Глава Росрыболовства уверен, что «рыбная отрасль Юга России вернёт былое значение»
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний отправился в рабочую поездку по Астраханской области. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Вести-Северный Кавказ.
Как сообщили в среду в пресс-службе Росрыболовства, глава ведомства планирует побывать на отраслевых предприятиях региона, после чего проведет совещание в Волго-Каспийском территориальном управлении Росрыболовства.
Андрей Крайний также примет участие в выездном заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
Накануне этой поездки руководитель Федерального агентства по рыболовству ответил на вопросы корреспондента информационного сайта «Вести-Северный Кавказ», поделился своими впечатлениями от предыдущей поездки в Южный федеральный округ.
***
Корреспондент: - Андрей Анатольевич, в июле вы совершили рабочую поездку по югу России, каковы ваши впечатления? Что огорчило или, может быть, порадовало в первую очередь? Как вы оцениваете значение Юга России для отрасли в целом?
Андрей Крайний: - Порадовало то, что работники отрасли, несмотря на множество накопившихся проблем, на невысокие заработки, полны оптимизма реанимировать рыбное хозяйство. Импульс, который был дан высшим руководством страны к развитию рыбохозяйственного комплекса, оценён и воспринят. Люди сохранили надежду и реальную перспективу на конкретную работу. Рыбная отрасль Юга России вернёт былое значение и займёт достойное место в крепнущей экономике страны.
Власти региона уделяют рыбному сектору пристальное внимание. Особенно увеличению популяции ценных пород рыбы. В прудовых хозяйствах выращивают мальков и выпускают в реки и моря. Например, только в этом году кубанские водоемы пополнились на 1,5 миллиона осетров.
Губернатор Александр Ткачёв, кстати, ставит серьезные задачи по созданию экономических условий для искоренения браконьерства, ликвидации незаконного оборота рыбы, восстановлению запасов ценных видов и увеличению их добычи и переработки.
Это радует. Потому что рыбохозяйственная отрасль по определению максимально прибыльна и привлекательна для государства и бизнеса. Сейчас в эту сферу, в том числе и на Юге России, потянулись инвесторы. Мы видим: деньги будут направлены на строительство новых заводов, модернизацию портов, обновление рыболовецкого флота.
А огорчил здесь, прежде всего, масштаб браконьерства. Особенно в Дагестане и Калмыкии... По данным Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Дагестану, браконьерство здесь уже приобрело транснациональный характер.
За последнее время, в связи со сменой маршрутов миграции осетровых, увеличилось число браконьерских бригад, которые ведут лов рыбы в казахстанском секторе Каспийского моря и затем сбывают ее в России, минуя сухопутную границу Казахстана. Отсутствие единой системы контроля за выловом осетровых и борьбы с браконьерством привело к тому, что официальный вылов этой рыбы сократился с 15 тысяч тонн в начале 90-х годов до одной тысячи тонн в 2007 году.
Мы предлагаем противопоставить интернациональному браконьерству интернациональную государственную вооруженную охрану водных биоресурсов Каспия. Межведомственной комиссии по водным биоресурсам пяти прикаспийских государств необходимо придать статус межправительственной. А основой для рыбоохранной структуры на Каспии с российской стороны могли бы стать силы Каспийской флотилии.
Словом, необходим ряд радикальных решений, в том числе и международного характера, для того чтобы многолетняя борьба с незаконным промыслом увенчалась победой.
Корр: - В последнее время очень много писалось и говорилось о бесконтрольном вылове и, как следствие, практически полном уничтожении популяции осетровых. В Дону и Азовском море этой рыбы уже нет. В Волге и Каспии счет идет не на тонны, как раньше, а на штуки. Как вы можете охарактеризовать положение дел на данный момент и, какие меры планируете предпринять, чтобы исправить ситуацию?
А.К.: - Именно об этом я и говорю. Без экстренного принятия радикальных мер, мы можем оказаться поколением, на памяти которого осетр исчезнет. Эта рыба рискует остаться только на заводах, может быть, в искусственном виде, и в музеях. В этом году из федерального бюджета на воспроизводство всех водных биоресурсов в стране выделен 281 миллион рублей. Это хорошие деньги для поддержания популяции ценных видов рыб. Но по-хозяйски ли мы их расходуем?
Корр: - Закон об осетровых еще только готовится на рассмотрение правительства, а у него уже есть немало противников. Какие положения закона вызывают больше всего споров?
А.К.: - Согласно данному законопроекту федеральной собственностью будут объявлены осетровые стада, которые пребывают в естественной среде обитания: Волга, Каспий, Обь, Амур... Только искусственно выращенные осетровые смогут находиться в частной собственности (также в региональной и муниципальной).
Устанавливать объемы общедопустимого улова, распределять квоты, а так же контролировать производство и оборот осетровых будет государство.
Для частных хозяйств, занимающихся искусственным выращиванием рыбы, предусматривается льготное кредитование. Вся легальная продукция из осетровых должна будет проходить обязательную маркировку, весь незаконный улов будет по-прежнему уничтожаться.
Законопроект также ограничивает геологоразведку и строительство нефтяных и газовых трубопроводов в местах обитания осетра. Судите сами, кто может противиться такой постановке вопроса.
Корр: - Правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». Что означает принятие этой программы для отрасли в целом и для Юга России в частности?
