционные квоты), а в отношении опережающего развития сектора товарной аквакультуры – не обозначен», — замечают эксперты.

По их данным, стратегические ориентиры развития рыбохозяйственного комплекса в ДФО на федеральном уровне, связаны с обновлением флота для увеличения объема добычи водных биологических ресурсов; развитием производства аквакультур; повышением переработки продукции; развитием портовой инфраструктуры, а также сохранением экспортной специализации макрорегиона.

Однако остается нерешенной проблема высоких транспортных тарифов для перевозки грузов из ДФО в центральные регионы России, что является основным фактором, сдерживающим расширение рынков сбыта внутри страны. «Проблема отсутствия конкурентных иностранным по срокам и стоимости центров по комплексному обслуживанию и ремонту судов рыбопромыслового флота в морских портах Дальнего Востока также остается актуальной», — заключают эксперты, призывая обратить на эти аспекты пристальное внимание.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>