Эвалюция и волюнтаризм в формировании государственного органа по управлению рыбной отраслью
Вновь в СМИ, в преддверии предстоящего Госсовета, обсуждается вопрос возможного очередного - 12 по счету - переподчинении госоргана по управлению рыбной отраслью. Для рыбацкой общественности этот вопрос не нов. Он обсуждался на Третьем Всеросийском съезде рыбаков и было принято единодушное решение - рекомендовать Правительству воссоздать Министерство рыбного хозяйства. В.Зиланов рассказал о реорганизации госоргана в области рыбного хозяйства в историческом разрезе. Об этом сообщает fishkamchatka.ru.
"Мною, как членом редакционной группы, которая формирует проект доклада рабочей группы на Госсовет, этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях, как один из важных в области управления отраслью. Был представлен и соответствующий текст. Нвдеюсь он войдет в окончательнй вариант доклада. Суть его такова.
Управление рыбной отраслью на государственном уровне за почти столетний периода своего развития прошло, сложны путь своего развития, которое обуславливалось значением рыбное хозяйство в обеспечении населения продовольствием на каждом историческом отрезке времени.
В царской России, когда рыболовство осуществлялось в основном в реках, озерах и в прибрежной части прилегающих морей, органом управления был Департамент рыболовства и рыбоводства Министерства земледелия.
В советский период, с развитием промышленного рыболовства не только во внутренних морях - Каспийском, Азовском, Белом, но и в окраинных морях - Черном, Балтийском и вдоль побережий Дальнего Востока и Севера - Запада европейской части, а в последующем и выходом в Мировой океан, происходил рост вылова, усложнялась система управления флотом и рыболовством. Кроме того возникла необходимость учитывать прежде всего то, что основные производственные фонды - флот - осуществляет свою деятельность за пределами территории и территориальных вод Советского Союза - в международных водах Мирового океана, где действовали международные нормы и правила регулирования рыболовства. Возросла роль и влияние на результаты работы флота международных связи и т.д. Осуществлять все это могло только государство через свой достаточно авторитетный, как внутри страны, так и за её пределами государственный орган. Таким могло быть только Министерство. К тому же само рыболовство интегрировало в сферу своей деятельности другие направления народной экономики. Значительна была роль рыбной продукции, в условиях слабого развития животноводства, птицеводства, и в обеспечении населения страны белками животного происхождения. Всё это требовало взвешенного государственного подхода к управлению этим видом деятельности и его постоянного совершенствования.
Если в начальный период советской власти управление рыболовством осуществлялось в рамках других ведомств, то с 1938 года и по существу до распада СССР - по 1991 год этим занималось специальное Министерство (Наркомрыбпром, Министерство рыбной промышленности, Министерство рыбным хозяйством). Был период, всего около трех лет, когда впервые послевоенные годы (1946 - 1949 гг.) в стране было два министерства: Министерство рыбной промышленности западных районов и Министерство рыбной промышленности восточных районов страны. Такой подход диктовался необходимостью ускорить восстановление и развитие рыбной отрасли на Дальнем Востоке. Другими словами, как тогда говорили, "приблизить управление к производству". В последующем, в 1949 году эти два министерства были объединены в одно - Министерство рыбной промышленности СССР. Исключение составляет период с 1957 по 1964 гг., когда под влияние различных политических реформ и непродуманных волюнтарисских решений, управление отраслью на государственном уровне трижды менялось, что в последующем было признано ошибочным. И начиная с 1965 по 1991 год отраслью вновь стало руководить Министерство рыбным хозяйством СССР. Смена "рыбной промышленности" на "рыбное хозяйство" вызвано было начинающимся ускоренным развитием прудового рыболовства и аквакультуры. Именно этот период, когда отрасль на государственном уровне управлялась Министерством, был самым результативным за всю историю её развития в стране, включая и современный период. По объему вылова, производству выпуска пищевой рыбной продукции, разведанной сырьевой базе в морях и океанах страна вышла на первое место в мире. Особо следует отметить, что на должность Министра рыбным хозяйством, как правило, назначались специалисты - рыбники, прошедшие достаточный стаж работы на производстве в приморских рыбных регионах. За почти 60 - летний период отраслью последовательно руководили всего шесть министров, а в послевоенный период и до распада СССР всего четверо - А. Ишков, В.Каменцев, Н.Кудрявцев и Н.Котляр. Аналогичный подход был и при формировании аппарата министерства. Это создавало стабильность и высокий профессионализм управленческих кадров. Такой подход, как показывают результаты их работы за длительный период, полностью себя оправдал.
