Электронные заявки на ветсертификат: стало ли легче
Называя электронную сертификацию уловов «фикцией», рыбаки опасаются, что в случае конфликтных ситуаций не смогут защитить себя, ведь электронный документооборот в том виде, в котором он существует, ничтожен с точки зрения процессуального кодекса. Об этом сообщает Fishnews.
По итогам 2014 года число электронных заявок на ветеринарное оформление уловов водных биоресурсов увеличилось практически в 3 раза, однако в процентном отношении количество таких обращений не превысило десятой доли от общего объема.
Напомним, возможность подавать заявки на оформление уловов в электронном виде появилась еще в середине 2012 года. Тогда предполагалось, что это позволит значительно ускорить оформление партий поднадзорных товаров. Однако в 2013 году общий объем заявок на оформление в ветеринарном отношении продукции водного промысла составил порядка 5,9 тыс. штук, из них подано в электронном виде – 147, или 2,5% от общего количества. А в прошлом году из 6,4 тыс. заявок на получение ветеринарных сертификатов формы 5i лишь 403 обращения, или 6,3%, были электронными, говорится в официальном релизе ведомства.
Как отмечает управление, оно неоднократно подчеркивало, что для получения ветеринарного сертификата достаточно отправить электронную заявку, доносить документы на бумажном носителе не требуется. Также на сайте Россельхознадзора, в подразделе «Справочная система» раздела «Государственная информационная система в сфере ветеринарии «Ветис» размещена подробная инструкция о том, как работать в подсистеме хозяйствующего субъекта автоматизированной информационной системы «Меркурий» при оформлении электронных заявок на получение ветеринарных сопроводительных документов.
Свое нежелание воспользоваться электронной системой рыбопромышленники объясняют ее «фиктивностью».
– Электронная сертификация в данном случае – это дублирование бумажного документооборота. А заявленный документооборот – суррогатный, – считает генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов. – То есть в данном случае каналы связи используются для передачи факсимильных либо сканированных копий существующих реальных документов.
По словам представителя бизнеса, когда рыбак сам принес документ в ведомство, он уверен, что информация дошла до адресата: есть входящий номер и очевидна первоначальная реакция специалиста (необходимо ли вносить корректировки в текущую документацию и т.д.).
– Мы боимся попасть в ситуацию, когда, отправляя документы по электронным каналам связи, не получаем никакой обратной реакции. Мы имеем лишь какую-то отметку на ничего не значащем для административно-процессуального кодекса портале, который потом, в случае каких-либо арбитражных административных разбирательств, к делу приложить будет невозможно, – сказал собеседник.
– Не надо путать электронный документооборот в классическом виде, когда большая часть контрольных фиксаций происходит в электронном виде по определенному четко разработанному алгоритму, с тем, что внедрено в Россельхознадзоре, - соглашается председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. Да и многие рыбацкие предприятия, особенно небольшие, не имеют необходимой для этого инфраструктуры и специалистов. «По сути, сейчас в РСХН внедрены просто каналы по передаче информации. Для многих несложно и гораздо понятней отнести с и без того весомым пакетом документов еще эти бумаги», - отметил руководитель АСРКС.
Аналогичного мнения придерживается и директор Южно-Курильского рыбокомбината (остров Кунашир) Константин Коробков.
– На сегодняшний день у РСХН есть две программы – «Аргус» и «Меркурий». Первая – система, в которой отражаются все перемещения продукции через берег. Мы ей пытаемся пользоваться, но там невозможно получить обратную связь, - рассказал он.
Если по каким-то причинам в рассмотрении заявки отказано, найти отказ в системе невозможно. Приходится искать результат во второй системе, как это ни странно. При этом, отметил собеседник Fishnews, иногда ответ поступает молниеносно, а иногда его приходится ждать сутки. И через сутки может прийти технический отказ, то есть из-за опечатки, описки и иной малозначительной ошибки. «Были такие случаи, когда отказ (что запрос в системе «Аргус» отклонен) нам и вовсе приходил по почте через несколько дней! Если речь идет не о мороженой, а о парной продукции, работа становится невозможной в принципе», – добавил Константин Коробков.
Он также отметил, что в электронной системе рыбаки не получают ни входящего, ни исходящего номера. «Это абсолютно ничтожный «документ» с точки зрения процессуальных норм. Здесь полный правовой вакуум. Поэтому мы предпочитаем бумагу, на которой как минимум стоит штамп (отметка) о получении на рассмотрение», – сказал представитель бизнеса.
