{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Эволюция закона о рыболовстве

11 марта 2015 12:58

Больше года продолжается дискуссия о развитии рыбной отрасли. В минувший вторник 10 марта Минсельхоз представил на обсуждение Рабочей группы экспертов законопроект, объединяющий собой более 24 поправок и новелл в № 166-ФЗ «О рыболовстве». Диалог рыбаков с властью в отношении модернизации отрасли складывается непросто, но постепенно налаживается. Своим взглядом на ситуацию в отрасли с FishNet.ru поделилась руководитель московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова.

- Законопроект, представленный Минсельхозом - это большая проделанная работа, сведённая в единый сложный документ, основной целью которого рыбаки ещё совсем недавно видели только в попытке перераспределения ресурса. Но если взглянуть глубже в корень проблемы, есть и другая сторона медали.

№ 166-ФЗ свою функцию выполнил - вывел отрасль из кризиса аукционов 90-х. Экономические показатели и достижения зафиксированы ни в одном анализе, во множестве пояснительных записок, и этим результатом рыбаки по праву гордятся. Эффективная система вылова рыбы в стране сформирована. Рыбаки не понимают - зачем что-то ещё менять, когда и так всё хорошо. И действительно, любые изменения как правило влекут за собой дополнительные финансовые затраты, а нынешней экономической ситуации всем трудно.

В 2008-ом году, когда были закреплены доли на 10 лет, был сделан, по сути «исторический шаг» в отрасли. Логично, что следующий шаг отрасли - это может быть 25 лет в увязке с небольшим набором чётких критериев для пользователей, в том числе, такими как безубыточность предприятий по одуемым объектам промысла, возможно -70 процентный порог по освоению квоты. Да и в сторону международных стандартов ведения промысла тоже нужно двигаться.

Именно этой мотивацией руководствовались депутаты Госдумы, предлагая законопроект, внесённый в мае пошлого года, закрепляющий ресурсы по «историческому принципу» сроком на 25 лет. Законодатели хотели в непростой экономический для страны период сохранить стабильность в отрасли, увеличить её капитализацию возможностью привлечения «длинных денег» в обновление производственных фондов. Ведь, не секрет, что на фоне остальных отраслей сельского хозяйства рыбная отрасль выглядит весьма привлекательно. Практически все рыбохозяйственные ассоциации и союзы поддержали инициативу депутатов, направили в поддержку свои письма. Однако, на депутатский законопроект Правительство накануне рассмотрения своего законопроекта в Минсельхозе направило отрицательное заключение.

Попытаемся разобраться - в чём заключается функционал рыбака? Рыбак выловил по всем международным требованиям и стандартам рыбу, продал её, заплатил с этого налоги и сборы государству и здесь его функционал заканчивается.

Но сегодня рыбаку ставится другая, более сложная и комбинированная задача - увязать использование квоты с обновлением флота, по сути, с нуля создать отечественное рыбное судостроение, развивать береговую переработку с наибольшим производством пищевой продукции на единицу вылова, насытить внутренний рынок доступной по цене для российских граждан рыбной продукцией. То есть рыбака обязывают увязать свой промысел с производством продукции, продажей и со смежными отраслями.

Но это уже не № 166 - ФЗ «О рыболовстве», а возможно закон "О развитии рыбного хозяйства", в котором надо чётко прописать отношения государство - предприниматель, прописать не только обязательства для бизнеса, но и экономические стимулы, льготы по кредитам, по ГСМ для освоения удалённых районов промысла в океане и тд. Необходимо прописать всю систему движения рыбы от вылова до потребителя, таким образом, чтобы выровнять российского рыбака с его зарубежными конкурентами по всем составляющим, расставив приоритеты и точки роста в отрасли, найти «золотую середину» в извечном споре добытчиков и переработчиков.

При таком развитии событий меняется и сам профиль рыбака – владельца квот. Это уже не предприниматель, который заботится о том, как ему выловить рыбу и выгодно её реализовать. Это уже совсем другой образ - это предприниматель, у которого идёт строительство флота. При этом, если флот строится не в России, что выходит дешевле, в бюджет придётся заплатить дополнительно 23% налогов за растаможу судна. Кроме того, владелец квот чётко должен понимать, какую продукцию ему надо производить из своего улова, куда и когда её реализовать, выстроив всю систему маркетинга и сбыта.

