Экспофиш-2011: особый взгляд посетителя на «выставку достижений рыбного хозяйства»
Почитав и то, и другое и походив по самой выставке, хочется пофилософствовать.
Всякое мероприятие имеет цель. Реальная цель может не соответствовать декларируемой, люди, занимающиеся проектом, могут не понимать реальных целей, но какая-то цель есть всегда. Посетив десятки выставок (не только рыбных), можно грубо классифицировать их по целям и решаемым задачам так:
- 1. Выставки достижений. Они существуют не только в России. Целевая аудитория - обычно высокое руководство, которому надо показать, что «мы работаем» и доложить о реальных или мнимых подвигах, иногда - электорат, которому местные власти демонстрируют, что недаром хлеб едят.
- 2. Во втором случае выставка часто является одновременно и розничной торговой площадкой, где население может недорого купить качественные продукты или товары народного потребления, и сохранить в душе хорошее отношение к властям, организовавшим выставку
- 3. Выставки, как оптовые ярмарки. Производители и продавцы строят стенды, покупатели к ним заходят, люди находят друг друга, заключают контракты, которые иногда оказываются долгосрочными
- 4. Выставки, как повод для встреч. Кто-то выставляется, кто-то приезжает просто пообщаться. Все сразу в одном месте - это удобно. За 3 дня один человек может легко провести 15 встреч, а если работать вдвоем или втроем, и того больше. Если спланировать заранее, получается гораздо эффективнее во всех отношениях, чем объехать для этого полстраны.
- 5. К пункту 5 плотно примыкает Выставка, как часть конференции или промо-акции. В этом случае вообще не важно, что там на выставке выставлено - она является частью интерьера большого мероприятия. Лишь бы не отпугивала ужасным видом.
- 6. Выставка для участников выставки. Люди, живущие где-то далеко, имеют возможность лишний раз посетить один из центров цивилизации. В конце концов, если не встретиться с друзьями, то пробежаться по магазинам.
Видимо, те люди, которые назвали выставку провалом, имели понимание целей этой выставки, серьезно отличающееся от такового у тех, кто в выставке участвовал. Такой конфликт, конечно, дело серьезное, но этим людям стоит подумать, правильно ли они делают, зайдя за продуктами в аптеку или за лекарствами в супермаркет.
Лично мне кажется, что никакого провала не было. Выставка вполне успешно решила поставленные перед ней задачи. Руководство отрасли убедилось в том, что люди работают. Увидели, кто их начинания поддерживает (судя по представительству неФГУПов - это Приморье, Камчатка и Мурманск), а кто не очень. Кто хотел пообщаться, пообщались. Некоторые мероприятия деловой программы были не просто интересны, а ОЧЕНЬ интересны. Естественно, не для всех.
Является ли проблемой для рыбаков то, что в стране нет рыбной выставки, как оптовой ярмарки? На мой взгляд - нет. Потому что, во-первых, есть Продэкспо и есть WorldFood, которые эту роль успешно выполняют. «Рыбный отдел» там больше, чем на чисто рыбных российских выставках. Во-вторых, присутствие компании на выставке есть косвенный признак того, что она ведет свои дела довольно прозрачно. У нас же, к сожалению, большинство по-прежнему живет по принципу «торговля рыбой - дело исконно воровское...». Этим людям просто нечего показать открыто. Опять же, на выставке не имеет большого смысла показывать крупно-оптовую продукцию. Мороженые блоки минтая БГ и даже филе палтуса выглядят неинтересно. Нужна продукция глубокой переработки, а ее крупных производителей мало. Не готовы к нормальной работе на выставках и покупатели. Крупнейшим из них выставка не очень-то и нужна, а мелким надо бы подучиться. Потому что когда на стенд БАМР - производителя примерно половины кальмара в России приходят люди, рассказывающие о том, что они «держат» почти весь московский (или региональный) рынок кальмара и строго спрашивающие: «вот у вас тут нарисован кальмар, вы что - его продаете? А откуда импортируете?» (ситуация со слов сотрудников БАМР на стенде) - общение с ними дает слабые результаты.
Видимо, когда у производителей, продавцов и покупателей появится желание расширять круг общения, третья общероссийская выставка станет уместной. До тех пор ее судьба быть собранием профессионалов и местом для обсуждений.





















