EС борется с незаконным ловом рыбы
Евросоюз усиливает борьбу против незаконного вылова рыбы. Нелегальный промысел наносит экономический ущерб от 3-7 миллиардов евро.
Незаконным называют рыбный промысел, который ведут без правильно оформленных лицензий или с нарушением квоты. Открытое море перестало быть зоной, где не действуют законы.
Большую часть мирового океана контролирует несколько организаций. Некоторые из них отвечают за промысел отдельных видов рыбы, например тунца в очерченных зонах Атлантического и Индийского океанов.
Другие контролируют промысел в целом, в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.
Некоторые страны отказываются подчиняться решениям этих организаций и их суда, плавающие под флагами стран, не заинтересованных в законном морском промысле, ведут вылов так, как им заблагорассудиться, там где они сочтут выгодным для себя, подрывая тем самым усилия структур, которые стараются упорядочить этот процесс.
До 20 % мирового промысла рыбы приходится на нелегальный вылов. Некоторые наиболее востребованные разновидности, такие как патогонская зубатка, которую ловят в районах Антарктики или некоторые разновидности тунца, составляют треть мирового улова. Это ставит популяции на грань выживания.
Представитель продовольственной организации ООН говорит: "Это уже не средневековое браконьерство, когда люди шли на это, чтобы прокормить семью. Нет. Это огромный бизнес. Масштабная, коммерческая операция, в основе которой лежит алчность".
При этом незаконный улов поступает на рынок, где представлена абсолютно легальная продукция. Это подрывает доверие к добропорядочным рыбакам. Представитель испанских рыбопромысловиков уточняет: "Допустим, один акционер ведет незаконный улов, а другой легальный. Они конкурируют на одном поле, но это не честная конкуренция. Затем они встречаются на одном и том же рынке. При разной себестоимости товара рыночная цена одна и та же, при этом одни заботятся о сохранении популяции, другие ее хищнически истребляют. Беззаконие и несправедливость на каждом уровне. Это не конкуренция, это экономический бандитизм".
С незаконным промыслом надо вести борьбу на всех стадиях: от рыболовного крана до тарелки потребителя. Это можно сделать на этапе транспортировки улова, на стадии отгрузки в порту, на фазах обработки и розничной торговли.
Евросоюз предлагает ввести новый способ контроля. Государственный контроль в порту не теоретическая концепция. Для прекращения незаконного промысла трески в Баренцевом море эта схема была введена в 2007 году организацией рыбного промысла в Северо-Восточной Атлантике при поддержке Евросоюза. Все рыболовные суда, пребывающие из этого района, проходят очень строгую проверку.
В Нидерландах находится центр контроля. Доминику Витцари получил запрос на разгрузку российского судна "Петр Гусенков". Рефрижератор намерен выгрузить 360 тонн трески и морского окуня из Баренцева моря. Нидерланды перенаправили запрос властям России для проверки легальности груза. "Россия вернула нам документ, который в точности совпадает с бумагой, представленной капитаном. Все абсолютно в порядке. На все вопросы даны ответы, стоят все необходимые печати".
Страна приписки, в данном случае Россия, подтвердила законность улова. Первый барьер пройден.
В одном из европейских портов по разгрузке мороженой рыбы пришвартовался "Петр Гусенков" для разгрузки трески и морского окуня. В порту предстоит еще одна проверка - по нормам Евросоюза нужно выборочно проверить 15% разгружаемой мороженой рыбы. Голландские власти проверяют соответствие и объем груза в заявленной декларации. Такая система проверки подтвердила свою эффективность.
Система зависит от способности стран приписки судов контролировать свой рыболовецкий флот. Как следить за судами, которые ведут промысел за тысячи километров от родных берегов?
В Мадриде испанские власти следят за деятельностью своего огромного рыболовецкого флота. Как во всех странах ЕС, испанские суда длиннее 15 метров оснащены системой космической навигации, которая позволяет установить их точное местонахождение.
"Каждая точка – это последний сигнал о местонахождении судна. Вот суда, которые ведут лов в зоне контроля, а вот это большие морозильные траулеры. Часть из них находится в международных водах".
Благодаря этой системе испанские власти знают, где находятся их рыболовные суда, правда 14 - метровых сейнеров и меньше, эта система контроля не касается.
Эффективность этой системы подвигла ЕС сделать портовый контроль при разгрузке всеобщей нормой для стран ЕС и не входящих в сообщество стран.
Еврокомиссар Джо Борг по рыболовству: "Необходимо создать систему, которая отслеживала бы незаконный промысел. Это станет возможным, если страны приписки судов примут систему сертификации. Страны приписки должны подтверждать, что рыба выловлена на законных основаниях".
Еврокомиссия хочет распространить эту систему не только на свежую и замороженную рыбу, но и на обработанные продукты и консервы. Все морепродукты, продаваемые в Европе, должны быть легально выловленными.
Евросоюз решительно настроен на то, чтобы все это разнообразие было результатом легального промысла, но для этого другие потребители морепродуктов, такие как Америка и Япония, должны быть столь же решительны как Евросоюз.