А.К.: - Федеральная целевая программа предусматривает в долгосрочной перспективе решение задач перехода развития рыбохозяйственного комплекса от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, рационального использования водных биоресурсов и обеспечения конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
В 27 регионах планируется построить или реконструировать заводы по воспроизводству водных биоресурсов, а также реализовать четыре инфраструктурных проекта для воспроизводства популяций ценных видов водных биоресурсов. Намечено строительство, реконструкция и техническое перевооружение восьми научно-производственных инновационных центров при ведущих рыбохозяйственных НИИ.
Программа также предусматривает строительство 27 научно-исследовательских судов, восьми судов для воспроизводства рыбы, двух патрульных судов типа «Спрут» и 208 единиц моторных лодок и малых плавсредств.
Программа позволит к 2013 году довести долю отечественной рыбной продукции на российском рынке до 80 процентов против сегодняшних 62,5 процентов.
Корр: - На что в первую очередь будут потрачены государственные деньги и, какова доля вложений в Южный регион?
А.К.: - Например, рыбный порт Махачкалы решено реконструировать и использовать по прямому назначению. Для этих целей из федерального бюджета будет выделено в 2009-2011 годах 190 миллионов рублей. Есть договоренность с Министерством транспорта, что эти средства будут выделяться в рамках ФЦП по развитию транспорта.
На средства федерального бюджета планируется восстановить причальную стенку, закупить краны для погрузочно-разгрузочных работ. А на средства частного бизнеса здесь будет построена холодильная установка.
Это будет порт, который будет работать на рыбную отрасль Республики Дагестан. В течение пяти лет в Калмыкии планируется построить три завода по разведению ценных пород рыб, в том числе осетровых.
Объем инвестиций при этом превысит 300 миллионов рублей. Из этих средств 240 миллионов рублей будут выделены в рамках ФЦП «Юг России». Строительство трех заводов обеспечат Калмыкии только напрямую тысячу рабочих мест.
Корр: - В одном из своих последних интервью вы заявили, что принятием целевой программы государство фактически подтвердило свой стратегический интерес к рыбной отрасли и дало сигнал бизнесу для активного участия в ее развитии. А как вы считаете, есть ли сегодня интерес у инвесторов к рыболовству на Юге России?
А.К.: - Однозначно есть! И на Юге России я это чётко почувствовал. Скажем, в Адыгее планируется построить рыбозавод. Здесь видят, как можно использовать возможности кредитования различных проектов на выгодных для республики условиях. А близость республики к Краснодарскому краю, к Олимпийскому Сочи делают ее сегодня желанной для многих инвесторов.
Корр: - Вы собираетесь в ближайшее время открыть, так называемую, рыбную биржу. Зачем? И можно ли ожидать открытия рыбной биржи на Юге России?
А.К.: - Создание рыбных бирж, с одной стороны, должно стать эффективным инструментом свободного рынка, а с другой - обеспечить эффективный государственный контроль за счет прозрачности всех процедур, в том числе, путем осуществления на бирже регистрации всех заключаемых контрактов, включая долгосрочные контракты. Касательно рыбной биржи, мы должны корректировать свои планы с готовящимся законом о биржах и биржевой торговле.
Корр: - Ваше отношение к свободной продаже сетей и электроудочек, какую позицию занимает Росрыболовство в этом вопросе?
А.К.: - Категорически отрицательное отношение к этим варварским орудиям лова. Мы предлагаем запретить продажу китайских капроновых сетей и элетроудочек. Законодательные инициативы уже подготовлены, и мы рассчитываем внести их в осеннюю сессию заседания Государственной думы.
Необходимо принятие жестких мер, так как капроновые сети китайского производства не разлагаются в воде, а запутавшаяся в них рыба начинает гнить, что вредит экосистеме. При этом из-за относительной дешевизны таких сетей рыбаки предпочитают просто бросать их в воде.
Корр: - Андрей Анатольевич, в последнее время часто приходится слышать и о всемирном подорожании продуктов питания, и о грядущем продовольственном кризисе. Рыба, как известно, составляет важную часть нашего рациона. Как вы считаете, сможет ли в будущем отрасль прокормить россиян и когда мы вновь сможем увидеть на своих столах в изобилии осетровую рыбу и икру?
А.К.: -Доля импортной рыбопродукции на российском рынке составляет 38 процентов, а в городах-миллионниках доходит до 60 процентов. Причем российские компании экспортируют главным образом сырье с низкой добавленной стоимостью, а на наш рынок приходит гораздо более дорогая, уже переработанная, зарубежная продукция, частично из нашего же сырья.
Предусмотренные в федеральной программе меры позволят увеличить долю отечественной рыбной продукции на российском рынке до 80 процентов.
Но тут важна цена, по которой продаётся рыба людям. А на цену рыбы оказывает влияние и состояние рыбодобывающего флота, и цена топлива. Устаревшие суда требуют больше топлива, которое постоянно дорожает, лишая небогатых россиян возможности приобрести этот ценный продукт.
Потребление рыбы в стране упало с советских 19-20 килограммов до официальных 12,7 килограммов. Но статистика «не видит» браконьерский промысел, который тоже рано или поздно попадает на стол, не учитывает спортивно-любительское рыболовство. На самом деле средний россиянин сейчас потребляет ежегодно 15-16 килограммов рыбы, что, впрочем, тоже недостаточно.
Перед нашей отраслью поставлена задача по увеличению потребления рыбы в России. Уверен, что мы справимся с этой задачей.