ГЛОНАСС декларируемая и реальная
Тема Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) занимает одно из центральных мест при обсуждении вопросов повышения эффективности использования результатов космической деятельности в России. Ввод системы в полномасштабную эксплуатацию обозначен президентом России Владимиром Путиным как приоритетная национальная задача. До конца декабря, судя по заявлениями первого вице-премьера РФ Сергея Иванова, в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС будет как минимум 18 действующих спутников. По его мнению, это позволит обеспечить навигационной информацией пользователей на ста процентах территории России.
Еще весной на Международном форуме по спутниковой навигации глава Роскосмоса Анатолий Перминов подчеркнул: "Мы планируем осуществить в 2007 году запуск шести модернизированных космических аппаратов и в 2009 г. довести орбитальную группировку до штатной численности, то есть до 24 спутников. Тогда этой системой смогут пользоваться потребители во всем мире".
К сожалению, реальная ситуация существенно отличается от декларируемой. Сегодня, по данным российского Центра управления полетами общее число космических аппаратов в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС составляет 19 аппаратов, из них в рабочем состоянии находится 12 спутников. Это число может увеличиться на один спутник, который находится на этапе ввода в эксплуатацию, плюс - еще на три, находящиеся на орбитальном техобслуживании. Таким образом, число работоспособных спутников системы ГЛОНАСС теоретически без новых запусков может составить 16.
Однако только 7 спутников из этого числа являются модернизированными аппаратами серии "Ураган-М", а остальные 9 - старые образцы с истекшим и истекающим сроком активного существования.
Запустить аппараты в космос - это только часть проблемы: их нужно еще и включить в работу, на что уходит по несколько месяцев. Пример тому - из трех запущенных в декабре прошлого года спутников один, как уже говорилось, до сих пор числится "на этапе ввода в эксплуатацию". Были случаи, когда спутники только через 8 месяцев после запуска начинали работать в группировке.
Штатная группировка ГЛОНАСС - по восемь спутников в трех орбитальных плоскостях. В американской GPS также 24 спутника плюс 5 резервных. В перспективе в американской системе число рабочих аппаратов планируется довести до 48. В российской же системе резервных аппаратов не предусмотрено. При этом спутники регулярно выводятся на плановое и внеплановое обслуживание. Фактически ни одного дня, начиная с 1995 г., орбитальная группировка ГЛОНАСС не функционировала в полном составе, а значит, ни о какой глобальности речи быть не может.
Другая проблема - при численности в 24 аппарата один из спутников находится над самым горизонтом и зачастую не виден, поскольку земной шар далеко не равнина. При 18 спутниках ГЛОНАСС обеспечит только работу экипажей кораблей в открытом море и самолетов в небе. Для большинства других пользователей ожидание может составить до двух часов и более.
Как следствие всего этого, сегодня рынок навигационного сервиса в России практически полностью принадлежит американской GPS и вряд ли ситуация измениться в ближайшие 5-10 лет. По заявлению министра транспорта Игоря Ливитина, только около 1200 летательных аппаратов российских авиакомпаний из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой. При этом 92% ее замкнуты на GPS и лишь 8% - на ГЛОНАСС.
Развитие отечественной навигационной космической системы курирует первый вице-премьер Сергей Иванов. Ею же занимаются Космические войска и Роскосмос. При этом, как справедливо заметил президент Владимир Путин, никто конкретно не отвечает за конечные результаты и, в частности, за наземный сегмент системы. А положение с выпуском необходимого количества пользовательской аппаратуры по-прежнему остается трудным. Серийное ее производство до сих пор не организовано.
Необходимо смириться с мыслью, что ГЛОНАСС может быть полностью введена в эксплуатацию не ранее 2010-2011 г, а разговоры о 18 спутниках вообще прекратить: в России сегодня такая усеченная группировка практически никому не нужна.
Предполагается, что перспективная навигационная система будет строиться на аппаратах "Ураган-КМ". В настоящее время вырабатываются технические требования к ним, а к летным испытаниям планируется приступить в 2015 г.
www.zrpress.ru