С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике произошло и изменение в управлении отраслью на государственном уровне. За 23 - летний период новой России управление рыбным хозяйством изменялось 11 раз, причем 4 раза она входила в Министерство сельского хозяйства, и выходило из него. Причины частых и неоправданных преобразований государственного органа по управлению отраслью никто и никогда гласно не объяснял. Характерно, что такие "преобразования", как правило, вели к потере госорганом части важных функций, которые передавались другим госорганам, ранее ими никогда не занимавшие. Как результат с потерей ряда функций отрасль стала заниматься только "рыболовством" вместо " рыбным хозяйством ". Произошло и ни чем не мотивированное подмена понятия "рыбное хозяйство" на загадочное "рыбохозяйсственный комплекс".
Одновременно с этим происходила частая смена руководителей госоргана по рыболовству. За 23 - летний период их сменилось 12! В настоящее время руководитель Федерального агентства по рыболовству - заместитель Министра сельского хозяйства тринадцатый руководитель отрасли. Из 13 руководителей 8 не являлись профессионалами - рыбниками. Более того они, по базовому своему образованию, были весьма далеки от рыбной отрасли: силовики, представитель пенециарной системы, журналист, политики, и т.д. Аналогичное положение происходит, за редким исключением (Камчатка, Мурманская, Сахалинская обл., Приморье) и на региональном уровнях рыбных субъектов РФ.
Безусловно, частое, необоснованное преобразование управления рыбным хозяйством на федеральном уровне, смена руководителей, не способствует системному решению задачи по устойчивому развитию отрасли.
Все это требует пересмотра подхода по формированию органа управления развитием рыбным хозяйством на федеральном и региональном уровнях. Более чем столетний отечественный опыт свидетельствует, что для России с её значительными запасами водных биологических ресурсов и потенциалом по развитию аквакультуре необходимо на федеральном уровне осуществлять управление отраслью посредством самостоятельного федерального органа - Министерства рыбного хозяйства - подчиненного непосредственно Правительству Российской Федерации. Такой орган должен иметь широкие полномочия не только в области рыболовства, но и в целом в рыбном хозяйстве. В функции его должны входить, наряду с существующими полномочиями в настоящее время у Агентства и Минсельхоза, ещё и контроль за выполнением мер регулирования рыболовства, сохранением и воспроизводством водных гидробионтов, развитие рыбопереработки, научная, техническая политика, развитие рыбопромыслового флота, безопасность мореплавания, формирование законодательной и нормативной базы, международные связи и т. д. Следует сконцентрировать в этом федеральном органе все, что способствует устойчивому развитию отрасли и обеспечения населения страны высококачественной рыбной продукцией по доступной цене.
Что касается регионального уровня, то здесь подход к формированию органа по управлению отраслью должен основываться на значении рыбного хозяйства в экономике того или иного региона и особенностью законодательства субъектов Российской Федерации.
Назрела необходимость вернуться и к пересмотру наименованию отрасли - вместо "рыбохозяйсственный комплекс" - именовать: "рыбное хозяйство".
Следует так же, с учетом сложности управления рыбным хозяйством и её взаимозависимости от многих факторов и, прежде всего от природных факторов, и её подвижностью во времени и пространстве: " сырьевая база, её формирование - рыболовство - рыбопереработки - оптовая торговля - розничная торговля", осуществлять стратегическое индикативное планирование развитием рыбным хозяйством страны на краткосрочный (3-5 лет) и долгосрочный периоды ( 10 - 20 лет).
Сохранение существующей системы управления рыбным хозяйством на федеральном и региональном уровнях ведет к чрезмерной, неоправданной бюрократеризации процесса принятия своевременных решений как оперативного, так и перспективного характера, влияющие на результаты работы отрасли и не способствует ее устойчивому развитию".
Приложение 1
О реорганизации органов государственного управления рыбным хозяйством Российской Федерации с 1991 по 2014 гг.
1. В соответствии с Указом Президента РСФСР "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г. № 242 упразднено Министерство рыбного хозяйства СССР. Правопреемником Минрыбхоза СССР стало Министерство сельского хозяйства РСФСР.