Но это уже не рыбак в обычном понимании этого слова, а владелец вертикально-интегрированного производства, владелец группы компаний – добывающих, перерабатывающих, торговых и прочих. К этому он в обязательном порядке ещё и судовладелец, так как аренду судов планируется запретить, оставив только возможность внутрихолдинговой кооперации между предприятиями одной группы, что ещё раз подтверждает развитие событий в сторону вертикально-интегрированных производств, что имеет место быть сегодня в крупных рыбодобывающих странах.

Если рыбак останется прежним, то выставленные в новые условия к квотам, ему не выполнить. Деятельность такого рыбака станет убыточной, а улов придётся сдавать ниже себестоимости, предприятие закроется, и рыбак пойдёт браконьерствовать. Об этом твердит власти часть рыбацкого сообщества. Но на кону стоит заявленная Росрыболовством цель – войти в Топ-5 ведущих стран по потреблению рыбы. И налицо естественная эволюция отрасли, которая независимо от мнения сторон постепенно трансформирует № 166 –ФЗ «О рыболовстве» в закон "О развитии рыбного хозяйства", который привяжет все составляющие этого хозяйства к конечной продукции, её себестоимости, доступности для россиян и повышению доходов страны от экспорта.

{{countTopicsText}}
Владислав
11 марта 2015 18:54
Все благие намерения Росрыболовства о доставке дополнительных уловов на внутренний рынок разобьются о порты, в которых суда днями стоят в ожидании разгрузки и о ж/д тарифы.
Кулик Роман Петрович
11 марта 2015 19:29
Везите СМП 
11 марта 2015 22:24
Севморпуть сегодня просчитывают многие. Но пока что это всё же будущее. К тому же там затрачиваться придётся уже на проводку судов.
Александр Макаров
11 марта 2015 21:32


Согласен с автором, что недостаточно говорить изолированно о рыболовстве, на перспективу нужно говорить о развитии всего рыбохозяйственного комплекса, тем более в свете концентрации квот в руках небольшого круга компаний. Иначе эти компании будут иметь космополитический менталитет транснациональных корпораций,  и России по прежнему не достанется никаких существенных выгод от собственного возобновляемого ресурса.

Сегодня внешнеторговый баланс отрасли тоже неэффективный - слишком много затрат в иностранной валюте, значит и компетенция и рабочие места остаются там.

 

Слабо на уровне правительства поднимается вопрос о развитии прибрежных поселков и инфраструктуры. В результате, рыбу морозят и перерабатывают в основном в море, что осложняет производство готовой продукции для магазина. 

Это не значит, что надо менять все сразу, но надо поставить долгосрочные цели и постепенно их достигать.

 

11 марта 2015 22:31
Главное направить процесс в созидательное русло. Чтобы не ломали то что достигнуто, а улучшали. Именно точно чтобы была Эволюция, а не очередная революция. Автор применил термин шаг отрасли. Этот шаг должен быть внятно озвучен властью, понят и поддержан общестом. Тогда родится народный закон. Пока что есть один понятный лозунг ВЕЗИТЕ НА БЕРЕГ. Однако не факт, что берег это возьмёт дополнительные объёмы выше себестоимости. Интересно посмотреть почём будет рыба продаваться на фестивале в конце апреля для народа. Что это будет? Будут реальные цены или рекламная акция?
11 марта 2015 22:44
Никакой системы в рыбном деле не выстроено у нас. Выловил, а всё остальное кто во что горазд. Закон о развитии сельского хозяйства написан иначе. Там понятно всё более менее. Есть сельхозтоваропроизводитель. А в рыбе - рыбак, судовладелец, переработчик, торговец. Все захотят пользоваться льготами. Ещё аквакультурщики есть. Они тоже потребуют внимания к своим нуждам. Росрыболовство пошло по пути рекламы, продвижения русской  рыбы это хорошо конечно. Но в России испокон веков едят много мяса и будут есть.
11 марта 2015 22:51
Министерство сельского хозяйства предлагает централизовать всё управление. Фактически регионы отстраняются от прибрежки. Губернаторы пока своего мнения не сказали. Реально министерство пытается в закон о вылове впихнуть всё что можно. Закон о добыче ресурса на глазах превращается в нечто иное.
Вий
11 марта 2015 22:55
Ситуация с обновлением флота может подождать. Флот у нас не самый древней. К тому же всё равно на 70% это внутри будет не российское. А вот состояние дел в портах кричит. Таких портов с такими "услугами" ни в одной цивильной стране мира уже не осталось.
Сухов Вячеслав Юрьевич
11 марта 2015 22:59
Меня беспокоят выводы автора. Предполагаю, что это изложение позиции определенной влиятельной части российского истеблишмента. Это можно определить как мечта о южнокорейской модели экономического развития, когда несколько крупных корпораций определяют всю экономику страны. Вот основная мысль: "это уже не рыбак в обычном понимании этого слова, а владелец вертикально-интегрированного производства, владелец группы компаний – добывающих, перерабатывающих, торговых и прочих."