Вообще информация о внедрении электронной системы - фикция, заявляют рыбопромышленники. «Дело в том, что не компьютер обрабатывает все эти заявки и проводит проверку документов, а инспектор. В данном случае это просто электронная почта, а не рабочая система», - заключил руководитель Южно-Курильского рыбокомбината.
Исходя из информации "– Электронная сертификация в данном случае – это дублирование бумажного документооборота. А заявленный документооборот – суррогатный, – считает генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов. – То есть в данном случае каналы связи используются для передачи факсимильных либо сканированных копий существующих реальных документов.
По словам представителя бизнеса, когда рыбак сам принес документ в ведомство, он уверен, что информация дошла до адресата: есть входящий номер и очевидна первоначальная реакция специалиста (необходимо ли вносить корректировки в текущую документацию и т.д.)."
следует, что в России не урегулированы нормативные вопросы:
1) Исключения предоставления ранее представленных документов и сведений .в случае их наличия в информационных системах государственных органов. Но даже при наличии таковой, без интеграции информационных систем контролирующих органов , а также без других мер это не реализуемо
2) При сдаче документов в электронном виде проверка проводится автоматически с использованием механизмов СУР. Решения о даче разрешения или в его отказе принимает информационная система. И это решение в онлайн режиме заявитель видит. Оменить его может только начальник гос. органа через свой персональный комп и персональный ЭЦП.
3) Исключения права чиновника приглашать / вызывать заявителя к себе в случае наличия ошибок или нехватки сведений. при их наличии запрос направляется в электронной форме. Для исключения ошибок для заявителей реализована процедура форматно логического контроля при заполнении заявления. Заявления не может быть выгруженно в систему гс органов ,если ФЛК не пройдено.
Ну еще много других всяких решений, не применение которых и приводит к тому, что разницы между бумажным и электронным заявлением нет.
Да и некоторые чиновники у вас как короли, заставляют бизнес танцевать ламбаду под свою дудтку. Бизнес для них дойная корова. Вот они и работают и думают с позиции доярки, а не слуги
С Уважением, Хаким Абдувалиевич Сабиров Заместитель секретаря Комитета обрабатывающей промышленности Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстана
Хаким Абдувалиевич во многом прав. Дело не в переходе на электронную сертификацию, использовании старой системы бумагооборота, или параллельного использования обеих систем.
Для меня, как для человека далекого о торговли, всегда оставалось загадкой участие Россельхознадзора в этом процессе. Насколько я своим скудным умишком понимаю, функции РСХН состоят в том, чтобы дать заключение о безопасности сельскохозяйственного сырья. На этом его функции должны заканчиваться. Тем не менее, ведомство пытается контролировать все и транспортировку, и хранение и даже производство.
Это аргументируется необходимостью прослеживания продукции от добычи до потребителя. Нам объясняют, что это даже это чуть ли не основной элемент борьбы с ННН-промыслом (несообщаемый, нерегулируемый, незаконный). Как будто бы не существует судовых суточных донесений, спутникового мониторинга и других инструментов контроля. Формулировка в Приказе Минсельхоза об утверждении регламента РСХН (Раздел II, Ст 1.2.) ("http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/215.html" позволяет трактовать полномочия ведомства достаточно широко. «1.2. Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.» Впрочем, положение о Роспортебнадзоре также далеко от определенности: «5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка…».Ни одно из ведомств не уполномочено контролировать производство, транспортировку, хранение. Расплывчатые формулировки нормативных документов позволяют претендовать на это и тем и другим.
Здравый смысл здесь отсутствует. Кто больше зарезервирует за собой полномочий явочным порядком, тот получит большее финансирование и административных возможностей. Роспотребнадзор, например, контролирует «качество и безопасность муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке», а также «при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации». Хотя, казалось бы, это как-то ближе Россельхознадзору.
Такое впечатление, что Минсельхоз и Минздрав, к которым относятся эти контролирующие организации, полюбовно поделили сферы влияния, руководствуясь своими ведомственными интересами.
Возвращаясь к нашим рыбным проблемам, хотелось бы попросить Хакима Абдувалиевича, рассказать о системе и структуре контроля у них в стране. Какие ведомства занимается этим, какими нормативными документами они руководствуются и как происходит взаимодействие между контролирующими структурами во избежание дублирования.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей).
Кстати, Чили и РФ в мае пробно запускают электронную сертификацию по свинине, позднее придет и время рыбы https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/47717.html
В соответствии с поручением Президента России от 31 марта 2015 г. Правительство РФ должно обеспечить внедрение электронной ветсертификации на промысловую рыбу и продукцию из нее в срок до 30 декабря 2015 года https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/48187.html

























