Госдума приняла в первом чтении технический регламент: будет ли он работать
В среду Госдума приняла в первом чтении технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов». Цель документа самая благая - защитить интересы потребителей. Но на деле все может оказаться не так гладко. Производители и ритейлеры жалуются, что некоторые положения закона - например, требование об обязательной фасовке мороженой рыбы - им будет сложно выполнить. В чем же дело? Ведь времени на подготовку к техрегламенту у участников рынка было предостаточно. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Известия.
Конечно, на бумаге техрегламент - документ практически идеальный. Он запрещает наносить на упаковку имитированного продукта картинку «настоящего», предписывает информировать покупателей о доле льда в общей массе рыбы или морепродуктов, а также -внимание! - обязывает упаковывать мороженую рыбу. Но, как выяснили «Известия», многие участники рынка не готовы выполнять последнее требование.
Дело в том, что линии по упаковке мороженой продукции есть только у крупных переработчиков, выпускающих брендированную продукцию. А у мелких предприятий этого оборудования нет. Они традиционно поставляют мороженую рыбу в торговые сети «навалом».
«Если придется покупать упаковочную линию, себестоимость продукции вырастет на 30%, - жалуется «Известиям» представитель одного из мурманских рыбоперерабатывающих предприятий. - А это значит, что рыбу просто перестанут покупать».
Понять переработчиков, конечно, можно. Но ведь требование упаковывать мороженую рыбу - вовсе не прихоть законодателей. Продавать рыбу, словно это картошка или морковь, недопустимо. Если рыба поставляется в торговлю «штабелями», недобросовестные производители намеренно устраивают пересортицу - «перемешивают» дешевые сорта рыбы с дорогими (впрочем, иногда подобную «процедуру» делают уже в магазине). А страдают от этого простые потребители.
Кроме того, у участников рынка было время подготовиться к новым требованиям. Ведь о том, что мороженую рыбу нужно будет обязательно упаковывать, и переработчики, и торговцы знали еще в прошлом году. Получается, что «рыбный» техрегламент может повторить судьбу молочного?
«Известия» уже не раз писали, что, несмотря на действие нового «молочного» закона, в магазинах по-прежнему продается молочный напиток, выдаваемый за молоко. Нерадивым торговцам лень даже наклеивать на пакеты информационные стикеры - как это положено во время «переходного периода», отмеренного Роспотребнадзором в течение полугода.
Но вернемся к морепродуктам. По новым правилам, производитель обязан указывать на упаковке массу глазури (льда), в которой заморожена продукция. Это позволит потребителям узнать, за что они, собственно, платят - за рыбу или за воду.
«Боюсь, эта информация будет отпугивать покупателей. Иногда рыба замораживается до состояния камня. Воды в ней - почти 50%. Кто осмелится в этом признаться?» - рассуждает Дмитрий, экспедитор одной их столичных компаний-поставщиков.
Впрочем, облапошить покупателя все-таки можно. «Техрегламент не указывает, какого размера должна быть подобная информация. Поэтому дистрибьютор запросто может сделать ее малочитаемой», - смеется Дмитрий.
Кстати говоря, подобные опасения вовсе не лишены оснований. Те же молочники делают информационные наклейки такими маленькими, что многие пенсионеры их могут попросту не прочитать. Эти стикеры клеятся на заднюю сторону пакета и еще к тому же вверх ногами. У продавцов рыбы - «хороший» пример.
Источник: Известия