Позволю себе продолжить, что еще лучше было бы, чтобы это был вообще не рыбак, а крупная финансово-экономическая группа, контролирующая не только рыболовство, но и другие отрасли. Идеалом должны служить такие компании, как Самсунг, Деу и другие, производящие все от одежды до кораблей, вооружений и космических аппаратов. Такие компании легче контролировать, чем массу мелочи. Такие компании смогут реализовать все, даже не всегда обоснованные, амбиции власти.

Остальные должны уйти. Именно такой вывод сделан автором. 

Не буду критиковать южнокорейскую модель, тем более, что успехи экономики там очевидны. Однако, хочу обратить внимание на то, что это неизбежно приведет к очередному сознательно организованному переделу собственности. 

11 марта 2015 23:21
Пасифик Андес и корейцев ФАС выгнала, значит сами сможем. ВИК не только корейская модель. ВИК в Испании, в Тайланде и в др странах успешно ловят.
Вий
11 марта 2015 23:15
Тот перечень обязательств к владельцам квот который предложен в поправках обычный рыбак не потянет. А все эти новые формулы и коэффициенты лишь подтверждают вашу мысль. Хотя не обязательно. Передел может быть ведь не только искусственным но и естественным как естественный отбор примерно.
12 марта 2015 12:53
В целом мысль понятна, но нет главного- решения и дело не в законе , а в механизмах его реализации! Страна в развале, особенно инфраструктура, судостроение судоремонт от стали, нет даже проектов современных судов , я уже не говорю о начинке, это жигули и мерседес в автопроме!!! Орудия лова и навигация тоже самое!!!
12 марта 2015 13:52

О создании ВИК в рыбной отрасли говорю давно и много. На самом деле первые ВИКи возникли в СССР и именно в Министерстве рыбного хозяйства. Вспомните рыбохозяйственные объединения, которые были в каждом рыбачьем регионе. У нас это КалининградРыбПром. Короткое и ёмкое название с ударением на рыбпром, где были все отраслевые предприятия от рыбодобывающих до сетевязальных.  Впрочем их благополучно развалили. А иностранцы хорошо использовали наши наработки и дальше пошли. Возьмите французский холдинг Jaccar - есть всё этапы - строительство сейнеров, добыча, переработка, ритэйл. И диверсификация присутствует - строят оффшорные суда, занимаются машиностроением, энергетикой. Все практически успешные иностранные компании глубоко интегрированы - ловят производят, продают. Управляемость выше, и отраслевой бизнес продвигается упешно. Тайваньская группа Shing Fu начала строить сейнера в 90-е годы, передаёт первые серийные в опытную эксплуатацию дочерней тунцеловной компании. После 3-4 лет эксплуатации устраняет недоработки в проекте и выходит на рынок с первоклассным судном. Портфель заказов растёт. Что же касается Закона о развитии рыболовства, он необходим. Но этим нельзя ограничиваться. Посмотрите на основные задачи ФАР - предоставление ГОСУСЛУГИ по доступу пользователей к промыслу. О развитии отрасли ни слова не сказано. Поэтому необходимо создавать полноценный госорган, который будет отвечать не только за организацию рыболовства, но и за развитие отрасли и создание механизма реализации разработанных этим же ведомством программ. ПОследние примеры из практики ЕС

- озаботились повышением эффективности ГД и судовых энергетических установок. Разработали программу дотирования замены ГД на более экономичные, защитили в Европарламенте, выбили огромные деньги на ДОТАЦИИ судовладельцев при соблюдении выработанных критериев;

- на прошлой неделе Министерство с/х, продовольствия и окружающей среды и Министерство рыбного хозяйства Испании приняло решение о масштабной модернизации ВСЕХ тунцеловных сейнеров, работающих в МО и иностранных ИЭЗ. Более того, модернизированы будут также и испанские сейнера, работающие под ин. флагами, но с последующим переводом под флаг Испании. А у нас с незаходными разобраться никак не могут.              