2. Указом Президента РСФСР от 14 декабря 1991 г. № 273 "О Комитете рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" образован Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации реорганизован в Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство). Роскомрыболовство являлось правопреемником Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России.
4. Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Комитет Российской Федерации по рыболовству переименован в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России).
5. Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" Госкомрыболовство России ликвидировано. Правопреемником Госкомрыболовства России стало Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 650 "Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" образован в Центральный аппарат Минсельхозпрода России Департамент по рыболовству.
7. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" воссоздан Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству с соответствующим правопреемством (Госкомрыболовство России).
8. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству ликвидирован. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 182 "Вопросы Федерального агентства по рыболовству" образовано Федеральное агентство по рыболовству, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
9. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 733 Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России).
10. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 30 мая 2008 г. № 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству c соответствующим правопреемством и подчинённость Правительству Российской Федерации.
11. Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по рыболовству передано в ведении Министерства сельского хозяйства России.
Приложение 2
Руководители рыбной отрасли в Советском Союзе и в современной Российской Федерации
Микоян А.И., Мейснер И.М. и др.
Наркомснаб СССР, куда входила Главрыба до 1936 г.
Жемчужина Полина Семеновка
Нарком рыбной промышленности СССР 1939 г.
Русаков Константин Викторович
Министр рыбной промышленности СССР1950 - 1952 гг.
Павлов Дмитрий Васильевич
Министр рыбной промышленности СССР 1952 - 1953 гг.
Ишков Александр Акимович
Герой Социалистического Труда Нарком рыбной промышленности СССР 1940 - 1946 гг.
Министр рыбной промышленности западных районов СССР 1946 - 1948 гг.
Министр рыбной промышленности СССР 1948 - 1950 гг. 1954 - 1957 гг.
В ранге Министра: (Отдел, Главное управление рыбного хозяйства при Госплане СССР) 1957 - 1962 гг.
Госкомрыбхоз Совмина СССР 1962 - 1963 гг.
Производственный Госкомрыбхоз СССР 1963 - 1965 гг.
Министр рыбного хозяйства СССР 1965 - 1979 гг.
Каменцев Владимир Михайлович
Министр рыбного хозяйства СССР 1979 - 1986 гг.
Кудрявцев Николай Павлович
И.О. Министра рыбного хозяйства СССР 1986 - 1987 гг.
Котляр Николай Исаакович
Министр рыбного хозяйства СССР 1987 - 1991 гг.
Корельский Владимир Федорович
Первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ -Председатель Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России, Председатель Комитета, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовства России) 1991 - 1996 гг.
Родин Александр Васильевич
Председатель Госкомрыболовства России 1997 г.
Первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ (руководство рыбной отраслью) 1997-1998 гг.
Дементьев Михаил Владимирович
Начальник департамента рыбного хозяйства при Минсельхозпроде России 1997 - 1998 гг.
Измайлов Владимир Абдурманович
Заместитель Министра сельского хозяйства РФ ( руководство рыбной отраслью) 1998 г.
Ермаков Николай Александрович
Председатель Госкомрыболовства России 1998 - 1999 гг.
Синельник Юрий Петрович
Председатель Госкомрыболовсва России 1999 - 2001 гг.
Наздратенко Евгений Иванович
Председатель Госкомрыболовства России 2001 - 2003 гг.
Моисеев Александр Петрович
Председатель Госкомрыболовства России 2003 г.
Бурков Владимир Игоревич
Врио председателя Госкомрыболовства России 2003 - 2004 гг.
Измайлов Владимир Абдурманович
Заместитель Министра сельского хозяйства РФ (руководитель рыбной отрасли) 2006 - 2009гг.
Ильясов Станислав Валентинович
Руководитель Федерального агентства по рыболовству 2004 - 2007 гг.
Крайний Андрей Анатольевич
Руководитель: Федерального агентства по рыболовству с 24.05. 2007 г. (в ведении Минсельхоза России)
Госкомрыболовства России с 08.10.2007 г.
Федерального агентства в ведении Прав-ва РФ с12.06.2008 г.
Федерального агентства в ведении МСХ с 21.05.2012 - 2013 гг.
Шестаков Илья Васильевич
Заместитель Министра сельского хозяйства Р.Ф. -руководитель Федерального агентства по рыболовству с января 2014 г.




















