Европейская транспортная компания налаживает современную логистику в Китае и Вьетнаме
Для большинства транспортных компаний рефрижераторные перевозки составляют лишь незначительную часть их бизнеса, а перевозки рыбной продукции составляют ещё меньшую часть таких перевозок. Квалифицированных перевозчиков такой продукции, которые охватывают всю рыбную отрасль, очень мало.
Компания Antrex Shipping является одной из них и имеет дело исключительно с перевозками пищевой продукции.
Основанная в Антверпене (Бельгия) в 1990 году, чтобы восполнить потребность в осуществлении квалифицированных перевозок мяса и птицы, компания Antrex Shipping сделала себе имя на экспорте европейских продуктов в Западную Африку. Она стала первой компанией, отправившей рефрижераторное судно в порт Западной Африки, после укрепления партнёрских отношений с южноафриканской контейнерной линией Safmarine, которая в настоящее время принадлежит компании Maersk.
Постепенно Antrex начала расширять сферу своих услуг, поставляя продукцию в другие страны. В настоящее время компания охватывает 25 товарных групп, вся продукция - пищевая и замороженная. Она поставляется под брендом Food Care Plus. Рыбная продукция, добавленная в список в 1994/95 годах, составляет 15-20% от общего перевозимого компанией объёма продукции. Это составляет примерно 1 500 - 2 000 загруженных контейнеров, перевозимых компанией ежегодно.
Хотя компания начинала как посредник между дистрибьюторами, покупающими продукцию у одной компании и продающими другой, 60% сегодняшней продукции поступает непосредственно от производителя.
Основными рынками компании являются страны Бенилюкса, Франция и Дания, однако она сотрудничает и с другими компаниями по всему миру.
Компания Antrex имеет крупное предприятие в Гане, а также три офиса в Китае (в городах Циндао, Сямынь и Xingang), по одному офису в США (штат Северная Каролина), в Бразилии и Аргентине. Два года назад офис компании был открыт в Индонезии, а год назад - во Вьетнаме.
Расширению способствовала продажа в 2004 году этой на тот момент семейной компании фирме Ferrum, которая является инвестиционным бизнесом и одновременно держателем 100% акций компании Aviance Ghana. Aviance Ghana владеет аэропортами в Гане, следовательно контролирует весь груз, перевозимый через них.
Африка пока не является крупным рыбным рынком, хотя Япония продаёт скумбрию в Гану, Кот-д'Ивуар, Сенегал и Египет, которые являются воротами для выхода в страны Средиземноморья. Западная Африка также импортирует скумбрию из Ningbo (Китай) и ставриду и горбыля из Мар-Дель-Плата и Буэнос-Айреса в Аргентине. Аргентинская ставрида и горбыль также экспортируется на Ближний Восток.
Белая рыба из США, в частности с Аляски, импортируется в Европу, но пока крупнейшим рынком остаётся Дальний Восток, на долю которого приходится 60-70% от общего объёма рыбных перевозок, осуществляемых компанией Antrex.
Вьетнамские клеммы, пангасиус, чёрная тигровая креветка, белая креветка, кальмар, осьминог и морские гребешки отгружаются в Северную Европу и страны Средиземноморья.
Другие вьетнамские продукты, такие как тунец, масляная рыба, махи махи, колючая пеламида, марлин и меч-рыба, перевозятся компанией в небольших объёмах.
Индонезийский кальмар, каракатица, осьминог и креветка также отправляются в Северную Европу и страны Средиземноморья.
Китай перевозит на судах компании большое количество рыбной продукции, включая тилапию, кальмара и мороженого хека, в США, а переработанную белую рыбу из провинции Shandong в Северную Европу, страны Средиземноморья и Ближнего Востока.
Сырая продукция из Китая не поступает в Европу, так как там действую достаточно высокие стандарты ввоза такой продукции, а китайская продукция не вполне им отвечает.
По этой причине Antrex Shipping стала одной из первых транспортных компаний, получившей в Китае статус предприятия со 100% иностранным капиталом (WFOE).
В компании заявляют, что не могут полагаться на китайские логистические компании, так как они не понимают, что важно сохранять определённый температурный режим при рефрижераторных перевозках.
Кроме этого, транспортировка грузов между китайскими провинциями осложняется ещё одной проблемой. Администрации территорий облагают высокими налогами компании, которые не из их провинции, а Пекин предъявляет целый ряд особых правил для иностранных компаний. Может потребоваться до 2 лет, чтобы получить разрешение на строительство холодильного склада.
Компания Antrex Shipping не хотела образовывать совместное предприятие, так как не была уверена, что это позволит сохранить качество продукции, поэтому она начала процесс получения статуса предприятия со 100% иностранным капиталом.
Потребность в капитале была высокой - 1,5 миллиона долларов. Однако это позволило компании получить лицензию класса А несудоходной транспортной организации общего назначения, что дало возможность осуществлять полный контроль своей деятельности.
Компания следит за поставщиками. Если, например, оказывается, что поставщик имеет дело с загрязнённой продукцией, то она сообщает об этом своим клиентам. Также она следит за деятельностью новых поставщиков на рынке.
Крупные компании не имеют проблем с такими вопросами, но для небольших компаний это затруднительно.
Во Вьетнаме, например, компания имеет около 15 крупных клиентов.
В Китае Antrex Shipping посещает заводы, чтобы контролировать производственный процесс и следить за качеством продуктов. Представители компании следят за процессом упаковки и могут без предупреждения посетить завод, чтобы понаблюдать за загрузкой контейнеров или трейлеров, которые используются для доставки продуктов в порты.
Инвестиции в информационные технологии помогли компании улучшить эффективность. Программное обеспечение, сделанное для компании на заказ, включает две программы: одну для оперативного управления, а другую для маркетинга. Оперативная программа похожа на другие, в ней собираются все данные по отправкам и покупателям, заказам и т.д. Отличительной чертой является то, что все участники в цепи поставок могут получить доступ к системе и узнать о состоянии той или иной партии товара в реальном времени.
Что касается программы по маркетингу, то она позволяет следить за тарифными ставками перевозчиков и состоянием рынков.
Компания Antrex Shipping работает с несколькими перевозчиками (OOCL, Yang Ming, APL, Hyundai и Hapag Lloyd), поэтому может предложить лучшие услуги для каждого отдельного клиента.
Компания планирует построить холодильные склады во Вьетнаме и в Китае, где она сможет оказывать услуги по упаковке и вторичной упаковке продукции.
Также компания внимательно следит за ситуацией на мировом рынке. Так, например, Восточная Европа превратилась в важный рыбоперерабатывающий центр, поэтому там необходимо наладить грузовые перевозки.
Что касается Бельгии, то там наблюдается большая конкуренция со стороны голландских компаний, имеющих свои холодильные склады в стране. Однако компания Antrex Shipping имеет преимущество: её местонахождение является своего рода перевалочным пунктом для выхода в Восточную Европу.