Вий
12 марта 2015 16:39
В любом случае и не только для тунца, но и для всей отрасли ВИКИ лучше чем аукционы 90-х.
Владислав
12 марта 2015 18:42
Вики как раз решают проблему извечного спора добывающих и перерабатывающих компаний
Александр Макаров
13 марта 2015 16:07

Действительно, сейчас думается, что наш переход к капитализму мог бы быть менее разрушительным, в том числе, для рыбной отрасли, с сохранением (акционированием) целостных вертикально-интегрированных комплексов типа БПО Севрыба, если бы в таких объединениях сохранился государственный контрольный пакет, а частные акционеры оставались в меньшинстве. Ведь устоял же ГАЗПРОМ примерно в таком виде.

 

13 марта 2015 18:17
По сути в СССР была интегрированная система целостная. Сегодня она разрушена, включая плавбазы. Основное противоречие у нас сегодня заключается в том что "патриоты" предлагают в условиях рынка применить нерыночные механизмы. Например, как можно предлагать обязать сдавать на берег 80% рыбы в условиях рынка? Но предлагают ведь. Надо определиться сперва - что у нас рынок либо госплан? А потом уже предлагать нововведения разные. ВИКИ могут быть всё таки и в условиях рынка и показывают себя в ряде стран довольно успершно.
Кулик Роман Петрович
13 марта 2015 18:37
В Норвегии 100% регистрация уловов в своих портах. Они в рынке или нет ? В США квоты закреплены: 10% выделяется на развитие аборигенов Западной Аляски, после чего оставшаяся часть квоты распределяется между тремя секторами минтаевого промысла следующим образом: 50% - береговым предприятиям, вылов для которых обеспечивается траулерами-ловцами 40%- траулерам-процессорам (20 ед.), которым законодательно разрешен промысел минтая и семи траулерам-ловцам, которые ранее ловили и передавали свой улов траулерам-процессорам 10% - плавбазам, точнее тем 19 траулерам-ловцам, которые обеспечивают вылов минтая, передаваемого на обработку трем плавбазам
14 марта 2015 15:09
Роман Петрович, безусловно системы этих стран можно считать эффективными. Сдавать рыбу по этим правилам рыбакам там в итоге получается выгодно. У них предприятия не банкротятся и нет всей той коррупции что была у нас в отрасли в период аукционов 90-х- начале 2000-х.
аборигенам дать процент думаю можно, только надо чётко прописать не только правила освоения, но и ответственность в законе.
Плавбаз у нас больше нет, не сохранили.
Всё остальное можно пробовать, но при этом есть риски что может получиться хуже чем есть. И если постоянно менять правила игры, то владельцы компании будут стараться вычерпать всё что можно здесь и сейчас, в развитие вложения сократятся. Со временем произойдёт и подрыв запасов ВБР, что мы уже проходили, краб только вот сейчас восстанавливается. Надо понимать, что у них у иностранцев другая система, концепция законодательства о рыболовстве. У них квоты закрепляются за судами и это понятно и правильно, для состояния флота выгодно, для флага страны выгодно. Тогда надо честно и открыто сказать - ломаем 166 ФЗ, который писался 10 лет, работает уже лет 10 и результат финансовый в отрасли показал положительный. Сломать можно. Только если получится хуже чем есть, кто за это решение отвечать будет? Давайте уж тогда и ответственность за это пропишем в законе. В статье же показан путь эволюции ФЗ 166 без его слома. У нас  в старне почему-то привыкли всё ломать, а не шагать вперёд ценя, уважая, улучшая то чего достигли и то что имеем. Это одна из причин по которой мы получаем во многих отраслях новые законы хуже чем были старые. И процесс этот весь осуществляется на деньги добропорядочных граждан- налогоплательщиков.
Кулик Роман Петрович
14 марта 2015 20:17
Мое мнение, нужна эволюция с учетом интересов в первую очередь граждан России. Основные критерии использования общих ресурсов: доступность их для собственного населения, занятость в прибрежных регионах, собираемые налоги, эффективность использования каждого кг добытой рыбы. Что имеем сейчас? Да, добывающая отрасль консолидировалась, показывает хорошие финансовые показатели ( и это повторюсь при сильном занижении экспортных цен, установленных счетной палатой). Но - уровень доступности рыбы, добытой по российским квотам для населения страны - снижается, потребление будет падать ( т.е. наша продовольственная  безопасность зависит от цен, номинированых в долларах), в Россию везут только невостребованные на внешних рынках сорта рыб или не устраивающие по качеству иностранных покупателей,  инфраструктура прибрежных территорий - хиреет, поселки приморские - пустеют, про налоги - даже говорить не буду: В Мурманске только 2 флота на общей системе налогообложения ( МТФ и Робинзон). Остальные, имеющие 70% квот - на ЕСХН. Сумма уплаченного налога на финансовый результат ( 6% с дохода) за 2014 год - 440 млн.руб. (7,5 млн дол)   Это нормально? Например только малые предприятия Мурманска ( работающие только на упращенке) заплатили 750 млн. руб.  Все перевернуто с ног на голову. 
15 марта 2015 18:35
 Роман Петрович, Вы изложили набор правильных мыслей и фактов. Уровень доступности российской рыбы для россиян снижается - ключевая ваша мысль. Но это дело не поправить за счёт 166 ФЗ. Здесь надо править закон о торговле, КоАП итд. Зависимость от доллара как-то смотреть нашу, валютное регулирование итд. Рыба тут при чём? Доступность по цене нам нужна по всей корзине продуктов. И заметьте что положение дел у нас с рыбой не сравнить с рядом убыточных отраслей сельского хозяйства. В рыбе намного лучше. Но подчёркиваю, то о чём Вы пишите - это не 166 ФЗ, а закон о развитии рыбного хозяйства привязанный к конечной рыбной продукции.
166 не даст тех результатов которые Вы хотите получить. Обилие поправок туда кроме лишних проблем для бизнеса ничего не даст по результату - это мой прогноз если хотите. Хаос с квотами начнётся уже 2017 -ом году. Многие владельцы захотят продать на аукционах именно в этот момент. Сельское хозяйство начнёт выравниваться, а рыба пойдёт на спад. Другое дело, что ВИКИ сами по себе придут на смену этому непродолжительному периоду хаоса в отрасли.
14 марта 2015 19:55
В том то и дело. Мы тогда сломали и сегодня опять хотят сломать концепцию 166 ФЗ. Ломать-не делать. Люди его писали годами на деньги налогоплательщиков и всё коту под хвост.
Владислав
12 марта 2015 18:43
интересно сколько подзаконных актов потребуется принять к поправкам Минсельхоза? С ФЗ по аквакультуре до сих пор разобраться не могут
13 марта 2015 10:46
Начать эволюцию можно хотя бы с того чтобы увязать требования нового закона с уже имеющейся госпрограммой по развитию судостроения. Хотя бы с этого
Александр Макаров
15 марта 2015 13:03

