Флот сохраняет лидерство по мощностям для производства пищевой рыбной продукции в рыбной отрасли
Флот составляет основу материально-технической базы рыболовной отрасли. На его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. Типовой состав промыслового флота характеризуется следующими параметрами.
Добывающий флот
В составе крупных судов Дальневосточного бассейна наибольший удельный вес (около 60% численности) имеют несерийные РТМС постройки 1966 - 1987 гг. серийные суда представлены РТМКС типа «Моонзунд», РТМС типа «Горизонт» и РТМКС типа «Антарктида». Основными типами больших добывающих судов являются БМРТ типа «Пулковский меридиан», «Прометей» и РТМ типа «Атлантик» (всего около 60%). Остальную часть этой группы добывающего флота составляют серийные БМРТ более ранних лет постройки (модификации БМРТ пр. 394 и др.), а также несерийные суда (более 10%).
Наибольшая часть среднего добывающего флота приходится на СТР типов «Альпинист» и «Надежный» (свыше 40%), СРТМ типа «Василий Яковенко» (около 10%). Остальная часть флота представлена как средними судами более ранних лет постройки (в основном СРТМ), так и некоторыми серийными (СДСУ, СЯМ) и несерийными судами.
В состав малых добывающих судов Дальневосточного бассейна входят РС типа «РС-300» пр. 388 и 388М (свыше 50%), японские рыболовные шхуны (почти 30%), а также МКРТМ типа «Лаукува» и другие серийные и несерийные суда (МДС, МКТМ, МРТР и др). Маломерный добывающий флот представлен следующими типами судов: МмРС типа «МРС-150» пр.372 (около 40%); МмДС пр. 1338к, МРС типа «МРС-80» пр. 1332Р, «МРС-225» (всего около 30%), а также другими серийными и несерийными судами.
Добывающий флот Северного бассейна
Добывающий флот Северного бассейна располагает наибольшим количеством крупных судов (около 20 единиц), в т.ч. РТМКС типа «Моонзунд» и РТМС типа «Горизонт». Основными типами больших добывающих судов являются БМРТ 70-80-х годов постройки («Иван Бочков», «Кронштадт», Лесков»), составляющие по численности почти 70%. В составе флота находится несколько РДОС типа «Моряна».
Основу среднего добывающего флота бассейна составляют серийные суда: СРТМ типа «Василий Яковенко» (около 40%), ТСМ типа «Орлёнок» (около 20%), а также ССТ типа «Тибия» и несерийные СЯМ. В состав малого добывающего флота входят: МРТР типа «Карелия» (свыше 30%), МДС типа «РС-150» пр. 697 ДБЭ и МРТР пр. 697 ТБ (всего около 30%), а также МКРТР типа «Лаукува»; в состав маломерного флота - МмРТР типа «Балтика» (около 45%), МмТБ типа «СТБ-150», МмРС типа «СЧС-150» пр. 572 и МмТБ типа «Смена».
Добывающий флот Каспийского бассейна
Добывающий флот Каспийского бассейна представлен большим, средними и малыми судами. Основными типами судов (по численности) среди больших судов являются: РДОС типа «Моряна» (около 55%) и РМС типа «Волга» (около 35%); в числе средним: СРМС типа «Каспий» (свыше 30%), ЖМОС типа «Днепр» (около 30%), СРМС типа «Зеленодольск» и др.; среди малых: МДС типа «РС-150» пр. 697 ДБЭ (50%), а также РС типа «РС-300» пр. 388, МРТР пр. 697 ТБ.
Обрабатывающий флот
Почти 95% (по численности) обрабатывающих судов находится в Дальневосточном бассейне. Основу обрабатывающего флота бассейна составляют плавбазы (около 60% по численности), в основном постройки 70-х годов (УПБ типа «Профессор Баранов», «Пионерск», «Конституция СССР»). К судам, построенным в более поздние сроки, относятся КПБ типа «Содружество» и УПБ типа «Камчатский шельф». Остальная часть обрабатывающего флота представлена производственными рефрижераторами серийной и единичной постройки, а также плавзаводами. В составе обрабатывающего флота других бассейнов находятся плавбазы ранних лет постройки и транспортные рефрижераторы типа «Каспий».
Транспортный рефрижераторный флот
Большая часть (свыше 60%) транспортных рефрижераторов приходится на Дальневосточный бассейн. В составе флота этого бассейна преобладают малотоннажные транспортные рефрижераторы (ТР) типа «Радужный» (из них часть судов постройки 1991 - 1995 годов) и «Кировец». Значительную часть флота (около 30%) составляют несерийные ТР различных лет постройки (1956 - 1988 гг.). Только семь судов не старше 15 лет. На среднетоннажные и крупнотоннажные ТР с возрастом, значительно превышающим нормативный срок службы, приходится около 20% флота.
Основу транспортного рефрижераторного флота Северного бассейна составляют малотоннажные ТР (около 35%) и несерийные ТР (свыше 30%), построенные в период 1956 - 1988 годов. Аналогичное состояние присуще и транспортному рефрижераторному флоту Западного и Каспийского бассейнов. Почти 40% флота Западного бассейна - это малотоннажные ТР, около 30% - несерийные ТР. Крупнотоннажный флот включает ТР типа «Алмазный берег» и «Карл Либкнехт» постройки 70-х годов. Транспортный рефрижераторный флот Каспийского бассейна представлен малотоннажными судами (в основном ТР типа «Кировец»).
Неэффективность
Большая часть флота унаследована с советских времен, когда государство вкладывало в отрасль большие средства, но не смогло добиться должной эффективности.
В 1970-1990 гг. основные фонды отрасли увеличились в 1,7 раза. Уровень капиталовооруженности труда в целом по отрасли вырос в 2,8 раза - с 19 тыс. руб. на одного занятого в 1965г. до 66 тыс. руб. в 1990г. При этом огромные капиталовложения привели к снижению эффективности в отрасли. Фондоотдача снизилась в 1,8 раза. На вылов 1 тонны гидробионтов требовалось «цедить» воды в 4,5 раза больше, чем в 1970 г. Удельная энергоемкость и материалоемкость на условную единицу вылова биоресурсов выросла в 4 раза.
За период 1970-1990 гг. при росте объема общего вылова в 1,43 раза (с 7,8 до 11,2 млн. тонн) выпуск пищевой продукции увеличился только в 1,26 раза (3,5 до 4,4 млн. тонн). Мороженой продукции - 1,27 раза. Пропорционально темпам вылова росло только производство технической продукции. Ее объем увеличился в 1,46 раза. Происходило относительное снижение выпуска пищевой продукции на единицу выловленного сырца. Если в 1970 из одной тонны сырца производилось 449 кг пищевой продукции, то в 1990 году только 393 кг, т.е. на 12,5% меньше.
Отрасль стремительно шла к кризису, несмотря на огромную субсидиарную поддержку государства. Для функционирования в заданном режиме предприятия требовали все больше и больше государственных субсидий. В итоге, масштабные государственные капвложения привели не только к падению отраслевой эффективности, но и к перекапитализации рыбохозяйственного комплекса. В начале 90-х годов затраты на содержание отраслевой материально-технической базы более чем в 1,5 раза превышали стоимость произведенной продукции.




















