Франция всё больше нацеливается на российский рынок устриц
Производители сообщают о хороших результатах, при этом особо хорошие продажи отмечались в пик сезона - в декабре месяце. Попытки отрасли увеличить стоимость продукции через рыночную сегментацию и сертификационные программы, судя по всему, были успешными, и об этом свидетельствует появление сертифицированных продуктов во французских розничных сетях. Что касается экспорта, то рост объёмов и стоимости единицы продукции подтверждают положительные результаты за данный сезон.
Учитывая, что ежегодное потребление устриц во Франции составляет свыше 125 000 тонн, в Европе она считается рынком номер один для устриц. Несмотря на попытки распределить продажи более равномерно в течение всего года, спрос по-прежнему остаётся сезонным. Ежегодные продажи, как в розничном секторе, так и секторе общественного питания, в основном высокие в период с декабря по январь во время праздников Рождества и Нового года.
Первоначальные данные за сезон 2007-2008 указывают на достаточно высокий спрос, при этом высокие продажи в рождественские праздники в какой-то мере смогли сбалансировать снижение продаж во время новогодних праздников. По данным отраслевой ассоциации Comité National de la Conchyliculture (CNC), тенденции в розничном секторе были смешанными в период праздников. Продажи популярных устриц среднего размера (около 8 граммов) в этом секторе снизились на 3-5% по сравнению с предыдущим периодом, а спрос на более дорогие устрицы, включая продукт с высоким содержанием мяса и традиционные европейские устрицы (O.edulis), вырос.
В последние годы французская отрасль активно старалась увеличить производство продукции из устриц с добавленной стоимостью, используя различные маркетинговые инструменты, включая рыночную сегментацию и сертификацию.
Инициативы в области сертификации включают международный знак качества "Label Rouge", который получают продукты, произведённые в регионе Маренн, что на юго-западе Франции. В этом случае сертификат "Label Rouge" охватывает различные признаки, включая качество мяса и естественный greening процесс, который обнаружен в определённых прудах в регионе Маренн.
Строгое законодательство ограничило расширение внутренней отрасли устриц. В результате ряд французских производителей и трейдеров предпочитают закупать продукцию определённого размера и качества за пределами Франции, так как в стране отмечается дефицит на такую продукцию.
Ежегодный импорт составляет примерно 3 500 - 4 000 тонн, при этом на долю ведущего поставщика - Ирландии - приходится около 60% от общего объёма. Импорт этого вида продукта неуклонно растёт. Так, в 2006 году поставки из других стран выросли на 18%, а в 2007 году - ещё на 16%. Ирландия сохранила свои позиции ведущего поставщика, увеличив в 2007 году поставки на 16%.
Экспорт
Экспортные рынки остаются значительным источником доходов для многих производителей устриц во Франции. В 2007 году объём экспорта вырос на 19% после 10% увеличения в 2006 году.
Общий объём экспорта в 2007 году составил 9 500 тонн стоимостью почти 39 миллионов евро. Италия является основным рынком для французских экспортёров, при этом ежегодные поставки в страну составляют свыше 5 000 тонн. В Италии также отмечается спрос и на устрицы большего размера. Ситуация на итальянском рынке устриц была относительно стабильной в период 2006-2007 годов, при этом общий ежегодный импорт составлял примерно 7 400 тонн.
Несмотря на то, что объёмы почти не изменились, итальянская доля общего французского экспорта снизилась с 65% в 2006 году до 53% в 2007 году. Это снижение произошло из-за увеличения более чем в два раза экспорта в Испанию, Нидерланды и Россию, а также из-за роста поставок в Бельгию. Бельгия, увеличив импорт, подтвердила свои позиции как второго экспортного рынка для французской устрицы. На её долю приходится свыше 10% от общего объёма. Испания теперь занимает 3 позицию в этом списке, опередив, таким образом, Германию, экспорт в которую вырос всего на 13%.
Тенденции в стоимости за единицу продукции французского экспорта в 2007 году указывают на рост доходов экспортёров. Средняя стоимость единицы экспортной продукции выросла на 12% до 4,06 евро за килограмм. Среди крупнейших рынков для французских устриц, в России в 2007 году была зафиксирована самая высокая стоимость за единицу продукции - 6,56 евро за килограмм.
Французский экспорт устриц в 2006-2007 годах | ||||||
Объём в тоннах | Стоимость в тыс. евро | |||||
2006 год | 2007 год | Изменения в % | 2006 год | 2007 год | Изменения в % | |
Италия | 5 230 | 5 100 | -2 | 16 030 | 17 600 | 10 |
Бельгия | 810 | 1 030 | 27 | 3 500 | 4 210 | 29 |
Испания | 310 | 660 | 113 | 1 460 | 2 590 | 77 |
Германия | 560 | 630 | 13 | 2 270 | 2 770 | 22 |
Нидерланды | 90 | 370 | 311 | 420 | 1 630 | 288 |
Россия | 170 | 340 | 100 | 930 | 2 230 | 140 |
Другие | 850 | 1 410 | 66 | 4 400 | 7 370 | 68 |
Всего | 8 020 | 9 540 | 19 | 29 010 | 38 700 | 33 |
Источник: Ofrimer/Национальная торговая статистика |
Мероприятия по продвижению товара
Низкий внутренний спрос на устрицу во Франции в начале сезона привёл к тому, что остатки складских запасов были перенесены во вторую половину сезона.
Учитывая хорошие условия для роста, запас в начале 2008 года состоял в основном из устриц более крупного размера, но хорошего качества.
Производители надеялись продать оставшиеся запасы в рамках мероприятий по продвижению продукции, организованных в период празднования Дня святого Валентина и Пасхи. Что касается экспорта, то тенденции в первом квартале были относительно стабильными, при этом объёмы в основном не изменились и составили 1 100 тонн в период с января по февраль 2008 года.