У нас все сырьевики в давнем кризисе примитивного стратегического управления. Нефтяники до сих пор закупают 80% оборудования по импорту, а недавно еще покупали даже трубы и кабели. Программное обеспечение на 90% иностранное. И это у очень богатой отрасли - главного донора бюджета. В больших объемах импортируется  продукция нефтехимии. Все это делается годами вместо создания своих рабочих мест, высоких технологий и обеспечения энергетической безопасности.


В рыбной отрасли та же ситуация, и пока нет предпосылок для изменения тренда сырьевого развития. Ясно, что государство должно предоставлять привилегию пользования общенациональным ресурсом на условиях, которые обеспечат продовольственную безопасность, рост социальной и экономической эффективности отрасли. В частности,мировой опыт показывает, что надо больше выгружать рыбы для переработки на берегу. Иначе не сделаешь продукцию высокой готовности и лишишься большого количества рабочих мест. Надо всячески поддержать заселение прибрежных земель и обеспечение их инфраструктурой. Все это окупится сторицей.



 

Конечно, многие поднятые вопросы надо решать на межотраслевом уровне и уровне правительства.
15 марта 2015 18:38
Всё верно, только механизм решения всех этих задач самый естественный-это ВИК. Всё остальное приведёт к слому и спаду.
Вий
16 марта 2015 18:05
Если килограмм рыбы стоит 30 рублей у рыбака, а продаётся в магазине рыба за 150 рублей, так ищите где эти 120 рублей по дороге набежали. Почему всё надо привязывать к квотам?
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>