Фареры были вынуждены установить свою квоту на скумбрию
Исходя из этого меры, принимаемые для блокады фарерских судов в отношении выгрузок и предлагаемый бойкот фарерского экспорта, следует считать явно несправедливыми. Фарерское правительство вряд ли можно обвинить в развале многосторонних переговоров. Даже в минувшем июне оно пыталось достичь компромисса по промыслу скумбрии в 2010 г., но безуспешно. Правительство действовало в соответствии с проблемной ситуацией. В FR надеются, что прибрежные по отношению к запасу скумбрии государства сделают все необходимое для достижения соглашения по промыслу скумбрии в 2011 г.
После того, как Норвегия и Евросоюз своим двусторонним соглашением исключили Фарерские острова из договора по скумбрии СВА, другого выбора, кроме утверждения квоты в одностороннем порядке, у Фарер не было. FR обращает внимание и на научные доказательства: в последние годы запас скумбрии СВА устойчиво тяготеет к более северо-восточному типу распределения. Уровень жизни на архипелаге в значительной степени зависит от промысла, но в 2010 г. на переговорах по скумбрии стране не удалось добиться уступок со стороны ЕС и Норвегии. В FR считают, что значительная часть дебатов по скумбрии ввела мировую общественность в заблуждение, вызвав гнев, направленный на Фарерские острова и Исландию в связи с отсутствием международного договора по управлению запасом скумбрии.
FR, объединяющая всех фарерских судовладельцев крупных рыболовных судов, поддерживает позицию своего правительства и утверждает, что квоты на вылов скумбрии в соответствии с необходимой для фарерских рыбаков долей от научно-обоснованного ИКЕС ОДУ (572 тыс. т) были разумными. По словам председателя Ассоциации Виберга Соренсена, Фареры не вышли из международного соглашения по скумбрии, а были исключены из него заключением соглашения между Норвегией и ЕС.
В ответ на претензии со стороны Шотландии и Норвегии, В. Соренсен напоминает, что страна находится в большой зависимости от рационального рыболовства - рыбные запасы составляют основу всей экономики Фарерских островов, поэтому фарерский промысел скумбрии полностью легитимен, он тщательно регулируется. Вопрос об увеличении встречаемости скумбрии в водах Фарерских островов обсуждался на переговорах с Норвегией и ЕС, правительство пыталось увеличить долю для своих рыбаков, но безрезультатно.
С учетом изменения географического положения мигрирующего запаса скумбрии, Фарерские острова требуют для себя выделения доли в 15 % от ОДУ. На 5 %, в соответствии с более ранними договоренностями, теперь согласия нет. Научных доказательств, подтверждающих увеличение скумбрии в фарерских водах, становится все больше. Сейчас здесь отмечается даже ее нерест. Поэтому ключ по разделу ОДУ скумбрии СВА на международные квоты целесообразно пересмотреть.
Оставляя без внимания последние обвинения Фарерских островов в безответственности и беззаконии, В. Соренсен предлагает иметь в виду, что фарерский промысел скумбрии в основном осуществляется в пределах исключительной экономической зоны Фарерских островов и строго регулируется. Это вполне законный лов, ничем не связанный с какой-либо сферой нелегальной деятельности. Фарерские воды по праву считаются одними из лучших в мире по качеству мер регулирования промысла. Выбросы любой товарной рыбы, в том числе скумбрии, даже сама их вероятность, здесь практически исключены.
На борту каждого фарерского судна, ведущего промысел скумбрии, есть правительственная лицензия с четко указанным объемом возможного вылова, регистрируются время и координаты подъема каждого килограмма. На Фарерских островах есть все возможности для обеспечения жизнеспособности и долгосрочной стабильности коммерческого промысла скумбрии с биологической, социальной и экономической точек зрения. Вряд ли еще в какой-либо другой стране существует более четкая и недвусмысленная мотивация. Она позволяет убедиться, что промысел, от которого зависит жизнь небольшой нации, управляется ответственно и рационально. Хорошее управление промыслом здесь не альтернатива, а жизненная необходимость.





















